Окружающий мир

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
(предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий
мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному
предмету «Окружающий мир» и включает пояснительную записку,
содержание обучения, планируемые результаты освоения программы и
тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания и планируемым результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для
обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне
начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру
включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а
также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на
уровне начального общего образования.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего
образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной
рабочей программы воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе,
предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует
потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего
образования и направлено на достижение следующих целей:
 формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём
человека на основе целостного взгляда на окружающий мир
(природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно-этических понятий,
представленных в содержании программы по окружающему миру;
 формирование ценности здоровья человека, его сохранения и
укрепления, приверженности здоровому образу жизни;
 развитие умений и навыков применять полученные знания в
реальной учебной и жизненной практике, связанной как с
поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты,
трудовая деятельность), так и с творческим использованием
приобретённых
знаний
в
речевой,
изобразительной,
художественной деятельности;
развитие
и
воспитание
личности
 духовно-нравственное
гражданина
Российской
Федерации,
понимание
своей
принадлежности к Российскому государству, определённому
этносу;
 проявление уважения к истории, культуре, традициям народов
Российской Федерации;

освоение обучающимися мирового культурного опыта по
созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил
построения взаимоотношений в социуме;
 обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности
ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических
норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного
отношения к природе в соответствии с экологическими нормами
поведения;
навыков повседневного проявления культуры
 становление
общения, гуманного отношения к людям, уважительного
отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли
человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в
среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в
системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных
систем
является
содержание,
усвоение
которого
гарантирует
формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа
жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты
своих поступков и оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён
на основе следующих ведущих идей:
 раскрытие роли человека в природе и обществе;
общечеловеческих ценностей взаимодействия в
 освоение
системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и
другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий
мир», составляет 270 часов (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс –
66 часов, 2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 КЛАСС
Человек и общество
Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и
обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской
Федерации – глава государства. Политико-административная карта
России.
Общая
характеристика
родного
края,
важнейшие
достопримечательности, знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного
края: достопримечательности, история и характеристика отдельных
исторических событий, связанных с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной
солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками.
Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день,
День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства,
День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение
к культуре, истории, традициям своего народа и других народов,
государственным символам России.
История Отечества «Лента времени» и историческая карта.
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной
жизни страны в разные исторические периоды: Государство Русь,
Московское государство, Российская империя, СССР, Российская
Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные
традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди
разных эпох как носители базовых национальных ценностей.
Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного
наследия в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры.
Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края.
Личная ответственность каждого человека за сохранность историкокультурного наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям
независимо от их национальности, социального статуса, религиозной
принадлежности.
Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения,
измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений.
Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего
живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы.
Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение
Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и
смена времён года.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее
представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и
горы России. Особенности поверхности родного края (краткая
характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река
как водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие
реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки
родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия
в России и за рубежом (2–3 объекта).
Природные зоны России: общее представление, основные природные
зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта
людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Связи в природных зонах.
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы
взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды,
воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила
нравственного поведения в природе. Международная Красная книга
(отдельные примеры).
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек.
Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом
транспортной инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в
общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила
безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и
разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста, правила
использования самоката и других средств индивидуальной мобильности.
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет
(поиск достоверной информации, опознавание государственных
образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в
условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную
сеть Интернет.
Изучение окружающего мира в 4 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных
учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий,
регулятивных
универсальных
учебных
действий,
совместной
деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть
познавательных универсальных учебных действий способствуют
формированию умений:
 устанавливать последовательность этапов возрастного развития
человека;
 конструировать в учебных и игровых ситуациях правила
безопасного поведения в среде обитания;
 моделировать схемы природных объектов (строение почвы;
движение реки, форма поверхности);
 соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой
природной зоне;
 классифицировать природные объекты по принадлежности к
природной зоне;
 определять разрыв между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий способствует формированию умений:
 использовать умения работать с информацией, представленной в
разных формах; оценивать объективность информации, учитывать
правила безопасного использования электронных образовательных
и информационных ресурсов;

использовать для уточнения и расширения своих знаний об
окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том
числе и информационно-коммуникационную сеть Интернет (в
условиях контролируемого выхода);
 делать сообщения (доклады) на предложенную тему на основе
дополнительной информации, подготавливать презентацию,
включая в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
 ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов;
культура,
долг,
соотечественник,
берестяная
грамота,
первопечатник, иконопись, объект Всемирного природного и
культурного наследия;
 характеризовать человека как живой организм: раскрывать
функции различных систем органов; объяснять особую роль
нервной системы в деятельности организма;
 создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и
самочувствия организма вредных привычек;
качеств –
 описывать ситуации проявления нравственных
отзывчивости, доброты, справедливости и др.;
 составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе
(на основе сезонных изменений, особенностей жизни природных
зон, пищевых цепей);
 составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина
РФ»;
 создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории
нашей страны (в рамках изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
 самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи;
предвидеть трудности и возможные ошибки;
 контролировать процесс и результат выполнения задания,
корректировать учебные действия при необходимости;
 адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу
над ошибками;
 находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их
причины.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
 выполнять правила совместной деятельности при выполнении
разных ролей – руководитель, подчинённый, напарник, члена
большого коллектива;
 ответственно относиться к своим обязанностям в процессе
совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в
общее дело;
 анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных
игр, труда, использования инструментов, которые могут стать
опасными
для
здоровья
и
жизни
других
людей.


ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального
общего образования направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир»
характеризуют
готовность
обучающихся
руководствоваться
традиционными
российскими
социокультурными
и
духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта
деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине – России;
понимание особой роли многонациональной России в
современном мире;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей
национальной общности;
 сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей
страны и родного края;
 проявление интереса к истории и многонациональной культуре
своей страны, уважения к своему и другим народам;
 первоначальные представления о человеке как члене общества,
осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
 проявление культуры общения, уважительного отношения к
людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
 принятие существующих в обществе нравственно-этических норм
поведения и правил межличностных отношений, которые строятся
на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и
доброжелательности;
правил совместной деятельности, проявление
 применение
способности договариваться, неприятие любых форм поведения,
направленных на причинение физического и морального вреда
другим людям.
Эстетического воспитания:
 понимание особой роли России в развитии общемировой
художественной культуры, проявление уважительного отношения,
восприимчивости и интереса к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов;
полученных
знаний
в продуктивной
и
 использование
преобразующей деятельности, в разных видах художественной
деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
 соблюдение правил организации здорового и безопасного (для
себя и других людей) образа жизни; выполнение правил

безопасного поведении в окружающей среде (в том числе
информационной);
 приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания,
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
 осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное отношение к
результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
 осознание роли человека в природе и обществе, принятие
экологических норм поведения, бережного отношения к природе,
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
ценности познания
для развития человека,
 осознание
необходимости самообразования и саморазвития;
познавательного
интереса,
активности,
 проявление
инициативности, любознательности и самостоятельности в
расширении своих знаний, в том числе с использованием
различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
целостность
окружающего
мира
(взаимосвязь
 понимать
природной и социальной среды обитания), проявлять способность
ориентироваться в изменяющейся действительности;
 на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира
устанавливать связи и зависимости между объектами (часть –
целое; причина – следствие; изменения во времени и в
пространстве);
 сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания
для сравнения, устанавливать аналогии;
 объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
существенный
признак
для
классификации,
 определять
классифицировать предложенные объекты;
 находить закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного
алгоритма;
недостаток информации для решения учебной
 выявлять
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
 проводить (по предложенному и самостоятельно составленному
плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные
опыты;
интерес к экспериментам, проводимым под
 проявлять
руководством учителя;
 определять разницу между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;

формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы,
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и
последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
 моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в
природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные
зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его
последствия; коллективный труд и его результаты и др.);
по предложенному плану опыт, несложное
 проводить
исследование по установлению особенностей объекта изучения и
связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на
основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения,
исследования).
3) Работа с информацией:
 использовать различные источники для поиска информации,
выбирать источник получения информации с учётом учебной
задачи;
в
предложенном
источнике
информацию,
 находить
представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму;
достоверную и недостоверную информацию
 распознавать
самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её
проверки;
 находить и использовать для решения учебных задач текстовую,
графическую, аудиовизуальную информацию;
и интерпретировать
графически представленную
 читать
информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
 соблюдать правила информационной безопасности в условиях
контролируемого
доступа
в
информационнотелекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя);
 анализировать и создавать текстовую, видео, графическую,
звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
 фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт,
выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема,
диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения,
оценивать выступления участников;
 признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
приводить доказательства своей правоты;
 соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять
уважительное отношение к собеседнику;
 использовать смысловое чтение для определения темы, главной
мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и
поступках людей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
 конструировать обобщения и выводы на основе полученных
результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их
доказательствами;


находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об
изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной
жизни;
 готовить небольшие публичные выступления с возможной
презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту
выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
 планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя
действия по решению учебной задачи;
 выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
 осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
 находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
 корректировать свои действия при необходимости (с небольшой
помощью учителя);
 предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок,
предусматривать способы их предупреждения, в том числе в
житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
 объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить
свою оценку с оценкой учителя;
 оценивать целесообразность выбранных способов действия, при
необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
 понимать значение коллективной деятельности для успешного
решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в
формулировании
краткосрочных
и
долгосрочных
целей
совместной деятельности (на основе изученного материала по
окружающему миру);
 коллективно строить действия по достижению общей цели:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
готовность руководить, выполнять поручения,
 проявлять
подчиняться;
 выполнять правила совместной деятельности: справедливо
распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с
наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их
возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
 ответственно выполнять свою часть работы.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
4 КЛАСС
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
 проявлять уважение к семейным ценностям и традициям,
традициям своего народа и других народов, государственным
символам России;



























соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
показывать
на
физической
карте
изученные
крупные
географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря,
омывающие территорию России);
показывать на исторической карте места изученных исторических
событий;
находить место изученных событий на «ленте времени»;
знать основные права и обязанности гражданина Российской
Федерации;
соотносить изученные исторические события и исторических
деятелей с веками и периодами истории России;
рассказывать о государственных праздниках России, наиболее
важных событиях истории России, наиболее известных
российских
исторических
деятелях
разных
периодов,
достопримечательностях столицы России и родного края;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты,
выделяя их существенные признаки, в том числе государственную
символику России и своего региона;
проводить по предложенному/самостоятельно составленному
плану или выдвинутому предположению несложные наблюдения,
опыты с объектами природы с использованием простейшего
лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя
правилам безопасного труда;
распознавать изученные объекты и явления живой и неживой
природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их
в окружающем мире;
группировать изученные объекты живой и неживой природы,
самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить
простейшие классификации;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их
внешних признаков и известных характерных свойств;
использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения
простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены
дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе
своей местности, причины смены природных зон);
называть наиболее значимые природные объекты Всемирного
наследия в России и за рубежом (в пределах изученного);
называть экологические проблемы и определять пути их решения;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые
высказывания о природе и обществе;
использовать различные источники информации для поиска и
извлечения информации, ответов на вопросы;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
осознавать возможные последствия вредных привычек для
здоровья и жизни человека;
соблюдать правила безопасного поведения при использовании
объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в
театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха,
учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.);
соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде,
самокате;




осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и
верифицированной
информации
в
информационнотелекоммуникационной сети Интернете;
соблюдать правила безопасного для здоровья использования
электронных образовательных и информационных ресурсов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электр
образо

Раздел 1. Человек и общество
1.1

Наша родина Российская
Федерация

10

1.2

История
Отечества. «Лента
времени» и
историческая
карта

17

1.3

Человек - творец
культурных
ценностей.
Всемирное
культурное
наследие

6

Итого по разделу

Библио

https://m

Библио

https://m

Библио

https://m

33

Раздел 2. Человек и природа
2.1

Методы познания
окружающей

5

2

Библио

https://m

природы.
Солнечная система
2.2

Формы земной
поверхности.
Водоемы и их
разнообразие

9

2.3

Природные зоны
России: общее
представление,
основные
природные зоны

5

2.4

Природные и
культурные
объекты
Всемирного
наследия.
Экологические
проблемы

5

Итого по разделу

Библио

https://m

Библио

https://m

Библио

https://m

24

Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1

Здоровый образ
жизни:
профилактика
вредных привычек

1

3.2

Безопасность в
городе.

4

Библио

https://m

Библио

https://m

Безопасность в
сети Интернет
Итого по разделу

5

Резервное время

6

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

68

4

2

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№
п
/
п

Количество часов
Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Как человек изучает
окружающую природу?

1

2

Солнце - звезда

1

3

Планеты Солнечной системы.
Луна – спутник Земли

1

4

Смена дня и ночи на Земле
как результат вращения
планеты вокруг своей оси
(практические работы с
моделями и схемами)

1

1

5

Обращение Земли вокруг
Солнца как причина смены
сезонов (практические работы
с моделями и схемами).
Общая характеристика времён
года

1

1

Дата
изучения

6

Историческое время. Что
такое «лента времени»?

1

7

Экологические проблемы
взаимодействия человека и
природы

1

8

Всемирное культурное
наследие России

1

9

Природные и культурные
объекты Всемирного наследия
в России

1

10

Природные и культурные
объекты Всемирного наследия
за рубежом

1

11

Знакомство с Международной
Красной книгой

1

12

Всемирное культурное
наследие

1

13

Охрана историко-культурного
наследия

1

14

О вредных для здоровья
привычках

1

15

Правила цифровой

1

грамотности при
использовании Интернет
16

Планирование маршрутов с
учётом транспортной
инфраструктуры населённого
пункта

1

17

Правила поведения в
общественных местах: зонах
отдыха, учреждениях
культуры и торговых центрах

1

18

Безопасное поведение при
езде на велосипеде и самокате.
Дорожные знаки

1

19

Равнины России: ВосточноЕвропейская, ЗападноСибирская (название, общая
характеристика, нахождение
на карте)

1

20

Горные системы России:
Урал, Кавказ, Алтай (краткая
характеристика, главные
вершины, место нахождения
на карте)

1

21

Водоёмы Земли, их
разнообразие. Естественные
водоёмы: океан, море, озеро,

1

болото. Примеры водоёмов в
России
22

Река как водный поток

1

23

Крупнейшие реки России:
название, нахождение на карте

1

24

Характеристика природных
зон России: арктическая
пустыня. Связи в природной
зоне

1

25

Характеристика природных
зон России: тундра. Связи в
природной зоне

1

26

Характеристика природных
зон России: тайга. Связи в
природной зоне

1

27

Характеристика природных
зон России: смешанный лес.
Связи в природной зоне

1

28

Характеристика природных
зон России: степь и
полупустыня. Связи в
природной зоне

1

29

Формы земной поверхности
(на примере родного края)

1

30

Водоёмы и реки родного края

1

31

Использование рек и водоёмов
человеком (хозяйственная
деятельность, отдых). Охрана
рек и водоёмов

1

32

Защита и охрана природных
богатств (воздуха, воды,
полезных ископаемых, флоры
и фауны)

1

33

Искусственные водоёмы:
водохранилища, пруды (общая
характеристика)

1

34

Резервный урок. Проверочная
работа по теме "Формы
земной поверхности и
водоёмы"

1

1

35

Резервный урок. Проверочная
работа по теме "Природные
зоны"

1

1

36

Человек - творец культурных
ценностей

1

37

Труд и быт людей в разные
исторические времена

1

38

Резервный урок. Новое время

1

39

Резервный урок. Новейшее
время: история продолжается
сегодня

1

40

Государство Русь. Страницы
общественной и культурной
жизни

1

41

Города России. Древние
города России. Страницы
истории

1

42

Государство Русь. Человек защитник своего Отечества

1

43

Московское государство.
Страницы общественной и
культурной жизни в
Московском государстве

1

44

Образование и культура в
Московском государстве

1

45

Страницы истории
Российской империи. Пётр I

1

46

Страницы Российской
империи. Преобразования в
культуре, науке, быту

1

47

Образование в Российской
империи

1

48

Развитие культуры в
Российской империи
Российская империя: развитие
культуры XVIII века
(архитектура, живопись,
театр)

1

49

«Золотой век» русской
культуры. Великие поэты и
писатели, композиторы и
художники XIX века

1

50

Первая Отечественная война:
1812 год. Защита Родины от
французских завоевателей

1

51

Страницы истории России ХХ
века

1

52

Великая Отечественная война
1941-1945 гг: как все
начиналось…

1

53

Великая Отечественная война
1941-1945 гг: главные
сражения

1

54

Всё для фронта – всё для
победы

1

55

Взятие Берлина. Парад
Победы

1

56

Мы живём в Российской
Федерации

1

57

Государственное устройство
РФ (общее представление).
Конституция РФ. Президент
РФ. Политикоадминистративная карта
России

1

58

Родной край. Знаменитые
люди родного края

1

59

Взаимоотношения людей в
обществе: доброта и
гуманизм, справедливость и
уважение

1

60

Права и обязанности
гражданина Российской
Федерации. Права ребёнка

1

61

Государственные праздники
России

1

62

Праздник в жизни общества и
человека

1

63

Праздники и памятные даты
своего региона

1

64

Малая Родина гражданина

1

России.
Достопримечательности
родного края
65

Наша малая Родина: главный
город

1

66

Города России. Города-герои.
Страницы истории

1

67

Резервный урок. Проверочная
работа по теме "История
Отечества"

1

1

68

Резервный урок. Проверочная
работа по итогам обучения в 4
классе

1

1

68

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

2

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Окружающий мир (в 2 частях), 4 класс/ Плешаков А.А., Крючкова Е.А.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.Н.Ю.Васильева Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир" к
УМК "Школа России".Москва.Вако.2019
2. Журналы "Юный натуралист",1990 г.
3. Птицы русского леса. Москва. Издательство "Изобразительное
искусство",1979.
4.У водоема.Издательство "Изобразительное искусство",1978.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».