С 1 сентября 2024 года в МБОУ ООШ № 11 в 6-9 классах
продолжится реализация единой модели профориентационной
деятельности «Профориентационный минимум».
Министерством просвещения разработана Единая модель
профориентационной деятельности, в ее основу заложен профориентационный минимум
для школьников 6–11-х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.
☝ Министерством
просвещения Российской Федерации разработана Единая модель
профориентации (продолжается создание единого образовательного пространства
Российской школы).
❓Что значит минимум - это "история" про "золотой стандарт образования", т. е. школа не может дать уровень ниже того, который определён Минпросвещением, больше - можно.
☝ Министерство
просвещения Российской Федерации разработало единую модель
профориентационной деятельности, в ее основу заложен профориентационный минимум
для школьников 6–11-х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.
☝Профминимум включает три уровня
на выбор образовательной организации:
базовый (не менее
40 часов в учебный год),
основной (не
менее 60 часов в учебный год),
продвинутый (не
менее 80 часов в учебный год).
☝ Каждый уровень профминимума реализуется по семи ключевым направлениям:
профильные
предпрофессиональные классы (инженерные, медицинские, космические, IT,
педагогические, предпринимательские), ориентированные на востребованные
профессии на рынке труда;
урочная деятельность, которая включает 100 тыс. часов дополнительных
материалов к учебным предметам (физика, химия, математика, технология),
разработанных Фондом гуманитарных проектов, с целью профессионального
окрашивания уроков;
внеурочная деятельность, предусматривающая один час в неделю на
проведение профориентационных мероприятий (онлайн-диагностика, уроки, проектная
деятельность, профориентационные программы, классные часы, в том числе просмотр
выпусков открытых онлайн-уроков «Шоу профессий», беседы, дискуссии,
мастер-классы, коммуникативные и деловые игры, консультации педагога и
психолога, моделирующие профессиональные пробы в онлайн-формате и др.);
воспитательная работа (экскурсии на производство, лекции,
профориентационные выставки, ярмарки, профессиональные пробы, дни открытых
дверей в колледжах и вузах, открытые уроки технологии на базе колледжей,
встречи с представителями разных профессий, конкурсы профориентационной
направленности, чемпионаты по профессиональному мастерству «Абилимпикс»,
«Профессионалы» и Чемпионат высоких технологий);
дополнительное образование (посещение занятий с учетом склонностей и
образовательных потребностей);
профобучение (обучение по программам подготовки по профессиям рабочих
и служащих по образцу существовавших учебно-производственных комбинатов);
взаимодействие с родителями или законными представителями (проведение
не менее двух собраний с представителями разных профессий).
☝ Один из ключевых профориентационных проектов – федеральный проект «Билет в будущее» (обучающиеся проходят региональные профориентационные пробы).
✍ Рекомендации по введению Профориентационного минимума можно найти в Письме Минпросвещения от 20.03.2023 № 05-848.
Цели и задачи
Профориентационного минимума
Цель – выстраивание системы профессиональной
ориентации обучающихся, которая реализуется в образовательной, воспитательной и
иных видах деятельности.
Задачи:
Развитие
нормативно-правового обеспечения профориентационной деятельности в
образовательных организациях;
Разработка
научно-обоснованного содержательного наполнения профориентационной работы,
с учетом разных возможностей образовательных организаций;
Систематизация
и обогащение инструментами и практиками региональных, муниципальных и школьных
моделей профессиональной ориентации обучающихся;
Подготовка
программ повышения квалификации для специалистов, осуществляющих
профориентационную деятельность в образовательных организациях;
Включение в
профориентационную работу профессиональных образовательных организаций,
организаций высшего образования, компаний - работодателей, центров занятости
населения, родительского сообщества;
Включение в
профориентационную работу программу, предусматривающую поддержку обучающихся
“группы риска”: обучающихся с прогнозируемыми затруднениями трудоустройства.
Целевая аудитория – обучающиеся 6–11 классов общеобразовательных
организаций, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и
детей-инвалидов, родители и педагоги, представители среднего профессионального
и высшего образования, работодатели региона.
Содержание предполагает
спецификацию по шести возрастным группам: возрастные группы соответствуют
каждому из классов с 6 по 11. Все виды активности (видеоконтент, статьи с
описанием профессий, в том числе профессий будущего6, тематические онлайн-
уроки, методы диагностики, мероприятия в рамках партнерского формата с
работодателями, профессиональными образовательными организациями,
образовательными организациями высшего образования, профессиональные пробы на
базе Платформы и на базе Площадки, статьи и семейные тесты для родителей)
разрабатываются с учетом возрастных особенностей обучающихся и ориентированы на
разные возрастные группы.
