ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» (предметная
область «Русский язык и литературное чтение») соответствует Федеральной рабочей
программе по учебному предмету «Литературное чтение» и включает пояснительную
записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по
литературному чтению. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи
изучения литературного чтения, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального
общего образования. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем
универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных),
которые возможно формировать средствами литературного чтения с учётом
возрастных особенностей обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению
включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального
общего образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ
ЧТЕНИЕ»
Программа по литературному чтению на уровне начального общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения программы начального
общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Литературное чтение – один из ведущих учебных предметов уровня начального
общего образования, который обеспечивает, наряду с достижением предметных
результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения
других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает
основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного
развития обучающихся.
Литературное чтение призвано ввести обучающегося в мир художественной
литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и
приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской
литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие
обучающегося, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на
обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Приоритетная цель обучения литературному чтению – становление грамотного
читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства
самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и
повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или
прочитанное произведение.
Приобретённые обучающимися знания, полученный опыт решения учебных
задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе
изучения литературного чтения станут фундаментом обучения на уровне основного
общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Достижение цели изучения литературного чтения определяется решением
следующих задач:
формирование у обучающихся положительной мотивации к
систематическому чтению и слушанию художественной литературы и
произведений устного народного творчества;
достижение необходимого для продолжения образования уровня общего
речевого развития;
осознание значимости художественной литературы и произведений устного
народного творчества для всестороннего развития личности человека;
первоначальное представление о многообразии жанров художественных
произведений и произведений устного народного творчества;
овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста,
осознанного использования при анализе текста изученных литературных
понятий в соответствии с представленными предметными результатами по
классам;
овладение техникой смыслового чтения вслух, «про себя» (молча) и
текстовой деятельностью, обеспечивающей понимание и использование
информации
для решения учебных задач.
Программа по литературному чтению представляет вариант распределения
предметного содержания по годам обучения с характеристикой планируемых
результатов. Содержание программы по литературному чтению раскрывает
следующие направления литературного образования обучающегося: речевая и
читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.
В основу отбора произведений для литературного чтения положены
общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и
особенностям восприятия обучающимися фольклорных произведений и литературных
текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей,
культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся
представителей мировой детской литературы.
Важным принципом отбора содержания программы по литературному чтению
является представленность разных жанров, видов и стилей произведений,
обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности
обучающегося, а также возможность достижения метапредметных результатов,
способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении
других предметов учебного плана начального общего образования.
Планируемые результаты изучения литературного чтения включают личностные,
метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения
обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету
«Литература», который изучается в основной школе.
На литературное чтение в 1 классе отводится 132 часа (из них не менее 80 часов
составляет вводный интегрированный учебный курс «Обучение грамоте»), во 2-4
классах
по
136
часов
(4
часа
в
неделю
в
каждом
классе).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
О Родине, героические страницы истории. Наше Отечество, образ родной
земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ
веков (по выбору, не менее четырёх, например произведения С. Т. Романовского, А.
Т. Твардовского, С. Д. Дрожжина, В. М. Пескова и др.). Представление о проявлении
любви к родной земле в литературе разных народов (на примере писателей родного
края, представителей разных народов России). Страницы истории России, великие
люди и события: образы Александра Невского, Михаила Кутузова и других
выдающихся защитников Отечества в литературе для детей. Отражение
нравственной идеи: любовь к Родине. Героическое прошлое России, тема Великой
Отечественной войны в произведениях литературы (на примере рассказов Л. А.
Кассиля, С. П. Алексеева). Осознание понятия: поступок, подвиг.
Круг чтения: народная и авторская песня: понятие исторической песни,
знакомство с песнями на тему Великой Отечественной войны (2-3 произведения по
выбору).
Произведения для чтения: С.Д. Дрожжин «Родине», В.М. Песков «Родине»,
А.Т. Твардовский «О Родине большой и малой» (отрывок), С.Т. Романовский
«Ледовое побоище», С.П. Алексеев (1-2 рассказа военно-исторической тематики) и
другие (по выбору).
Фольклор (устное народное творчество). Фольклор как народная духовная
культура (произведения по выбору). Многообразие видов фольклора: словесный,
музыкальный, обрядовый (календарный). Культурное значение фольклора для
появления художественной литературы. Малые жанры фольклора (назначение,
сравнение, классификация). Собиратели фольклора (А. Н. Афанасьев, В. И. Даль).
Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные. Отражение в произведениях
фольклора нравственных ценностей, быта и культуры народов мира. Сходство
фольклорных произведений разных народов по тематике, художественным образам и
форме («бродячие» сюжеты).
Круг чтения: былина как эпическая песня о героическом событии. Герой
былины – защитник страны. Образы русских богатырей: Ильи Муромца, Алёши
Поповича, Добрыни Никитича, Никиты Кожемяки (где жил, чем занимался, какими
качествами обладал). Средства художественной выразительности в былине:
устойчивые выражения, повторы, гипербола. Устаревшие слова, их место в былине и
представление в современной лексике. Народные былинно-сказочные темы в
творчестве художника В. М. Васнецова.
