Русский язык

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область
«Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального
общего образования Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной
программы начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей
программы по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский язык»), а
также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной
рабочей программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет
особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания, опыт выполнения
предметных и универсальных учебных действий на материале русского языка станут
фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут
востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения
извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки
самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского языка является основой
всего процесса обучения на уровне начального общего образования, успехи в изучении
этого предмета во многом определяют результаты обучающихся по другим учебным
предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии функциональной
грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов, как языковая,
коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных
возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в
различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации
обучающегося. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения
мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, способствует
формированию самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим
средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского
народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать
нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного
самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно
важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения
традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в
обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует
формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения обучающегося
непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры,
пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными
результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению
русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии
языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных
духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного
средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка
Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального
общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей
культуры человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе
первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка:
аудирование, говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями о системе русского
языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об основных
единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в
речевой деятельности норм современного русского литературного языка
(орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и
речевого этикета;
4) использование в речевой деятельности норм современного русского
литературного
языка
(орфоэпических,
лексических,
грамматических,
орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному
взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов
обучения русскому языку является признание равной значимости работы по изучению
системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой
материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского
языка,
способствовать
усвоению
норм
русского
литературного
языка,
орфографических и пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение
практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков
использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил
речевого этикета в процессе устного и письменного общения.
Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с
учебным предметом «Литературное чтение».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», – 675 (5 часов в
неделю в каждом классе): в 1 классе – 165 ч, во 2–4 классах – по 170 ч.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 КЛАСС
Сведения о русском языке
Русский язык как язык межнационального общения. Различные методы познания
языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, миниисследование, проект.
Фонетика и графика
Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по
заданным параметрам. Звукобуквенный разбор слова (по отработанному алгоритму).
Орфоэпия[4]
Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы произношения
звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного
русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в
учебнике).
Использование орфоэпических словарей русского языка при определении
правильного произношения слов.
Лексика
Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи
синонимов, антонимов, устаревших слов (простые случаи).
Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи).
Состав слова (морфемика)
Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми
морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (повторение изученного).
Основа слова.
Состав неизменяемых слов (ознакомление).
Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи
(ознакомление).
Морфология
Части речи самостоятельные и служебные.
Имя
существительное.
Склонение
имён
существительных
(кроме
существительных на -мя, -ий, -ие, -ия; на -ья типа гостья, на ье типа ожерелье во
множественном числе; а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, ий); имена существительные 1, 2, 3го склонения (повторение изученного).
Несклоняемые имена существительные (ознакомление).
Имя прилагательное. Зависимость формы имени прилагательного от формы
имени существительного (повторение). Склонение имён прилагательных во
множественном числе.
Местоимение. Личные местоимения (повторение). Личные местоимения 1го и
3го лица единственного и множественного числа; склонение личных местоимений.
Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени
(спряжение). І и ІІ спряжение глаголов. Способы определения I и II спряжения
глаголов.
Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употребление в речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение).
Союз; союзы и, а, но в простых и сложных предложениях.
Частица не, её значение (повторение).
Синтаксис
Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их сходства и
различий; виды предложений по цели высказывания (повествовательные,
вопросительные и побудительные); виды предложений по эмоциональной окраске