Отдельная спецификация – для
групп с ОВЗ с разными нозологиями по возрастам.
Профориентационный минимум
предлагает на выбор руководству образовательной организации один из трех
уровней реализации профориентационной деятельности в школе:
·
Базовый уровень (Рекомендованная учебная нагрузка – не
менее 40 часов в год);
·
Основной уровень (не менее 60 часов);
·
Продвинутый уровень (не менее 80 часов).
Образовательная организация
самостоятельно выбирает уровень реализации программ Профориентационного
минимума в зависимости от своих приоритетов развития и возможностей. Контент
для наполнения каждого из уровней предусмотрен Проектом профессиональной ориентации
обучающихся «Билет в будущее»
Профориентационную
работу рекомендовано реализовывать в следующих форматах:
УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Включает: профориентационое
содержание уроков по предметам общеобразовательного цикла (физика, химия,
математика и т.д.), где рассматривается значимость учебного предмета в
профессиональной деятельности. Не предполагает проведение дополнительных
уроков, проводится в рамках учебного плана. Рекомендуются для использования
разработки в рамках КИК – «Конструктор будущего»7 или другие программы.
Профориентационно значимые уроки в рамках учебного предмета «Технология» (в
части изучения отрасле экономики и создания материальных проектов, в том числе
на базе учебно- производственных комплексов).
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Включает: профориентационную
онлайн-диагностику (диагностику склонностей, ддиагностику готовности к
профессиональному самоопределению); профориентационные уроки; проектную
деятельность; профориентационные программы; классные часы (в т.ч. демонстрация
выпусков открытых онлайн-уроков «Шоу профессий»), беседы, дискуссии,
мастер-классы, коммуникативные и деловы игры, консультации педагога и
психолога, моделирующие профессиональные пробы в онлайн-формате и др.
Используемые материалы:
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Билет в
будущее», разработанная Фондом гуманитарных проектов;
Примерная
рабочая программа курса внеурочной деятельности «Профориентация», разработанная
ИСРО РАО;
Онлайн-уроки
«Шоу профессий»
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Включает:
Экскурсии на
производство, экскурсии и посещение лекций в образовательных организациях СПО и
ВО, посещение профориентационной выставки «Лаборатория будущего» и других,
посещение профессиональных проб, выставок, ярмарок профессий, дней открытых
дверей в образовательных организациях СПО и ВО, открытых уроков технологии на
базе колледжей, встречи с представителями разных профессий и др.
Конкурсы
профориентационной направленности (в том числе в рамках Российского движения
школьников, Юнармии, реализации проекта «Россия – страна возможностей»,
чемпионатов «Абилимпикс», «Профессионалы» и др.)
Может быть
реализована через включение во внеурочную деятельность и является инвариативным
модулем воспитательной работы образовательной организации.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Выбор и посещение занятий в
рамках дополнительного образования с учетом склонностей и образовательных
потребностей.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Выбор и обучение по
программам профессионального обучения.
Профессиональное обучение
направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной
компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями,
аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными
лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им
(при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии
рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.
Профессиональное обучение
реализуется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том
числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а
также в форме самообразования.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
(ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ)
В рамках взаимодействия с
родителями (законными представителями) проводится информационное сопровождение
родителей обучающихся, проведение тематических родительских собраний,
тематические рассылки по электронной почте и с помощью мессенджеров, в том
числе о процессе профессионального самоопределения ребенка, а также участие
родительского сообщества во встречах с представителями разных профессий.
ПРОФИЛЬНЫЕ
ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КЛАССЫ
Включает в себя все описанные
выше форматы работы и является комплексом мероприятий из шести форм.
Предусматривает заключение
партнерского соглашения с профессиональными образовательными организациями
(например, в формате учебно-производственного комплекса), организациями высшего
образования, компаниями работодателями.
Образовательная организация
самостоятельно выбирает под запрос экономики профильность обучения в классе.
Это могут быть: инженерные, медицинские, космические, IT, педагогические,
предпринимательские и другие классы.
В 2024-2025 учебном году в МБОУ ООШ № 11 реализуется ОСНОВНОЙ УРОВЕНЬ «Профориентационного минимума».
Курс занятий «Россия – мои горизонты»
Материалы для внеурочной деятельности Профминимума
https://bvb-kb.ru/?section=vneurochnaya-deyatelnost
Ответственное лицо за реализацию профминимума
в МБОУ ООШ № 11
Прохорова Наталья Анатольевна,
заместитель директора по учебной работе
Тел.: 8 (34373) 97-2-47