Произведения для чтения: произведения малых жанров фольклора, народные
сказки (2-3 сказки по выбору), сказки народов России (2-3 сказки по выбору),
былины из цикла об Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче (1-2 по
выбору).
Творчество А. С. Пушкина. Картины природы в лирических произведениях А.
С. Пушкина. Средства художественной выразительности в стихотворном
произведении (сравнение, эпитет, олицетворение). Литературные сказки А. С.
Пушкина в стихах: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Фольклорная
основа авторской сказки. Положительные и отрицательные герои, волшебные
помощники, язык авторской сказки.
Произведения для чтения: А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи
богатырях», «Няне», «Осень» (отрывки), «Зимняя дорога» и другие.
Творчество И. А. Крылова. Представление о басне как лиро-эпическом жанре.
Круг чтения: басни на примере произведений И. А. Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н.
Толстого, С. В. Михалкова. Басни стихотворные и прозаические (не менее трёх).
Развитие событий в басне, её герои (положительные, отрицательные). Аллегория в
баснях. Сравнение басен: назначение, темы и герои, особенности языка.
Произведения для чтения: Крылов И.А. «Стрекоза и муравей», «Квартет», И.И.
Хемницер «Стрекоза», Л.Н. Толстой «Стрекоза и муравьи» и другие.
Творчество М. Ю. Лермонтова. Круг чтения: лирические произведения М. Ю.
Лермонтова (не менее трёх). Средства художественной выразительности (сравнение,
эпитет, олицетворение); рифма, ритм. Метафора как «свёрнутое» сравнение. Строфа
как элемент композиции стихотворения. Переносное значение слов в метафоре.
Метафора в стихотворениях М. Ю. Лермонтова.
Произведения для чтения: М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Парус», «Москва,
Москва! …Люблю тебя как сын…» и другие.
Литературная сказка. Тематика авторских стихотворных сказок (две-три по
выбору). Герои литературных сказок (произведения П. П. Ершова, П. П. Бажова, С.
Т. Аксакова, С. Я. Маршака и др.). Связь литературной сказки с фольклорной:
народная речь – особенность авторской сказки. Иллюстрации в сказке: назначение,
особенности.
Произведения для чтения: П.П. Бажов «Серебряное копытце», П.П. Ершов
«Конёк-Горбунок», С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» и другие.
Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ– ХХ веков. Лирика,
лирические произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта,
связанных с наблюдениями, описаниями природы. Круг чтения: лирические
произведения поэтов и писателей (не менее пяти авторов по выбору): В. А.
Жуковский, И.С. Никитин, Е. А. Баратынский, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А.
Некрасов, И. А. Бунин, А. А. Блок, К. Д. Бальмонт и др. Темы стихотворных
произведений, герой лирического произведения. Авторские приёмы создания
художественного образа в лирике. Средства выразительности в произведениях
лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения, метафоры.
Репродукция картины как иллюстрация к лирическому произведению.
Произведения для чтения: В.А. Жуковский «Загадка», И.С. Никитин «В синем
небе плывут над полями…», Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко», А.А. Фет
«Весенний дождь», Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист», И.А. Бунин
«Листопад» (отрывки) и другие (по выбору).
Творчество Л. Н. Толстого. Круг чтения (не менее трёх произведений): рассказ
(художественный и научно-познавательный), сказки, басни, быль. Повесть как
эпический жанр (общее представление). Значение реальных жизненных ситуаций в
создании рассказа, повести. Отрывки из автобиографической повести Л. Н. Толстого
«Детство». Особенности художественного текста-описания: пейзаж, портрет героя,
интерьер. Примеры текста-рассуждения в рассказах Л. Н. Толстого.
Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Детство» (отдельные главы), «Русак»,
«Черепаха» и другие (по выбору).
Произведения о животных и родной природе. Взаимоотношения человека и
животных, защита и охрана природы – тема произведений литературы. Круг чтения
(не менее трёх авторов): на примере произведений В. П. Астафьева, М. М.
Пришвина, С.А. Есенина, А. И. Куприна, К. Г. Паустовского, Ю. И. Коваля и др.
Произведения для чтения: В.П. Астафьев «Капалуха», М.М. Пришвин
«Выскочка», С.А. Есенин «Лебёдушка» и другие (по выбору).
Произведения о детях. Тематика произведений о детях, их жизни, играх и
занятиях, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками (на примере
произведений не менее трёх авторов): А. П. Чехова, Н. Г. Гарина-Михайловского,
М.М. Зощенко, К.Г.Паустовский, Б. С. Житкова, В. В. Крапивина и др. Словесный
портрет героя как его характеристика. Авторский способ выражения главной мысли.
Основные события сюжета, отношение к ним героев.
Произведения для чтения: А.П. Чехов «Мальчики», Н.Г. Гарин-Михайловский
«Детство Тёмы» (отдельные главы), М.М. Зощенко «О Лёньке и Миньке» (1-2
рассказа из цикла), К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» и другие.
Пьеса. Знакомство с новым жанром – пьесой-сказкой. Пьеса – произведение
литературы и театрального искусства (одна по выбору). Пьеса как жанр
драматического произведения. Пьеса и сказка: драматическое и эпическое
произведения. Авторские ремарки: назначение, содержание.