(восклицательные и невосклицательные); связь между словами в словосочетании и
предложении (при помощи смысловых вопросов); распространённые и
нераспространённые предложения (повторение изученного).
Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с одиночным
союзом и. Интонация перечисления в предложениях с однородными членами.
Простое и сложное предложение (ознакомление). Сложные предложения:
сложносочинённые с союзами и, а, но; бессоюзные сложные предложения (без
называния терминов).
Орфография и пунктуация
Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах. Орфографическая
зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки;
различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места
орфограммы в слове; контроль при проверке собственных и предложенных текстов
(повторение и применение на новом орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения)
написания слова.
Правила правописания и их применение:
безударные
падежные
окончания
имён
существительных
(кроме
существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ье типа ожерелье во
множественном числе, а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, ий);
безударные падежные окончания имён прилагательных;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица единственного
числа;
наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся;
безударные личные окончания глаголов;
знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными
союзами и, а, но и без союзов.
Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых
(наблюдение).
Знаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора
(наблюдение).
Развитие речи
Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации
устного и письменного общения (письмо, поздравительная открытка, объявление и
другое); диалог; монолог; отражение темы текста или основной мысли в заголовке.
Корректирование текстов (заданных и собственных) с учётом точности,
правильности, богатства и выразительности письменной речи.
Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста; выборочный
устный пересказ текста).
Сочинение как вид письменной работы.
Изучающее чтение. Поиск информации, заданной в тексте в явном виде.
Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Ознакомительное
чтение в соответствии с поставленной задачей.
[1] В данной рабочей программе отражено только то содержание периода «Обучение
грамоте» из Федеральной рабочей программы «Русский язык», которое
прописывается в предмете «Русский язык», остальное содержание прописывается в
рабочей программе предмета «Литературное чтение».
[2] Раздел «Графика» изучается параллельно с разделом «Чтение», поэтому на этот
раздел отдельные часы не предусмотрены

[3] Раздел «Орфография и пунктуация» в период «Обучения грамоте» изучается
параллельно с разделом «Письмо», поэтому на этот раздел отдельные часы не
предусмотрены
[4] Программное содержание раздела «Орфоэпия» изучается во всех разделах курса,
поэтому
на
этот
раздел
отдельные
часы
не
предусмотрены

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено
на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через
изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения народов России;
 осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей
страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с
текстами на уроках русского языка;
 проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе
на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского
языка;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических
нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе
отражённых в текстах, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
духовно-нравственного воспитания:
 осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей
народа;
 признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный
жизненный и читательский опыт;
 проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием адекватных языковых средств для выражения своего
состояния и чувств;
 неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с
использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
 уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов;
 стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности
русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
 соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде
дополнительной информации в процессе языкового образования;
 бережное отношение к физическому и психическому здоровью,
проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и
соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:



осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе
благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского
языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении
примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
экологического воспитания:
 бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
 неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
 первоначальные представления о научной картине мира, в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих
целостной научной картины мира;
 познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к
изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования
у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные
действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
 сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения,
тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц
(частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое
значение и другое); устанавливать аналогии языковых единиц;
 объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
 определять существенный признак для классификации языковых единиц
(звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые
единицы;
 находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм
действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять
учебные операции при анализе языковых единиц;
 выявлять недостаток информации для решения учебной и практической
задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на
дополнительную информацию;
 устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за
языковым материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
 с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового
объекта, речевой ситуации;
 сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее
целесообразный (на основе предложенных критериев);
 проводить по предложенному плану несложное лингвистическое
миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения за языковым материалом

(классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью
учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
 прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
 выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения
запрашиваемой информации, для уточнения;
 согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде
информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
 распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно
или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к
словарям, справочникам, учебнику);
 соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей,
законных представителей) правила информационной безопасности при
поиске информации в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет» (информации о написании и произношении слова, о значении
слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
 анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
 понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц,
схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления
лингвистической информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
 проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалоги и дискуссии;
 признавать возможность существования разных точек зрения;
 корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
 строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
 готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и
групповой
работы,
о
результатах
наблюдения,
выполненного
миниисследования, проектного задания;
 подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как
части регулятивных универсальных учебных действий:
 планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
 выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как
части регулятивных универсальных учебных действий:
 устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
 корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок;
 соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по
выделению, характеристике, использованию языковых единиц;



находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибку;
 сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников,
объективно оценивать их по предложенным критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
 формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с
учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации
на основе предложенного учителем формата планирования, распределения
промежуточных шагов и сроков;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
 проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
самостоятельно разрешать конфликты;
 ответственно выполнять свою часть работы;
 оценивать свой вклад в общий результат;
 выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
4 КЛАСС
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:











осознавать многообразие языков и культур на территории Российской
Федерации, осознавать язык как одну из главных духовнонравственных
ценностей народа;
объяснять роль языка как основного средства общения;
объяснять роль русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения;
осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей
культуры человека;
проводить звукобуквенный разбор слов (в соответствии с предложенным в
учебнике алгоритмом);
подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к предложенным
словам антонимы;
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять
значение слова по контексту;
проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами;
составлять схему состава слова; соотносить состав слова с представленной
схемой;
устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в объёме
изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков;
определять грамматические признаки имён существительных: склонение, род,
число, падеж; проводить разбор имени существительного как части речи;























определять грамматические признаки имён прилагательных: род (в
единственном числе), число, падеж; проводить разбор имени прилагательного
как части речи;
устанавливать (находить) неопределённую форму глагола; определять
грамматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем и
будущем времени), число, род (в прошедшем времени в единственном числе);
изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам
(спрягать); проводить разбор глагола как части речи;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной
форме: лицо, число, род (у местоимений 3го лица в единственном числе);
использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в
тексте;
различать предложение, словосочетание и слово;
классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной
окраске;
различать распространённые и нераспространённые предложения;
распознавать предложения с однородными членами; составлять предложения
с однородными членами; использовать предложения с однородными членами
в речи;
разграничивать простые распространённые и сложные предложения,
состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и
бессоюзные сложные предложения без называния терминов); составлять
простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух
простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные
предложения без называния терминов);
производить синтаксический разбор простого предложения;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
применять изученные правила правописания, в том числе: непроверяемые
гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
безударные падежные окончания имён существительных (кроме
существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ье типа ожерелье
во множественном числе, а также кроме собственных имён существительных
на -ов, -ин, -ий); безударные падежные окончания имён прилагательных;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица
единственного числа; наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на ться и -тся; безударные личные окончания глаголов; знаки препинания в
предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без
союзов;
правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов;
писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов с учётом изученных
правил правописания;
находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на
изученные правила, описки;
осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит
общение); выбирать адекватные языковые средства в ситуации общения;
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4-6
предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию,
нормы речевого взаимодействия;
создавать небольшие устные и письменные тексты (3-5 предложений) для
конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные
открытки, объявления и другие);












определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать
текст с опорой на тему или основную мысль;
корректировать порядок предложений и частей текста;
составлять план к заданным текстам;
осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);
осуществлять выборочный пересказ текста (устно);
писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам;
осуществлять в процессе изучающего чтения поиск информации;
формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной
(услышанной) информации; интерпретировать и обобщать содержащуюся в
тексте информацию; осуществлять ознакомительное чтение в соответствии с
поставленной задачей;
объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать
изученные понятия;
уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том числе из
числа верифицированных электронных ресурсов, включённых в федеральный
перечень.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

1

Общие сведения
о языке

1

2

Фонетика и
графика

2

3

Лексика

5

4

Состав слова

5

Контрольные
работы

Практические
работы

Электро
образов

Библиот
https://m
1

Библиот
https://m

1

Библиот
https://m

5

1

Библиот
https://m

Морфология

43

2

Библиот
https://m

6

Синтаксис

16

1

3

Библиот
https://m

7

Орфография и
пунктуация

50

1

1

Библиот
https://m

8

Развитие речи

30

1

1

Библиот
https://m

Резервное время

18

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

170

8

1

10

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/
п

Количество часов
Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

1

Русский язык как язык
межнационального
общения. Наша речь и
наш язык

1

02.09.2024

2

Текст: тема и основная
мысль. Текст и его план

1

03.09.2024

3

Текст: заголовок

1

04.09.2024

4

Текст. План текста

1

05.09.2024

5

Текст. Структура текста.
Составление текста
(сказки) по его началу

1

06.09.2024

6

Вспоминаем типы
текстов

1

09.09.2024

7

Различаем текстыповествования, текстыописания и текстырассуждения

1

10.09.2024

8

Текст. Образные
языковые средства

1

11.09.2024

9

Подбираем заголовки,
отражающие тему или
основную мысль текста

1

12.09.2024

10

Пишем собственный
текст по предложенному
заголовку

1

11

Виды предложений по
цели высказывания:
повествовательные,
вопросительные и
побудительные

1

16.09.2024

12

Виды предложений по
эмоциональной окраске:
восклицательные и
невосклицательные

1

17.09.2024

13

Резервный урок по

1

18.09.2024

1

13.09.2024

разделу синтаксис:
отработка темы
"Предложения с
обращениями"
14

Распространенные и
нераспространенные
предложения

1

19.09.2024

15

Словосочетание

1

20.09.2024

16

Связь слов в
словосочетании

1

23.09.2024

17

Связь между словами в
предложении (при
помощи смысловых
вопросов)

1

24.09.2024

18

Связь слов в
словосочетании:
обобщение

1

25.09.2024

19

Предложение и
словосочетание: сходство
и различие. Тренинг

1

26.09.2024

20

Учимся пересказывать:
подробный письменный
пересказ текста.

1

27.09.2024

Изложение
21

Повторение: слово,
сочетание слов
(словосочетание) и
предложение. Тренинг

1

30.09.2024

22

Предложения с
однородными членами:
без союзов, с союзами а,
но, с одиночным союзом
и

1

01.10.2024

23

Интонация перечисления
в предложениях с
однородными членами

1

02.10.2024

24

Знаки препинания в
предложениях с
однородными членами,
соединёнными союзами

1

03.10.2024

25

Знаки препинания в
предложениях с
однородными членами,
соединёнными союзом и

1

04.10.2024

26

Знаки препинания в
предложениях с
однородными членами,
соединёнными союзами
и, а, но

1

07.10.2024

27

Знаки препинания в
предложениях с
однородными членами
без союзов

1

08.10.2024

28

Знаки препинания в
предложениях с
однородными членами,
соединёнными союзами
и, а, но, и без союзов

1

09.10.2024

29

Резервный урок по
разделу развитие речи:
работаем с текстами.
Написание текста по
репродукции картины И.
Левитана "Золотая осень"

1

10.10.2024

30

Запятая между
однородными членами.
Тренинг

1

11.10.2024

31

Запятая между
однородными членами,
соединенными союзом.
Тренинг

1

14.10.2024

32

Простое и сложное
предложение. Как
отличить сложное
предложение от простого
предложения?

1

15.10.2024

33

Союз как часть речи

1

16.10.2024

34

Сложные предложения

1

17.10.2024

35

Сложные предложения с
союзами и, а, но

1

18.10.2024

36

Союзы «и», «а», «но» в
простых и сложных
предложениях

1

21.10.2024

37

Наблюдаем за знаками
препинания в сложном
предложении, состоящем
из двух простых

1

22.10.2024

38

Пробуем ставить знаки
препинания в сложном
предложении, состоящем
из двух простых

1

23.10.2024

39

Сложные предложения
без союзов. Тренинг

1

40

Наблюдение за знаками
препинания в
предложении с прямой

1

1

24.10.2024

25.10.2024

речью после слов автора
41

Резервный урок по
разделу синтаксис:
синтаксический анализ
предложения

1

05.11.2024

42

Резервный урок по
разделу синтаксис:
повторяем всё, что узнали
о синтаксисе

1

06.11.2024

43

Предложения с прямой
речью после слов автора

1

07.11.2024

44

Повторяем лексику:
наблюдаем за
использованием в речи
устаревших слов. О
происхождении слов.
Заимствованные слова

1

08.11.2024

45

Повторяем лексику:
наблюдаем за
использованием в речи
синонимов, антонимов,
омонимов. Слово и его
значение. Многозначные
слова

1

11.11.2024

46

Сочинение как вид

1

12.11.2024

письменной работы.
Написание сочинения по
своим наблюдениям
47

Наблюдаем за
использованием в речи
фразеологизмов

1

13.11.2024

48

Учимся понимать
фразеологизмы

1

14.11.2024

49

Учимся использовать
фразеологизмы

1

15.11.2024

50

Повторяем состав слова

1

18.11.2024

51

Основа слова

1

19.11.2024

52

Неизменяемые слова:
состав слова. Выделение
в словах окончания,
корня, приставки,
суффикса

1

20.11.2024

53

Отрабатываем разбор
слова по составу

1

21.11.2024

54

Правописание суффиксов
имён существительных.

1

22.11.2024

Правописание приставок
и суффиксов

55

Правила правописания,
изученные в 1-3 классах.
Правописание
безударных гласных в
корне слова.
Правописание парных по
глухости-звонкости
согласных звуков в корне
слова

1

25.11.2024

56

Повторение правил
правописания, изученных
в 1—3 классах.
Правописание
непроизносимых
согласных. Правописание
слов с удвоенными
согласными.
Правописание слов с
буквами Ъ и Ь

1

26.11.2024

57

Обобщение:
самостоятельные и
служебные части речи

1

27.11.2024

58

Наречие: значение,
вопросы, употребление в
речи

1

28.11.2024

59

Как образуются наречия.
Виды наречий
(наблюдение)

1

60

Наречие: обобщение
знаний

1

61

Значение наиболее
употребляемых
суффиксов изученных
частей речи. Состав
неизменяемых слов

1

03.12.2024

62

Резервный урок по
разделу морфология:
отработка темы "Имя
существительное": Как
определить падеж имени
существительного?
Признаки падежных
форм имен
существительных

1

04.12.2024

63

Несклоняемые имена
существительные

1

05.12.2024

64

Имена существительные
1, 2, 3-го склонения

1

06.12.2024

29.11.2024

1

02.12.2024

65

Падежные окончания
имен существительных 1го склонения

1

09.12.2024

66

Резервный урок по
разделу развитие речи:
работаем с текстами.
Составление текста по
репродукции картины А.
Пластова "Первый снег"

1

10.12.2024

67

Падежные окончания
имен существительных 2го склонения

1

11.12.2024

68

Падежные окончания
имен существительных 3го склонения

1

12.12.2024

69

Особенности падежных
окончаний имён
существительных в
дательном и предложном
падеже

1

13.12.2024

70

Особенности падежных
окончаний имён
существительных в
родительном и
винительном падеже

1

16.12.2024

71

Правописание падежных

1

17.12.2024

окончаний имён
существительных 1
склонения
72

Правописание падежных
окончаний имён
существительных 2
склонения

1

18.12.2024

73

Правописание падежных
окончаний имён
существительных 3
склонения

1

19.12.2024

74

Правописание падежных
окончаний имён
существительных в
родительном и
винительном падеже

1

20.12.2024

75

Правописание падежных
окончаний имён
существительных в
дательном и предложном
падеже

1

23.12.2024

76

Правописание падежных
окончаний имён
существительных в
творительном падеже

1

77

Правописание

1

1

24.12.2024
25.12.2024

безударных падежных
окончаний имен
существительных во
множественном числе

78

Падежные окончания
имён существительных
множественного числа в
дательном, творительном,
предложном падежах

1

26.12.2024

79

Безударные падежные
окончания имён
существительных:
систематизация

1

27.12.2024

80

Безударные падежные
окончания имён
существительных:
обобщение

1

09.01.2025

81

Морфологический разбор
имени существительного

1

10.01.2025

82

Учимся пересказывать:
выборочный устный
пересказ текста

1

13.01.2025

83

Резервный урок по
разделу орфография:
Правописание

1

14.01.2025

безударных падежных
окончаний имён
существительных в
единственном числе

84

Правописание
безударных падежных
окончаний имен
существительных во
множественном числе

1

85

Пишем подробный
пересказ текста.
Изложение

1

86

Имя прилагательное.
Значение и употребление
имён прилагательных

1

17.01.2025

87

Зависимость формы
имени прилагательного
от формы имени
существительного. Род и
число имен
прилагательных

1

20.01.2025

88

Пишем сжатый пересказ
текста

1

89

Склонение имен
прилагательных

1

15.01.2025

1

1

16.01.2025

21.01.2025
22.01.2025

90

Правописание падежных
окончаний имён
прилагательных

1

23.01.2025

91

Правописание падежных
окончаний имён
прилагательных в
единственном числе

1

24.01.2025

92

Редактируем
предложенный текст.
Работа с
деформированными
предложениями и текстом

1

27.01.2025

93

Особенности склонения
имён прилагательных во
множественном числе

1

28.01.2025

94

Правописание падежных
окончаний имён
прилагательных во
множественном числе

1

29.01.2025

95

Пишем сочинениеописание на тему.
Составление
сравнительного описания
на заданную тему по
данному началу

1

1

30.01.2025

96

Морфологический разбор
имени прилагательного

1

31.01.2025

97

Безударные падежные
окончания имён
прилагательных:
систематизация

1

03.02.2025

98

Безударные падежные
окончания имён
прилагательных:
обобщение

1

04.02.2025

99

Можно ли по-разному
читать один и тот же
текст? Сравнение
художественного и
научного описания

1

05.02.2025

100

Чем изучающее чтение
отличается от
ознакомительного чтения.
Написание текста по
репродукции картины И.
Грабаря "Февральская
лазурь"

1

101

Резервный урок по
разделу морфология:
Отработка темы "Имя
прилагательное"

1

1

06.02.2025

07.02.2025

102

Нормы речевого этикета

1

10.02.2025

103

Правописание имён
прилагательных:
падежные окончания

1

11.02.2025

104

Резервный урок по
разделу орфография:
Правописание падежных
окончаний имен
прилагательных в
единственном и
множественном числе.
Повторение

1

12.02.2025

105

Местоимение. Личные
местоимения

1

13.02.2025

106

Личные местоимения 1го
и 3го лица единственного
и множественного числа.
Склонение личных
местоимений 1-го и 2-го
лица

1

14.02.2025

107

Склонение личных
местоимений. Склонение
личных местоимений 3-го
лица

1

17.02.2025

108

Правописание личных
местоимений. Написание
личных местоимений с
предлогами

1

109

Пишем текст по
предложенному плану

1

110

Особенности диалога.
Составление текста по
рисунку с включением
диалога. Инсценировка
диалога. Составление
диалога по данным
условиям

1

20.02.2025

111

Резервный урок по
разделу морфология: тема
"Использование
местоимений для
устранения
неоправданного повтора
слов в тексте"

1

21.02.2025

112

Раздельное написание
личных местоимений с
предлогами. Тренинг

1

24.02.2025

113

Вспоминаем, как
написать письмо,
поздравительную

1

25.02.2025

18.02.2025

1

19.02.2025

открытку, объявление.
Письмо. Написание
поздравления к
празднику 8 марта.
Подбор и составление
объявлений для стенной
газеты
114

Глагол как часть речи

1

26.02.2025

115

Различение глаголов,
отвечающих на вопросы
«что делать?» и «что
сделать?»

1

27.02.2025

116

Неопределенная форма
глагола

1

28.02.2025

117

Пишем сочинение-отзыв
по репродукции картины

1

118

Настоящее время глагола

1

04.03.2025

119

Прошедшее время
глагола

1

05.03.2025

120

Будущее время глагола

1

06.03.2025

1

03.03.2025

121

Настоящее, прошедшее и
будущее время глагола

1

07.03.2025

122

Ситуации устного и
письменного общения.
Составление текста о
правилах уличного
движения

1

10.03.2025

123

Речь: диалогическая и
монологическая

1

11.03.2025

124

Особенности разбора
глаголов по составу

1

12.03.2025

125

Глагол в предложении

1

126

Глагол в словосочетании

1

14.03.2025

127

Спряжение глаголов:
изменение по лицам и
числам

1

17.03.2025

128

Глаголы 2-го лица

1

18.03.2025

1

13.03.2025

настоящего и будущего
времени в единственном
числе
129

Мягкий знак после
шипящих на конце
глаголов в форме 2-го
лица единственного числа

1

130

Отрабатываем
правописание глаголов в
форме 2го лица
единственного числа

1

131

I и II спряжение глаголов

1

21.03.2025

132

Личные формы глагола

1

31.03.2025

133

Личные окончания
глаголов I и II спряжения

1

01.04.2025

134

Способы определения I и
II спряжения глаголов

1

02.04.2025

135

Отработка способов
определения I и II
спряжения глаголов

1

02.04.2025

136

Пишем сочинение-

1

19.03.2025

20.03.2025

1

1

03.04.2025

повествование на тему.
Составление рассказа
(сказки) по содержанию
пословицы,
фрвзеологизма
137

Отрабатываем правило
определения спряжения
глаголов с безударными
личными окончаниями

1

04.04.2025

138

Отрабатываем
правописание безударных
личных окончаний
глаголов-исключений

1

07.04.2025

139

Правописание
безударных личных
окончаний глаголов

1

08.04.2025

140

Отрабатываем
правописание безударных
личных окончаний
глаголов

1

09.04.2025

141

Безударные личные
окончания глаголов:
трудные случаи

1

10.04.2025

142

Отрабатываем трудные
случаи написания
безударных личных

1

11.04.2025

окончаний глаголов
143

Резервный урок по
разделу морфология: Что
такое возвратные
глаголы?

1

14.04.2025

144

Правописание глаголов
на -ться и –тся

1

15.04.2025

145

Отрабатываем
правописание глаголов на
-ться и –тся

1

16.04.2025

146

Частица НЕ, её значение
(повторение)

1

17.04.2025

147

Пишем сочинениерассуждение на тему.
Составление текстарассуждения по таблице,
правилу

1

148

Безударные личные
окончания глаголов:
систематизация

1

21.04.2025

149

Безударные личные
окончания глаголов:
обобщение

1

22.04.2025

150

Правописание глаголов в

1

23.04.2025

1

18.04.2025

прошедшем времени

151

Отрабатываем
правописание суффиксов
и окончаний глаголов в
прошедшем времени

1

24.04.2025

152

Морфологический разбор
глагола

1

25.04.2025

153

Обобщение знаний о
глаголе

1

28.04.2025

154

Глагол: систематизация
знаний

1

29.04.2025

155

Резервный урок по
разделу морфология:
Глагол. Отработка
материала

1

30.04.2025

156

Резервный урок по
разделу морфология:
Отработка темы "Глагол"

1

02.05.2025

157

Резервный урок по
разделу морфология:
Проверь себя

1

05.05.2025

158

Резервный урок по

1

1

06.05.2025

разделу морфология:
Проверочная работа
159

Изученные правила
правописания глаголов:
систематизация

1

07.05.2025

160

Пишем подробный
пересказ текста.
Изложение

1

08.05.2025

161

Отрабатываем изученные
правила правописания
глаголов

1

12.05.2025

162

Как сделать текст
интереснее. Составление
текста по репродукции
карины И. Шишкина
"Рожь"

1

13.05.2025

163

Наблюдаем за
написанием разных
частей речи

1

14.05.2025

164

Орфографический
тренинг: правописание
разных частей речи

1

15.05.2025

165

Резервный урок по
разделу орфография:
проверочная работа на
тему "Безударные личные

1

1

16.05.2025

окончания глаголов"
166

Учимся пересказывать:
подробный устный
пересказ текста

1

167

Резервный урок по
разделу развитие речи:
проверочная работа

1

168

Характеристика звуков
русского языка. Звуки и
буквы

1

21.05.2025

169

Звуко-буквенный разбор
слова

1

22.05.2025

170

Резервный урок по
разделу орфография:
проверочная работа по
теме "Чему мы научились
на уроказ правописания в
4 классе"

1

1

170

8

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

19.05.2025

20.05.2025

1

23.05.2025

10

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Русский язык (в 2 частях), 4 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.русский язык.4 класс. Готовимся к Всероссийским итоговым проверочным работам
в условиях реализации ФГОС НОО.
Проверочные работы по вариантам. Тренировочные упражнения.
Составитель Н.В.Лободина. Волгоград.Издательство "Учитель",2017.
2. О.И.Дмитриева.Поурочные разработки по русскому языку к УМК "Школа
России".4 класс.Москва."ВАКО",2019
3. О.В.Узорова,Е.А.Нефёдова. Все таблицы начальной школы. Издательство АСТ,
Москва,2019.
4. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь: Для учащихся
сред.школы.М.: Просвещение,1980.
5. Орфографический словарь русского языка для школьников. екатеринбург,"УФактория",2000.
6. С.Г.Батырева. Русский язык. Подготовка к диктантам Всероссийской проверочной
работы. 1-4 классы. Москва. издательство АСТ,2019.
7. Л.Л.Бодрягина.Тренажер по русскому языку для начальной школы.Орфограммы.
Издательство ЮВЕНТА.Москва,2015.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».