Произведения для чтения: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» и другие.
Юмористические произведения. Круг чтения (не менее двух произведений по
выбору): юмористические произведения на примере рассказов В. Ю. Драгунского, Н.
Н. Носова, М. М. Зощенко, В. В. Голявкина. Герои юмористических произведений.
Средства выразительности текста юмористического содержания: гипербола.
Юмористические произведения в кино и театре.
Произведения для чтения: В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы» (1-2
произведения по выбору), Н.Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отдельные
главы) и другие.
Зарубежная литература. Расширение круга чтения произведений зарубежных
писателей. Литературные сказки Х.-К. Андерсена, Ш. Перро, братьев Гримм и др.
(по выбору). Приключенческая литература: произведения Дж. Свифта, Марка Твена.
Произведения для чтения: Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди», «Русалочка», Дж.
Свифт «Приключения Гулливера» (отдельные главы), Марк Твен «Том Сойер»
(отдельные главы) и другие (по выбору).
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной
литературой). Польза чтения и книги: книга – друг и учитель. Правила читателя и
способы выбора книги (тематический, систематический каталог). Виды информации
в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги), её
справочно-иллюстративный материал. Очерк как повествование о реальном событии.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений,
периодическая печать, справочные издания. Работа с источниками периодической
печати.
Изучение литературного чтения в 4 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных
универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных
универсальных учебных действий способствуют формированию умений:
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов
доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и
стихотворные произведения (без отметочного оценивания);
читать про себя (молча), оценивать своё чтение с точки зрения понимания и
запоминания текста;
анализировать текст: определять главную мысль, обосновывать
принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, находить в
тексте заданный эпизод, устанавливать взаимосвязь между событиями,
эпизодами текста;
характеризовать героя и давать оценку его поступкам;
сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям,
самостоятельно выбирать критерий сопоставления героев, их поступков (по
контрасту или аналогии);
составлять план (вопросный, номинативный, цитатный) текста, дополнять и
восстанавливать нарушенную последовательность;
исследовать текст: находить средства художественной выразительности
(сравнение, эпитет, олицетворение, метафора), описания в произведениях
разных жанров (пейзаж, интерьер), выявлять особенности стихотворного
текста (ритм, рифма, строфа).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий способствуют формированию умений:
использовать справочную информацию для получения дополнительной
информации в соответствии с учебной задачей;
характеризовать книгу по её элементам (обложка, оглавление, аннотация,
предисловие, иллюстрации, примечания и другое);
выбирать книгу в библиотеке в соответствии с учебной задачей; составлять
аннотацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
соблюдать правила речевого этикета в учебном диалоге, отвечать и
задавать вопросы к учебным и художественным текстам;
пересказывать текст в соответствии с учебной задачей;
рассказывать о тематике детской литературы, о любимом писателе и его
произведениях;
оценивать мнение авторов о героях и своё отношение к ним;
использовать элементы импровизации при исполнении фольклорных
произведений;
сочинять небольшие тексты повествовательного и описательного характера
по наблюдениям, на заданную тему.
Регулятивные универсальные учебные способствуют формированию умений:
понимать значение чтения для самообразования и саморазвития;
самостоятельно организовывать читательскую деятельность во время
досуга;
определять цель выразительного исполнения и работы с текстом;
оценивать выступление (своё и одноклассников) с точки зрения передачи
настроения, особенностей произведения и героев;
осуществлять контроль процесса и результата деятельности, устанавливать
причины возникших ошибок и трудностей, проявлять способность
предвидеть их в предстоящей работе.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
участвовать в театрализованной деятельности: инсценировании и
драматизации (читать по ролям, разыгрывать сценки);
соблюдать правила взаимодействия;
ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной
деятельности, оценивать свой вклад в общее дело.
[1] В данной рабочей программе отражено только то содержание периода «Обучение
грамоте» из Федеральной предметной программы «Русский язык», которое
реализуется средствами предмета «Литературное чтение», остальное содержание
прописывается в рабочей программе предмета «Русский язык».
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения в 1-4 классах направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение»
достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности,
обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника,
ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания.
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение»
отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений,
развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным,
социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта
применения сформированных представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой родине,
проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре
Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и
настоящего в культуре общества;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других
народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся
представителей русской литературы и творчества народов России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности
каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви,
доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и
чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса,
вероисповедания;
осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей
художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством
накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по
эмоциональной окраске;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
проявление уважительного отношения и интереса к художественной
культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность
выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;
приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоциональноэстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;
понимание образного языка художественных произведений, выразительных
средств, создающих художественный образ.
Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений
человека и животных, отражённых в литературных произведениях;
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной
картине мира, понимание важности слова как средства создания словеснохудожественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и
жизненных задач;
потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии
средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в познании
произведений фольклора и художественной литературы, творчества
писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у
обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные
действия:
базовые логические действия:
сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру,
соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для
сравнения произведений, устанавливать аналогии;
объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
определять существенный признак для классификации, классифицировать
произведения по темам, жанрам и видам;
находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции),
восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета),
составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической)
задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и
художественного текста, при составлении плана, пересказе текста,
характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта,
ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами
(часть – целое, причина – следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения,
исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно
или на основании предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске
информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
регулятивные
универсальные учебные действия:
самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с
учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации
на основе предложенного формата планирования, распределения
промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по
учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания
предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков
обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и
представлены по годам обучения.
4 КЛАСС
осознавать значимость художественной литературы и фольклора для всестороннего
развития личности человека, находить в произведениях отражение нравственных
ценностей, фактов бытовой и духовной культуры народов России и мира,
ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных
произведений;
демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому
чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного
народного творчества: формировать собственный круг чтения;
читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные
виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое
выборочное);
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов
доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные
произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания);
читать наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с изученной тематикой
произведений;
различать художественные произведения и познавательные тексты;
различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности
стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое
произведение от эпического;
понимать
жанровую
принадлежность,
содержание,
смысл
прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы (в
том числе проблемные) к познавательным, учебным и художественным текстам;
различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы,
потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и
волшебные), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;
соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы (литературные
сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры разных жанров
литературы России и стран мира;
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять
тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения,
выявлять связь событий, эпизодов текста;
характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные
характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями,
чувствами героев, сравнивать героев одного произведения по самостоятельно
выбранному критерию (по аналогии или по контрасту), характеризовать
собственное отношение к героям, поступкам; находить в тексте средства
изображения героев (портрет) и выражения их чувств, описание пейзажа и
интерьера, устанавливать причинно-следственные связи событий, явлений,
поступков героев;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с
использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в
прямом и переносном значении, средства художественной выразительности
(сравнение, эпитет, олицетворение, метафора);
осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный
герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения,
эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение,
метафора, лирика, эпос, образ);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения:
строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм
русского литературного языка (норм произношения, словоупотребления,
грамматики); устно и письменно формулировать простые выводы на основе
прослушанного/прочитанного текста, подтверждать свой ответ примерами из
текста;
составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный), пересказывать
(устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением
лица рассказчика, от третьего лица;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения,
инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по
содержанию произведения (не менее 10 предложений), писать сочинения на
заданную тему, используя разные типы речи (повествование, описание,
рассуждение), корректировать собственный текст с учётом правильности,
выразительности письменной речи;
составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному
алгоритму;
сочинять по аналогии с прочитанным, составлять рассказ по иллюстрациям,
от имени одного из героев, придумывать продолжение прочитанного
произведения (не менее 10 предложений);
использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку,
оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски,
примечания);
выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного
списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
использовать справочную литературу, электронные образовательные и
информационные
ресурсы
информационно-коммуникационной
сети
Интернет (в условиях контролируемого входа), для получения
дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№
п/
п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Элек
обра
1
О Родине, героические
страницы истории
12
1
0
Библ
https:
2
Фольклор (устное
народное творчество)
11
1
1
Библ
https:
3
Творчество
И.А.Крылова
4
0
0
Библ
https:
4
Творчество
А.С.Пушкина
12
1
0
Библ
https:
5
Творчество М. Ю.
Лермонтова
4
0
0
Библ
https:
6
Литературная сказка
9
1
0
Библ
https:
7
Картины природы в
творчестве поэтов и
писателей ХIХ века
7
0
1
Библ
https:
8
Творчество Л. Н.
Толстого
7
1
0
Библ
https:
9
Картины природы в
творчестве поэтов и
писателей XX века
6
0
0
Библ
https:
10
Произведения о
животных и родной
природе
12
1
0
Библ
https:
11
Произведения о детях
13
1
0
Библ
https:
12
Пьеса
5
0
1
Библ
https:
13
Юмористические
произведения
6
0
0
Библ
https:
14
Зарубежная литература
8
0
1
Библ
https:
15
Библиографическая
культура (работа с
детской книгой и
справочной литературой
7
0
1
Библ
https:
Резервное время
13
1
0
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
136
8
5
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ». 4 КЛ
№
п/
п
Количество часов
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
1
Разнообразие малых
жанров фольклора
(назначение, сравнение,
классификация)
1
0
0
02.09.2024
2
Проявление народной
культуры в
разнообразных видах
фольклора: словесном,
музыкальном,
обрядовом
(календарном)
1
0
0
04.09.2024
3
Образы русских
богатырей: где жил, чем
занимался, какими
качествами обладал. На
примере былины
«Ильины три
поездочки»
1
0
0
05.09.2024
4
Герой былины защитник страны. На
1
0
0
06.09.2024
примере былины
"Ильины три поездочки"
5
Резервный урок.
Средства
художественной
выразительности в
былине: устойчивые
выражения, повторы,
гипербола, устаревшие
слова
1
0
0
09.09.2024
6
Отражение народной
былинной темы в
творчестве художника В.
М.Васнецова
1
0
0
11.09.2024
7
Резервный урок.
Летопись «И повесил
Олег щит свой на вратах
Царьграда». Знакомство
с произведением А. С.
Пушкина «Песнь о
вещем Олеге»
1
0
0
13.09.2024
8
Путешествие героя как
основа композиции
волшебной сказки. На
примере русской
народной сказки
1
0
0
16.09.2024
"Волшебное кольцо"
9
Образ Александра
Невского в
произведении
С.Т.Романовского
«Ледовое побоище».
Страницы истории
России, великие люди и
события. На примере
Житие Сергия
Радонежского
1
0
0
18.09.2024
10
Представление в сказке
народного быта и
культуры: сказки о
животных, бытовые,
волшебные
1
0
0
19.09.2024
11
Характеристика героев
волшебной сказки: чем
занимались, какими
качествами обладают.
На примере русской
народной сказки
"Волшебное кольцо"
1
0
0
20.09.2024
12
Сравнение фольклорных
произведений разных
народов: тема, герои,
сюжет. Представление в
1
0
0
23.09.2024
сказке нравственных
ценностей, быта и
культуры народов мира
13
Отражение
нравственных ценностей
на примере
фольклорных сказок
народов России и мира
1
0
0
25.09.2024
14
Тематическая
проверочная работа по
итогам раздела
«Фольклор – народная
мудрость»
1
1
0
26.09.2024
15
Резервный урок.Работа с
детскими книгами на
тему: «Фольклор (устное
народное творчество)»:
собиратели фольклора
(А.Н. Афанасьев, В.И.
Даль)
1
0
0
27.09.2024
16
Составление устного
рассказа «Моё любимое
произведение А.С.
Пушкина»
1
0
0
30.09.2024
17
Составление выставки
«Произведения А.С.
Пушкина». Написание
1
0
1
01.10.2024
аннотации к книгам на
выставке
18
Оценка настроения и
чувств, вызываемых
лирическим
произведением А.С.
Пушкина. На примере
стихотворения «Няне»
1
0
0
02.10.2024
19
Картины осени в
лирических
произведениях А.С.
Пушкина: сравнения,
эпитет, олицетворения
1
0
0
03.10.2024
20
Восприятие пейзажной
лирики А.С. Пушкина:
средства
художественной
выразительности в
стихотворении «Зимняя
дорога» и других его
произведениях
1
0
0
04.10.2024
21
Сравнение
стихотворения А. С.
Пушкина с
репродукцией картины.
На примере
стихотворения "Туча" и
1
0
0
07.10.2024
репродукции картины И.
И. Левитана «Вечерний
звон»
22
Знакомство с
литературной сказкой
А.С.Пушкина «Сказка о
мёртвой царевне и о
семи богатырях»: сюжет
произведения
1
0
0
09.10.2024
23
Характеристика
положительных и
отрицательных героев,
волшебные помощники
в сказке А.С. Пушкина
«Сказка о мёртвой
царевне и о семи
богатырях»
1
0
0
10.10.2024
24
Наблюдение за
художественными
особенностями текста,
языком авторской сказки
А.С. Пушкина «Сказка о
мёртвой царевне и о
семи богатырях»
1
0
0
11.10.2024
25
Фольклорная основа
литературной сказки
А.С. Пушкина «Сказка о
1
0
0
14.10.2024
мёртвой царевне и о
семи богатырях»
26
Сходство фольклорных
и литературных
произведений А.С.
Пушкина, В.А.
Жуковского по
тематике,
художественным
образам («бродячие»
сюжеты)
1
0
0
16.10.2024
27
Тематическая
проверочная работа по
итогам раздела
«Творчество А.С.
Пушкина»
1
1
0
17.10.2024
28
Составление сообщения
о М. Ю. Лермонтове.
Строфа как элемент
композиции
стихотворения М.Ю.
Лермонтова «Парус»
1
0
0
18.10.2024
29
Работа со
стихотворением М.Ю.
Лермонтова «Утёс»:
характеристика средств
художественной
1
0
0
21.10.2024
выразительности
30
Наблюдение за
художественными
особенностями
лирических
произведений М.Ю.
Лермонтова.
Стихотворения о
Кавказе
1
0
0
23.10.2024
31
Патриотическое
звучание стихотворения
М.Ю. Лермонтова
«Москва, Москва!
…Люблю тебя как
сын…»: метафора как
«свёрнутое» сравнение
1
0
0
24.10.2024
32
Творчество Л.Н.
Толстого – великого
русского писателя
1
0
0
25.10.2024
33
Общее представление о
повести как эпическом
жанре. Знакомство с
отрывками из повести
Л.Н.Толстого «Детство»
1
0
0
05.11.2025
34
Чтение научнопознавательных
рассказов Л.Н.Толстого.
1
0
0
06.11.2025
Примеры текстарассуждения в рассказе
«Черепаха» и в повести
Л.Н. Толстого "Детство"
35
Анализ художественных
рассказов Л.Н.Толстого.
Особенности
художественного текстаописания на примере
рассказа «Русак»и
отрывков из повести Л.
Толстого "Детство".
Составление цитатного
плана
1
0
0
07.11.2025
36
Роль портрета,
интерьера в создании
образа героя повести
«Детство»
1
0
1
10.11.2025
37
Басни Л.Н.Толстого:
выделение жанровых
особенностей
1
0
0
12.11.2025
38
Тематическая
проверочная работа по
итогам раздела
«Жанровое
многообразие
творчества Л.Н.
1
1
0
13.11.2025
Толстого»
39
Резервный урок.
Подготовка выставки
книг Л. Толстого.
Подготовка сообщения о
книгах Л. Толстого
(сказки, рассказы, были,
басни)
1
0
0
14.11.2025
40
Взаимоотношения со
сверстниками – тема
рассказа А.П. Чехова
«Мальчики»
1
0
0
17.11.2025
41
Образы героев-детей в
рассказе А.П. Чехова
«Мальчики»
1
0
0
19.11.2025
42
Соотнесение заглавия и
главной мысли рассказа
А.П. Чехова
«Мальчики»
1
0
0
20.11.2025
43
Осознание ценности
чтения для учёбы и
жизни
1
0
0
21.11.2025
44
Поэты о красоте родной
природы: анализ
авторских приёмов
создания
1
0
0
24.11.2025
художественного образа
45
Составление устного
рассказа по репродукции
картины на основе
изученных
произведений
1
0
0
26.11.2025
46
Описание явления
природы в
стихотворении В.А.
Жуковский «Загадка»:
приёмы создания
художественного образа
1
0
0
27.11.2025
47
Сравнение образа радуги
в стихотворениях В.А.
Жуковского «Загадка» и
Ф.И. Тютчева «Как
неожиданно и ярко»
1
0
0
28.11.2025
48
Восприятие картин
природы в
стихотворении А.А.
Фета «Весенний дождь»
и других его
стихотворений
1
0
0
01.12.2025
49
Авторские приёмы
создания
художественного образа
в стихотворении Е.А.
1
0
0
03.12.2025
Баратынского «Весна,
весна! Как воздух
чист»..»
50
Резервный урок. Анализ
настроения в
стихотворении
1
0
0
04.12.2025
51
Выразительность
поэтической речи
стихотворения И.С.
Никитина «В синем небе
плывут над полями…» и
другие на выбор
1
0
0
05.12.2025
52
Анализ чувств и
настроения,
создаваемых
лирическим
произведением. На
примере произведения
А.А. Прокофьева
"Люблю берёзу
русскую..."
1
0
0
08.12.2025
53
Образное изображение
осени в стихотворении
И.А. Бунина «Листопад»
1
0
0
10.12.2025
54
Средства создания
речевой
выразительности в
1
0
0
11.12.2025
стихотворения К.Д.
Бальмонта. На примере
стихотворения
"Камыши"
55
Резервный урок.
Составление текстарассуждения на тему
«Зачем нужна поэзия
современному человеку»
1
0
0
12.12.2025
56
Темы лирических
произведений А.А.
Блока. На примере
стихотворения
«Рождество»
1
0
0
15.12.2025
57
Составление устного
рассказа по репродукции
картины на основе
изученных лирических
произведений
1
0
0
17.12.2025
58
Резервный урок.
Читательский дневник
(правила оформления)
1
0
1
18.12.2025
59
Характеристика героя
литературной сказки. На
примере сказки В. Ф.
Одоевского «Городок в
табакерке»
1
0
0
19.12.2025
60
Народные образы героев
сказа П.П.Бажова
«Серебряное копытце»
1
0
0
22.12.2025
61
Наблюдение за
художественными
особенностями, языком
сказа П.П.Бажова
«Серебряное копытце»
1
0
0
24.12.2025
62
Иллюстрации как
отражение сюжета
сказов П.П.Бажова
1
0
0
25.12.2025
63
Литературная сказка
П.П.Ершова «КонёкГорбунок»: сюжет и
построение
(композиция) сказки
1
0
0
26.12.2025
64
Речевые особенности
(сказочные формулы,
повторы, постоянные
эпитеты) сказки
П.П.Ершова «КонёкГорбунок»
1
0
0
09.01.2026
65
Литературная сказка
С.Т. Аксакова
"Аленький цветочек"
(сюжет, композиция,
герои)
1
0
0
12.01.2026
66
Фольклорная основа
литературной сказки
С.Т. Аксакова
"Аленький цветочек".
Сочинение по сказке
1
0
1
14.01.2026
67
Тематическая
проверочная работа по
итогам раздела
«Литературная сказка»
1
1
0
15.01.2026
68
Расширение круга
детского чтения.
Знакомство с авторами
юмористических
произведений
1
0
0
16.01.2026
69
Средства создания
комического в
произведениях
Н.Н.Носова и других
авторов на выбор
1
0
0
19.01.2026
70
Знакомство с
экранизацией
произведений
юмористических
произведений. На
примере экранизации
"Сказки о потерянном
времени" Е. Л. Шварца
1
0
0
21.01.2026
(1964 г.)
71
Резервный урок. Работа
с детскими книгами
"Произведения В. Ю.
Драгунского"
1
0
0
22.01.2026
72
Герой юмористических
произведений
В.Ю.Драгунского.
Средства создания
юмористического
содержания
1
0
0
23.01.2026
73
Средства
выразительности текста
юмористического
содержания: гипербола.
На примере рассказа
В.Ю. Драгунского
«Главные реки»
1
0
0
26.01.2026
74
Знакомство с пьесой как
жанром литературы. Как
подготовить
произведение к
постановке в театре?
1
0
0
28.01.2026
75
Создание ремарок (их
назначение и
содержание) на основе
анализа характера героев
1
0
0
29.01.2026
произведения. На
примере рассказа В.Ю.
Драгунского "Главные
реки"
76
Создание реквизита для
инсценивроания
произведения.
Подготовка
пригласительных
билетов и афишы на
примере рассказа В.Ю.
Драгунского "Главные
реки"
1
0
0
30.01.2026
77
Пьеса и сказка:
драматическое и
эпическое произведения,
их структурные и
жанровые особенности
1
0
0
02.02.2026
78
Работа с пьесой-сказкой
С.Я. Маршака
«Двенадцать месяцев»
1
0
0
04.02.2026
79
Характеристика героев
юмористических
произведений. На
примере рассказа Л. Д.
Каминского
"Автопортрет"
1
0
0
05.02.2026
80
Резервный урок.
Знакомство с детскими
журналами:«Весёлые
картинки», «Мурзилка»
и другие. Сочинение
весёлой истории
1
0
0
06.02.2026
81
Приёмы раскрытия
главной мысли рассказа.
На примере
произведения Б. С.
Житкова "Как я ловил
человечков"
1
0
0
09.02.2026
82
Работа с рассказом К.Г.
Паустовского «Корзина
с еловыми шишками»
1
0
0
11.02.2026
83
Особенности
художественного текстаописания: пейзаж,
портрет героя, интерьер
на примере рассказа К.Г.
Паустовского «Корзина
с еловыми шишками»
1
0
0
12.02.2026
84
Отличие автора от героя
и рассказчика на
примере рассказов М.М.
Зощенко «О Лёньке и
Миньке»
1
0
0
13.02.2026
85
Отражение нравственноэтических понятий в
рассказах М.М. Зощенко
«О Лёньке и Миньке».
На примере рассказа
"Ёлка"
1
0
0
16.02.2026
86
Знакомство с отрывками
из повести Н.Г. ГаринМихайловского
«Детство Тёмы»
(отдельные главы):
основные события
сюжета
1
0
0
18.02.2026
87
Осмысление поступков
и поведения главного
героя повести Н.Г.
Гарин-Михайловского
«Детство Тёмы»
(отдельные главы)
1
0
0
19.02.2026
88
Словесный портрет
героя повести Н.Г.
Гарин-Михайловского
«Детство Тёмы»
(отдельнеы главы)
1
0
0
20.02.2026
89
Темы лирических
произведений. На
примере стихотворений
1
0
0
25.02.2026
М.И. Цветаевой "Наши
царства", "Бежит
тропинка с бугорка…"
90
Резервный урок.
Выразительность
поэтических картин
родной природы. На
примере стихотворения
И.А. Бунина «Детство»
1
0
0
26.02.2026
91
Любовь к природе и
родному краю – тема
произведений поэтов. На
примере стихотворений
С.А. Есенина
1
0
0
27.02.2026
92
Тематическая
проверочная работа по
итогам раздела
«Произведения о детях и
для детей»
1
1
0
04.03.2026
93
Составление устного
рассказа «Герой,
который мне больше
всего запомнился»
1
0
0
02.03.2026
94
Книга как источник
информации. Виды
информации в книге
1
0
0
05.03.2026
95
Человек и животные –
тема многих
произведений писателей
1
0
0
06.03.2026
96
Писатели – авторы
произведений о
животных: выставка
книг
1
0
0
11.03.2026
97
Наблюдательность
писателей,
выражающаяся в
описании жизни
животных. На примере
рассказа А.И. Куприна
«Скворцы»
1
0
0
12.03.2026
98
Раскрытие темы о
бережном отношении
человека к природе
родного края
1
0
0
13.03.2026
99
Особенности
художественного
описания родной
природы. На примере
рассказа В.П.Астафьева
«Весенний остров»
1
0
0
16.03.2026
100
Отражение темы
«Материнская любовь» в
рассказе В.П. Астафьева
1
0
0
18.03.2026
«Капалуха» и
стихотворении
С.Есенина «Лебёдушка»
101
Образ автора в рассказе
В.П. Астафьев
«Капалуха»
1
0
0
19.03.2026
102
М.М. Пришвин - певец
русской природы.
Чтение произведения
М.М. Пришвина
«Выскочка»
1
0
0
20.03.2026
103
Авторское мастерство
создания образов героевживотных. На примере
произведения Максима
Горького "Воробьишка"
1
0
0
01.04.2026
104
Человек и его
отношения с
животными.
Обсуждение в классе
темы "Что такое
самопожертвование"
1
0
0
02.04.2026
105
Развитие речи:
озаглавливание частей.
На примере
произведения В. П.
Астафьева «Стрижонок
1
0
0
03.04.2026
Скрип»
106
Тематическая
проверочная работа по
итогам раздела
«Произведения о
животных и родной
природе»
1
1
0
08.04.2026
107
Резервный урок. Работа
с детскими книгами на
тему: «Книги о Родине и
её истории»: типы книг
(изданий). Презентация
книги, прочитанной
самостоятельно
1
0
1
06.04.2026
108
Составление устного
рассказа "Моя любимая
книга"
1
0
0
09.04.2026
109
Проявление любви к
родной земле в
литературе народов
России. На примере
стихотворных и
прозаических
произведениях
писателей и поэтов XIX
и XX веков
1
0
0
10.04.2026
110
Образ родной земли в
1
0
0
13.04.2026
стихотворении
С.Д.Дрожжина «Родине»
111
Раскрытие главной идеи
произведения А.Т.
Твардовского «О Родине
большой и малой»
(отрывок): чувство
любви к своей стране и
малой родине
1
0
0
15.04.2026
112
Характеристика
народной исторической
песни: темы, образы,
герои
1
0
0
16.04.2026
113
Осознание понятий
поступок, подвиг на
примере произведений о
Великой Отечественной
войне
1
0
0
17.04.2026
114
Наблюдение за
художественными
особенностями текста
авторской песни.
Знакомство с песнями на
тему Великой
Отечественной войны
1
0
0
20.04.2026
115
Тема героического
прошлого России в
1
0
0
22.04.2026
произведениях
литературы. На примере
"Солдатской песни" Ф.
Н. Глинки
116
Составление устного
рассказа «Защитник
Отечества» по
изученным
произведениям
1
0
0
24.04.2026
117
Тематическая
проверочная работа по
итогам раздела «О
Родине, героические
страницы истории»
1
1
0
23.04.2026
118
Патриотическое
звучание произведений о
Родине, о славных и
героических страницах
истории России
1
0
0
27.04.2026
119
Книги о приключениях и
фантастике
1
0
0
29.04.2026
120
Зарубежные писателисказочники: раскрытие
главной мысли и
особенности
композиции
1
0
0
30.04.2026
121
Особенности басни как
лиро-эпического жанра.
Басни стихотворные и
прозаические
1
0
0
04.05.2026
122
Сравнение басен: темы и
герои, особенности
языка. На примере басен
Крылов И.А. «Стрекоза
и муравей», И.И.
Хемницера «Стрекоза»,
Л.Н. Толстого «Стрекоза
и муравьи»
1
0
0
06.05.2026
123
Аллегория и ирония как
характеристика героев
басен. На примере басни
И.А. Крылова
«Мартышка и очки»
1
0
0
07.05.2026
124
Работа с баснями И.А.
Крылова.
Инсценирование их
сюжета
1
0
0
08.05.2026
125
Язык басен И.А.
Крылова: пословицы,
поговорки, крылатые
выражения
1
0
0
13.05.2026
126
Особенности сюжета
«Путешествия
1
0
0
14.05.2026
Гулливера» Джонатана
Свифта (отдельные
главы)
127
Характеристика
главного героя
«Путешествия
Гулливера» Джонатана
Свифта (отдельные
главы)
1
0
0
15.05.2026
128
Особенности построения
(композиция)
литературной сказки:
составление плана. Х. К.
Андерсен "Русалочка"
1
0
0
18.05.2026
129
Средства
художественной
выразительности в
литературной сказке. Х.
К. Андерсен "Дикие
лебеди"
1
0
0
20.05.2026
130
Описание героя в
произведении Марк
Твена «Том Сойер»
(отдельные главы)
1
0
0
20.05.2026
131
Резервный урок.
Проверочная работа по
итогам изученного в 4
1
1
0
21.05.2026
классе
132
Знакомство с
современными
изданиями
периодической печати.
Золотой фонд детской
литературы. В.Ю.
Драгунский,
И.П.Токмакова и другие
- авторы детских
журналов
1
0
0
22.05.2026
133
Работа со словарём:
поиск необходимой
информации
1
0
0
25.05.2026
134
Анализ отдельных
эпизодов произведения
Марк Твена «Том
Сойер» (отдельные
главы): средства
создания комического.
Написание отзыва
1
0
0
26.05.2026
135
Книги зарубежных
писателей
1
0
0
26.05.2026
136
Резервный урок.
Рекомендации по
летнему чтению.
1
0
0
26.05.2026
Правила читателя и
способы выбора книги
(тематический,
систематический
каталог)
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
136
8
5
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Литературное чтение (в 2 частях), 4 класс/ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.,
Голованова М.В. и др., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.О.В.Узорова,Е.А.Нефедова.Чтение.Работа с текстом.1-4 классы.Издательство
АСТ,Москва,2021.
2. Л.Д.Мали,О.С.Арямова,С.А.Климова,Н.С.Пескова.Речевое развитие младших
школьников.Дидактический материал к урокам развития речи для учащихся 1-4
классов.Пенза,2000 г.
3. П.А.Лёкант,В.В.Леденёва.школьный орфоэпический словарь русского языка.
Москва,"Просвещение",2013.
4. Чепуха,чепуха - это просто враки. Русские народные потешки, скороговорки,
считалки, поговорки, загадки. Составитель В.Н. Курбатова. Свердловск.СреднеУральское книжное издательство.1991.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК