Нормативные документы по АОП
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 19.12.2023 № 618-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации».
3. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья» (ред. от 17.02.2023).
4. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)».
5. Приказ Минпросвещения России от 08.11.2022 № 955 «О внесении изменений в некоторые
приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения
Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов
общего образования и образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
6. Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 №1025 «Об утверждении федеральной
адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья» (ред. от 17.07.2024).
7. Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 №1026 «Об утверждении федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ред. от 17.07.2024).
8. Приказ Минпросвещения России от 17.07.2024 № 495 «О внесении изменений в некоторые
приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных
адаптированных образовательных программ».
9. Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 №858 «Об утверждении федерального перечня
учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и установления предельного
срока использования исключенных учебников».
10. Приказ Минпросвещения России от 21.02.2024 №119 «О внесении изменений в приложения
№ 1 и № 2 к Приказу Минпросвещения России от 21.092022 № 858 «Об утверждении ФПУ,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного
срока использования исключенных учебников».
11. Приказ Минпросвещения России от 18.07.2024 № 499 «Об утверждении федерального
перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования».
12. Письмо Минпросвещения России от 31.08.2023 № АБ-3569/07 «О направлении разъяснений
по организации образования обучающихся с ОВЗ».
13. Письмо Минпросвещения России от 31.08.2023 № АБ-3574/07 «Об обеспечении учебниками и
учебными пособиями обучающихся с ОВЗ»
14. Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 №1678 «Об утверждении правил применения
электронного обучения, ДОТ при реализации образовательного процесса».
15. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...»).
2
Пояснительная записка
Цели предмета: Формирование и развитие накопления социально-трудовых и
профессиональных навыков современного человека, способного к успешной адаптации в социуме,
конкуренции в условиях рыночной экономики, как полноценного члена общества, через
профессиональную ориентацию на всех этапах обучения.
Профессиональная ориентация – этот научно обоснованная система социально-экономических,
психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию
молодежи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и
склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а так же
формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка. Она реализуется через учебновоспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися
Задачи предмета:
Образовательные:
• Научить выполнять определённые программой виды работ по алгоритму.
• Сформировать навыки безопасного поведения при работе с устройствами,
• механизмами, химическими средствами.
• Сформировать элементарные коммуникативные навыки, обеспечивающие возможность
• работы в небольшом коллективе.
• Обеспечить получение опыта деятельности.
• Передать технологию выбора алгоритма в зависимости от вида работ.
Коррекционные:
• Корригировать внимание учащихся развивать устную речь.
• Способствовать формированию познавательного интереса учащихся к предмету.
• Развивать эмоционально волевую сферу в процессе практической деятельности.
• Активизировать словарный запас, умение вести диалог по теме.
Воспитательные:
Воспитание личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов
трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам,
оборудованию, использованию электроэнергии и др., строгое соблюдение правил безопасной работы
и гигиены труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи;
творческого отношения к домашнему труду; развитие обоняния, осязания, ловкости,
скорости;внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности,
воображения, фантазии, интереса к национальным традициям.
Общая характеристика учебного процесса.
Формы организации учебного процесса
Особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических
нарушений. При обучении основам социальной жизни используются следующие принципы: принцип
коррекционной направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности
обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении,
принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
3
Коммуникативная направленность обучения делает более продуктивным решение
коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу на проведение
практических работ с использованием бригадной формы организации учащихся.
При последовательном изучении курса "Основы социальной жизни" может быть использован
разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития,
типологических и индивидуальных особенностей учеников.
Формы работы
Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии,
сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация
учебных кинофильмов, презентаций и др.
В зависимости от задач урока и оснащении кабинета могут использоваться разные формы
организации практических работ, как коллективные (групповые), так и индивидуальные (выполнение
учеников всех операций под руководством учителя).
На занятиях следует отводить время для изучения правил техники безопасности, формирования
умений пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и
приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а также навыков обращения со
стеклянной посудой, кипятком и т. д. Ни один даже незначительный случай нарушения правил
техники безопасности нельзя оставлять без внимания. Необходимо постоянно приучать детей к
соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических
работ, доводя их до навыка.
Беседа на занятиях по основам социальной жизни, является одним из основных методов
обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими
работами: записями в тетрадь определённых правил, зарисовками, упражнениями и другими видами
работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным
методом обучения, используемым на занятии. В зависимости от задач занятия беседа может иметь
различное назначение и сопровождаться наглядностью, она может носить информационный
характер. В этом случае учитель выясняет имеющиеся у учащихся знания и представления и
сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся краткие вводные беседы, а
в конце занятия для закрепления полученных знаний – заключительные беседы.
Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. Сюжетноролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и
для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации,
учащиеся применяют усвоенные ими знания и приёмы.
В программе значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные
объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделение связи, на транспорт, в различные
учреждения. Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие
и итоговые. Вводные экскурсии предшествуют изучению нового материала и имеют целью
проведение наблюдений и общее ознакомление с объектами. Итоговые экскурсии организуются при
завершении работы над темой.
Задания для учащихся создаются в соответствии с психофизическими особенностями каждого
ученика. Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам письменных повседневных работ
учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.
Диагностика основных знаний, умений и навыков проводится на начало и конец учебного года,
данные отражаются в таблице.
Методы урока.
На уроках "Основы социальной жизни" используются следующие методы урока:
• словесные: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
4
• наглядные: наблюдение, демонстрация, просмотр;
• практические: карточки, тесты.
Типы уроков:
• урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала;
• урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);
• урок обобщения и систематизации знаний (тестирование);
• комбинированный урок;
• нестандартные уроки (экскурсия, урок- ролевая игра и др.)
Используются ТСО:
ПК, компьютерные презентации.
Используются ТСО:
Интерактивная доска, ПК, видеофрагменты фильмов(DVD), компьютерные презентации,
музыкальные композиции.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
в сфере организации питания:
- различать продукты питания разных групп: овощи, фрукты, молочные, мучные, мясные,
рыбные продукты, крупы, кондитерские изделия;
- определять способы употребления в пищу (в сыром, варённом, жаренном виде) разных
продуктов питания; - различать доброкачественные (пригодные к употреблению) и испорченные
(непригодные к употреблению) продукты;
- размещать продукты питания в соответствующих местах хранения;
- обрабатывать продукты питания перед приёмом в пищу: мыть (фрукты, овощи, ягоды),
чистить, отваривать и др.;
- готовить простейшие блюда (напитки, бутерброды, простейшие первые, вторые, третьи
блюда);
- правильно пользоваться столовой, чайной, кухонной посудой, столовыми приборами
(столовой и чайной ложками, вилкой и ножом), кухонными приспособлениями и инструментами,
некоторой бытовой кухонной техникой (мясорубкой, миксером и др.); сервировать стол к
завтраку (ужину, обеду);
- убирать стол после еды; мыть посуду; убирать помещение кухни;
- соблюдать правила приёма пищи, культуру поведения и общения за столом;
- в сфере ухода за телом;
- выполнять утренний и вечерний туалет (мыть руки, лицо, уши, шею, ноги, чистить зубы); мыть тело;
- мыть и расчёсывать волосы;
- чистить и подстригать ногти на пальцах рук и ног;
- пользоваться предметами и средствами гигиены, правильно их хранить; пользоваться
дезодорантом;
- оценивать свой внешний вид (чистота лица, рук, волос, состояние ногтей, опрятность одежды,
обуви), при необходимости вносить изменения.
- в сфере ухода за одеждой и обувью:
- пользоваться застёжками разных видов (пуговицами, кнопками, крючками, молнией,
липучками);
- складывать и развешивать одежду; размещать одежду в шкафу, в квартире (доме);
- чистить одежду щёткой;
5
- стирать одежду вручную и в стиральной машине;
- гладить одежду;
- выполнять мелкий ремонт одежды (пришивать пуговицы, зашивать одежду по
распоровшемуся шву);
- зашнуровывать обувь, завязывать шнурок на узелок и бантик;
- чистить обувь;
- сушить мокрую обувь;
- в сфере ухода за жилищем:
- наводить порядок в помещении;
- застилать постель;
- удалять пыль с мебели, зеркал и др.;
- подметать и мыть, пол;
- пользоваться щеткой для чистки ковровых покрытий;
- пользоваться пылесосом;
- выполнять уборку квартиры (повседневную, еженедельную, сезонную);
- ухаживать за комнатными растениям (поливать, удалять сухие листья, удалять пыль с листьев,
рыхлить землю) и цветочными горшками;
Учащиеся знакомятся с предприятиями и учреждениями сферы обслуживания населения. В
процессе обучения у детей формируются следующие жизненно значимые умения:
- ориентироваться в услугах, оказываемых различными предприятиями и учреждениями:
торговли (магазин, рынок, киоск), службы быта (парикмахерская, фотоателье, ателье по пошиву
одежды, ремонтные мастерские, прачечная, химчистка, столовая), связи (почта, телеграф),
медицинской помощи (больница, поликлиника, служба
«скорой помощи», аптека), культуры (библиотека, кинотеатр, музей);
- различать узнавать эти предприятия, учреждения по условным обозначениям, витринам,
вывескам-названиям и др.
ориентироваться в местонахождении ближайших предприятий и учреждений сферы
обслуживания населения в
районе проживания;
- осуществлять покупки в универсальных, специализированных магазинах, на рынках, в
киосках.
- ориентироваться в размерах, примерять и покупать одежду, обувь;
- обращаться в службы быта, медицинской помощи, правильно вести себя при пользовании их
услугами;
- правильно вести себя в учреждениях культуры;
- пользоваться телефоном; обращаться по телефону в службы экстренной помощи: пожарную,
милицию, скорую помощь;
- ориентироваться в услугах общественного транспорта (городской, пригородный,
междугородный транспорт), осуществлять поездку в общественном транспорте; - пользоваться
деньгами, осуществлять платежи.
Важной особенностью работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью является
необходимость специального обучения способам проведения досуга. Этой задачи посвящены темы,
связанные с учреждениями культуры (библиотека, кинотеатр). У детей формируются:
6
- представления о способах организации досуга (посещения музея, кинотеатра, библиотеки и
др.); - умения правильно вести себя в местах отдыха и учреждениях культуры.
Начиная с 6 класса учащиеся постепенно готовятся к семейной жизни. Семья – это
микросоциальная единица сообщества, основанная на супружеском союзе и родственных связях
(муж, жена, родители, дети и другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и
взаимной моральной ответственности. В рамках социально-бытовой ориентировки у учащихся
формируются представления о важнейших аспектах жизнедеятельности семьи (психологическом,
экономическом, хозяйственном и др.) и социально значимые умения:
- называть себя (фамилию, имя, отчество, возраст), адрес;
- называть членов своей семьи: отца, мать, брата, сестру, дедушек и бабушек;
- определять собственную социальную роль в семье (сын или дочка, внук или внучка, брат,
сестра);
- ориентироваться в распределении обязанностей в быту между членами семьи;
- планировать семейный бюджет: определять сумму доходов в семьи за месяц, планировать
расходы; - называть правила ухода за маленькими детьми в семье;
- приглашать и принимать гостей;
- поздравлять с праздником;
- называть способы организации досуга семьи, уметь организовывать свой досуг.
Содержание данного раздела «Трудоустройство» (9 кл) направленно на ориентировку
учащихся.
называть основные документы гражданина РФ.
- называть документы, предоставляемые при поступлении в профессиональное училище, при
устройстве на работу;
- оформлять документы (заявление, анкета);
- ориентироваться в ситуациях: заключения трудового договора, перехода с одной работы на
другую, начисления трудового стажа, оформления больничного листа.
Итак, основными содержательными линиями в области социально-бытовой ориентировки
школьников с ОВЗ является следующие:
- бытовая трудовая деятельность: умения в сфере организации питания, ухода за телом,
одеждой, обувью, жилищем, комнатными растениями и другими предметами обихода;
предприятия и учреждения сферы обслуживания населения:
Ориентировка в услугах предприятий и учреждений сферы обслуживания населения (торговли,
службы быта, связи, культуры, медицинской помощи, транспорта), практические умения
пользоваться ими; - семья: представления о семье, семейных взаимоотношениях, организации быта
и досуга семьи;
- трудоустройство: представления о возможностях и порядке трудоустройства, об
организационных аспектах профессиональной трудовой деятельности;
- организация досуга; места и способы проведения досуга.
Прогнозируемые результаты:
-достижение максимально возможного уровня развития социально-бытовых навыков;
-формирование положительного отношения к осваиваемым видам деятельности;
-умение жить в коллективе.
Количество часов в неделю – 2 часа
Количество часов в год – 68 часов
7
Основное содержание предмета, практические работы по ОСЖ
7 класс
Разделы
Краткое содержание
«Личная гигиена»
Личная гигиена подростка. Индивидуальные предметы гигиены. Правила
и приемы сохранения чистоты и здоровья тела. Гигиена одежды,
нательного и постельного белья.
«Одежда и обувь» Ремонт разорванных мест одежды, штопка. Стирка белья из х/б ткани
вручную, и с помощью стиральной машины. Утюжка белья, брюк,
спортивной одежды. «Химчистка». Виды услуг. Правила пользования.
Практические работы
Ремонт разорванных мест одежды, штопка.
«Питание»
Приготовление пищи: обед. Закуски, первые и вторые блюда из овощей,
рыбных и мясных полуфабрикатов. Третьи блюда. Использование
электробытовых приборов для экономии времени при приготовлении
пищи. Сервировка стола к обеду.
«Семья»
Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми
Практическая работа
Оказание помощи первоклассникам в одевании на прогулку.
Разучивание тихих и подвижных игр.
Проведение игр с детьми младшего возраста.
«Культура
поведения»
Поведение в гостях. Подарки.
Практическая работа
Изготовление несложных сувениров.
«Жилище»
Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры к
лету и зиме. Санитарная обработка помещения в случае необходимости.
Уход за мебелью в зависимости от покрытия (мягкая обивка, полировка,
лак Животные дома(кошка, собака, попугай).
«Транспорт»
Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзалы и его службы..
Расписание поездов. Виды пассажирских вагонов. Примерная стоимость
проезда до разных пунктов. Приобретения ж/д билетов. Камеры хранения
багажа.
Экскурсия
На железнодорожный вокзал, станцию
«Торговля»
Универсальные и специализированные промышленные магазины их
отделы. Назначение магазинов.
Стоимость некоторых товаров. Порядок приобретения товаров.
8
«Средства связи»
Виды бандеролей, порядок их отправления. Упаковка и стоимость
пересылки. Виды упаковки, правила отправления и стоимость пересылки.
Заполнение бланков.
Практические работы
Заполнение бланков на отправку бандеролей.
Упаковка бандеролей.
«Медицинская
помощь»
Домашняя аптечка. Термометр. Лекарственные растения. Первая помощь
при травмах, ранах, ушибах, переломах.
Практические работы
Упражнения в наложении повязок на рану, поврежденную конечность.
«Учреждения,
организации и
предприятия»
Промышленные предприятия и сельскохозяйственные объекты местности,
Практические работы Экскурсии на промышленные предприятия или
сельскохозяйственные объекты.
Основное содержание предмета, практические работы по ОСЖ
9 класс
Разделы
Краткое содержание
«Личная гигиена»
Здоровый образ жизни – один из условий успеха в жизни человека. (вред
курения, алкоголя и наркотиков. Значение физических упражнений: в
здоровом теле – здоровый дух.)
«Одежда и обувь»
Стиль одежды, мода, обновление одежды (замена мелких деталей). Выбор
одежды и обуви при покупке. Выведение мелких пятен на одежды в
домашних условиях (средства правила выведения) техника безопасности
при пользовании средствами для выведения пятен.
Практическая работа
Определение размеров одежды и обуви.
«Жилище»
Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер. Сохранение
жилищного фонда.
Практическая работа
Упражнения в рациональной расстановке мебели, подборе деталей
интерьера.
«Питание»
Приготовление национальных блюд. Составление меню и сервировка
праздничного стола. Диетическое питание. Питание детей ясельного
возраста.
«Семья»
Основы семейного очага (условия для создания семьи, семейные
отношения, семейные традиции). Закон Российской Федерации о браке и
семье.
Практическая работа
Упражнение в анализе различных семейных ситуаций
«Культура
поведения»
Традиции культуры поведения в современном обществе. Соседи. Прием
гостей
Практическая работа
Упражнения в умении анализировать поступки людей и давать им
9
правильную оценку. Упражнения в умении планировать свои действия во
время приема гостей.
«Транспорт»
Назначение
авиатранспорта.
Аэровокзал.
Маршруты.
приобретения билетов. Стоимость проезда.
Практическая работа
Упражнения в умении ориентироваться в расписании
Порядок
«Торговля»
Рынок. Роль рынка в обеспечении населения продуктами питания и
реализации сельскохозяйственных продуктов. Отделы рынка. Выбор
покупки в соответствии со своими потребностями и возможностями
Значение ярмарок. Торговля уцененными товарами скупка вещей у
населения. Правила сдачи вещей в скупку, комиссионный магазин.
Правила получения денег за проданные вещи Виды ярмарок. Время и
место проведения ярмарок.
Практическая работа
Экскурсия на рынок Упражнение в умении выбрать покупку с учетом
потребностей и возможностей.
Упражнения в вежливом обращении к продавцу и подсчете стоимости
покупки.
«Средства связи»
Виды денежных переводов, стоимость их отправлений. Виды связи,
особенности каждой, значимость в современной жизни
Практическая работа
Заполнение бланков денежных переводов. Заполнение квитанций по
оплате телеграфных услуг.
«Медицинская
помощь»
Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению. Уход за
больным. Документы, подтверждающие нетрудоспособность.
Практическая работа
Чтение назначений врача в рецепте, чтение аннотаций (лист-вкладыш) к
лекарствам.
«Учреждения,
организации и
предприятия»
Предприятия бытового обслуживания, их назначение.
Практическая работа
Практическая работа
Упражнение в умении обращаться с вопросами, просьбами к работникам
предприятий бытового обслуживания.
Экономика
домашнего
хозяйства
Бюджет. Текущие расходы
Практическая работа
Упражнения в расчетах рационального ведения хозяйства
«Трудоустройство» Учреждения и отделы по трудоустройству. Оформление на работу,
постоянную и по договору. Документы, необходимые для поступления на
работу, их оформление. Деловые бумаги: заявление, анкета, расписка,
докладная записка, заявка. Правила их составления и написание.
Практическая работа
Экскурсия в отдел занятости населения Определение качеств личности
необходимых для выбранной профессии. Упражнение в умении
10
обращаться в службу занятости, отделы кадров для устройства на работу.
Составление деловых бумаг: заявление, автобиографии, анкеты, заявки на
материалы, инструменты, расписки, докладной записки.
11
Календарно-тематическое планирование 7 класс
(2 часа в неделю, 68 часов в год)
№
Наименование темы
Элементы содержания
Кол-во
часов
Раздел «Личная гигиена» 2 часа
1
Что есть внешняя
красота?
2
Универсамы и
универмаги.
3
5
Экскурсия в
промтоварный магазин
Практическая работа
«Подсчитать стоимость
покупки»
Рынок
6
Комиссионные магазины
7
8
Ярмарка
Виртуальная экскурсия
на рынок
4
9
10
11
Личная гигиена подростка. (юноши и девушки). Назначение индивидуальных предметов
гигиены. Правила сохранения чистоты и здоровья тела. Правила смены одежды и
нательного и постельного белья.
Раздел «Торговля»11 часов
Универсальные и специализированные промтоварные магазины, их отделы (ассортимент
некоторых отделов). Назначение магазинов. Стоимость некоторых товаров Порядок
приобретения товаров
Правила поведения в магазине. Изучение стоимости товаров по списку. Внесение цен в
список товаров.
На основе знаний, полученных в ходе экскурсии в магазин, учащиеся подсчитывают
стоимость покупок, согласно списку.
2
Рынок. Роль рынка в обеспечении населения продуктами питания и реализации
сельскохозяйственных продуктов. Отделы рынка. Выбор покупки в соответствии со своими
потребностями и возможностями
Торговля уцененными товарами скупка вещей у населения. Правила сдачи вещей в скупку,
комиссионный магазин. Правила получения денег за проданные вещи
Виды ярмарок, время и место их проведения
2
Промышленное
предприятие завод
Раздел «Учреждения, организации, предприятия» 2 часа
Учащиеся узнают о местонахождение предприятий, о выпускаемой продукции, отделах,
цехах. Тренируют умение обращаться с вопросами к работникам предприятия.
Уборка квартиры
Дезинфекция помещения
Раздел « Жилище» 10часов
Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Последовательность проведения уборки.
Санитарная обработка помещения в случае необходимости. Дезинфицирующие средства, их
2
1
1
2
2
1
1
2
2
Дата
13
Подготовка квартиры к
зиме, лету.
Уход за мебелью
14
Животные в доме
15
Ремонт разорванных
мест одежды.
Что такое стирка?
12
16
17
18
19
20
21
Использование бытовой
техники при стирке
изделий из х/б тканей
Утюжка белья, брюк,
спортивной одежды.
Видеоэкскурсияв
химчистку
Составные части обеда.
Значение первых и
вторых блюд в питании.
Приготовление закусок
22
Приготовление
первого блюда на
мясномбульоне
23
Приготовление мясных
блюд.
24
Приготовление третьих
блюд
применение.
Подготовка квартиры к зиме, лету. Способы и периодичность ухода за окнами, виды
моющих средств; способы утепления окон.
Уход за мебелью в зависимости отеё
покрытия (мягкая обивка, полировка, лак и др.)
Животные в доме (кошка, собака, попугай) Правила соблюдения гигиены жилища при
наличии животных в доме
Ремонт разорванных мест одежды, штопка.
санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при ремонте одежды
Стирка хлопчатобумажного белья вручную, Особенности стирки цветного и белого белья.
Правила пользования моющими средствами. Отбеливание. Санитарно-гигиенические
требования и правила техники безопасности при стирке вручную.
Устройство стиральной машины и правила пользования ею. Стирка хлопчатобумажного
белья с помощью стиральной машины. Санитарногигиенические требования и правила
техники безопасности при стирке с помощью стиральной машины
Утюжка белья, брюк, спортивной одежды. Правила техники безопасности при работе с
утюгом.
Правила пользования «Химчисткой». Виды услуг. Правила подготовки вещей к сдаче в
чистку
Раздел «Питание» 12 часов
Приготовление пищи: обед. Закуски, первые и вторые блюда из овощей, рыбных и мясных
продуктов. Третьи блюда. Виды тепловой обработки Возможности использования
электробытовых приборов при приготовлении пищи, правила пользования ими.
Последовательность приготовления закусок. Санитарно-гигиенические требования и правила
техники безопасности при приготовлении пищи
Последовательность приготовления первых блюд. Способы обработки овощных, мясных
продуктов. Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при
приготовлении пищи
Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при приготовлении
пищи. Использование электробытовых приборов для экономии времени при приготовлении
пищи
Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при приготовлении
пищи. Использование электробытовых приборов для экономии времени при приготовлении
13
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
2
2
25
Сервировка стола.
26
Школа семьи
27
Бюджет. Текущие
расходы
28
29
30
31
32
33
пищи
Правила сервировки стола к обеду
Раздел «Семья» 2 часа
Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми. Тихие и подвижные игры
Расходы на удовлетворение культурных потребностей и некоторые текущие расходы (билеты
в кино, театр, проезд, предметы личной гигиены, ремонт обуви одежды) Экономия в
домашнем хозяйстве. Правила экономии (учет реальных возможностей, контроль расходов,
перелицовка и реставрация вещей, экономия электроэнергии и т.д.)
Раздел «Транспорт» 6 часов
Железнодорожный
Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзал и его службы. Виды камер хранения,
пассажирский транспорт. сроки и стоимость хранения багажа. Расписание движения поездов. Кассы приобретения
билетов. Медпункт. Зал ожидания. Комната матери и ребенка. Справочная служба.
Экскурсия на
Правила безопасности в поездке.
железнодорожную
станцию
Приобретение
Порядок приобретения железнодорожных билетов (покупка в кассе, заказ по телефону). Виды
проездов: скорый, пассажирский, Виды пассажирских вагонов: общий, плацкартный,
железнодорожных
купейный, мягкий. Зависимость стоимости билета от вида вагона и дальности расстояния
билетов
Примерная стоимость проезда до разных пунктов.
Раздел «Экономика домашнего хозяйства» 4 часа
Деньги
Деньги (монета, купюра, валюта). Их назначение и значение в нашей жизни. Порядок и
условия получения зарплаты, пенсии.
Бюджет семьи.
Бюджет семьи. Источники дохода.
Заработная плата членов семьи, пенсия.
Мелкие расходы
Раздел «Медицинская помощь» 6 часов
Домашняя аптечка.
Домашняя аптечка. Термометр. Правила применения и назначения медицинских средств,
Лекарственные растения. входящих в состав домашней аптечки. Самолечение его опасность для здоровья. Местные
лекарственные растения
Отвары, настои, настойки, чаи.
14
2
2
2
2
1
2
2
2
2
34
Первая помощь при
травмах, ранах,
микротравмах, ушибах
Первая помощь при травмах, ранах, микротравмах, ушибах. Правила обработки раны и
наложения повязки, меры по предупреждению осложнений после микротравм. Правила
оказания первой медицинской помощи при сильных ушибах (покой, компресс).
1
35
Первая помощь при
вывихах, переломах
2
36
Вы собираетесь в гости.
37
Бандероли
38
Экскурсия на почту
Правила оказания первой медицинской помощи при вывихах, переломах. (покой и фиксация
конечностей с помощью повязки или временной шины)
Раздел «Культура поведения»2 часа
Поведение в гостях. Правила поведения при встрече и расставании.
Правила поведения в гостях Подарки.
Правила выбора и вручения подарков.
Правила приема подарков.
Раздел «Средства связи» 4 часа
Виды бандеролей (простые, ценные, заказные) Порядок их отправления, перечень предметов,
посылаемых бандеролью. Максимальный вес и стоимость посылаемых предметов. Упаковка.
Стоимость пересылки.
Заполнение бланков
39
Проверочная работа.
Всего за год
2
2
1
1
68
15
№
Наименование темы
Календарно-тематическое планирование 9 класс
(2 часа в неделю, 68 часов в год)
Элементы содержания
Кол-во
часов
I четверть
Раздел «Личная гигиена» 2 часа
1
Здоровый образ жизни
2
Стиль одежды. Мода.
3
Выбор одежды и обуви
при покупке.
Выведение мелких пятен
с одежды
4
5
6
Рациональная
расстановка мебели в
квартире. Интерьер
Сохранение жилищного
фонда
ЗОЖ - одно из условий успеха в жизни человека. Вред курения, алкоголя и наркотиков.
Значение физических упражнений.
Раздел «Одежда и обувь» 4 часа
Стиль одежды, мода, обновление одежды (замена мелких деталей) Внешний вид молодого
человека и средства выражения индивидуальности
Выбор одежды и обуви при покупке
(Размеры одежды и обуви, гарантийные сроки носки, правила возврата)
Выведение мелких пятен с одежды в домашних условиях (средства, правила выведения).
Техника безопасности при пользовании средствами для выведения пятен. Способы
обновления одежды с помощью мелких деталей.
Раздел «Жилище» 4 часа
Рациональная расстановка мебели в квартире (с учетом размера и особенностей площади,
назначения комнат, наличия мебели). Требования к подбору занавесей, светильников и
других деталей интерьера
Сохранение жилищного фонда
2
1
2
1
2
2
7
Национальные блюда
Раздел «Питание» 10 часов
Приготовление национальных блюд.
8
Пельмени, чебуреки.
Способы приготовления пельменей, чебуреков.
2
9
Меню праздничного
стола. Сервировка
праздничного стола
Диетическое питание
Питание детей ясельного
возраста
Меню праздничного стола.
Сервировка праздничного стола
2
Диетическое питание
Питание детей ясельного возраста
2
2
10
11
16
2
Дата
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Раздел «Семья» 4 часов
Какой должна быть, моя Основы семейного очага (условия для создания семьи, семейные отношения, семейные
будущая семья?
традиции). Морально-этические нормы взаимодействия в семье.
Российская семья.
Закон Российской Федерации о браке и семье. Обязанности членов семьи, связанные с
заботой о детях. Распределение хозяйственнобытовых обязанностей между членами семьи.
Раздел «Культура поведения» 4 часа
Традиции культуры
Традиции культуры поведения в современном обществе: культура поведения, нормы морали
поведения в
и этики в современном обществе, нормы поведения с соседями по коммунальной квартире и
современном обществе
по площадке (приветствие,
взаимоуважение, взаимопомощь);
Прием гостей
Правила приема гостей (поведение хозяев при встрече, расставании, во время визита)
Раздел «Транспорт» 2 часа
Авиатранспорт.
Авиатранспорт. Аэровокзал. Маршруты. Порядок приобретения билетов. Регистрация рейсов.
Стоимость проезда.
Раздел «Средства связи» 2часа
Денежные переводы
Денежные переводы Виды переводов (почтовые, телеграфные). Заполнение бланков.
Стоимость отправки переводов
Виды связи
Виды связи: пейджер, сотовая, автоответчик, факс, интернет.
Раздел « Медицинская помощь» 4 часа
Инфекционные
Инфекционные заболевания
(кишечные, воздушно-капельные инфекции), пути
заболевания
распространения и меры по их предупреждению
Уход за больным. Листок Уход за больными.
нетрудоспособности
Листок нетрудоспособности
Условия освобождения от работы (по болезни, для ухода за больным)
Раздел «Торговля» 8 часов
Рынок
Рынок. Роль рынка в обеспечении населения продуктами питания и реализации
сельскохозяйственных продуктов. Отделы рынка. Выбор покупки в соответствии со своими
потребностями и возможностями
Комиссионные магазины Торговля уцененными товарами скупка вещей у населения. Правила сдачи вещей в скупку,
комиссионный магазин. Правила получения денег за проданные вещи
Ярмарка
Виды ярмарок, время и место их проведения
Экскурсия на рынок
Раздел «Экономика домашнего хозяйства» 8 часов
Бюджет. Текущие
Расходы на удовлетворение культурных потребностей и некоторые текущие расходы (билеты
17
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
расходы
26
Сбережения
27
Экскурсия в сберкассу
28
Кредит.
Государственное
страхование
29
Предприятия бытового
обслуживания
30
Экскурсия на
предприятия бытового
обслуживания населения
Местные органы
управления
31
32
«Где работать мне тогда,
чем заниматься?»
Профессия и характер.
33
34
35
36
37
Экскурсия в отдел
занятости населения.
Оформление на работу
Деловые бумаги
Деловые бумаги
Обобщение пройденного
материала.
в кино, театр, проезд, предметы личной гигиены, ремонт обуви одежды) Экономия в
домашнем хозяйстве. Правила экономии (учет реальных возможностей, контроль расходов,
перелицовка и реставрация вещей, экономия электроэнергии и т.д.)
Сбережения. Назначение сбережений. Хранение денег в сберегательной кассе. Виды вкладов.
Виды и цели сбережений; Порядок помещения денег в
сберкассу
2
1
Кредит. Виды кредита, порядок его оформления. Виды страхования
Раздел «Учреждения, организации, предприятия » 3 часа
Служба быта. Предприятия бытового обслуживания населения, их назначения (ремонтнобытовые мастерские, пункты и т.п.). Виды оказываемых услуг. Правила пользования
услугами предприятий бытового обслуживания.
Профессии работников предприятий.
2
2
1
Департамент, муниципалитет, префектура, милиция. Их назначение.
2
Раздел « Профориентация и трудоустройство» 10 часов
Выбор профессии. Профессионально жизненная перспектива. Учреждения и отделы по
трудоустройству.
2
Знакомство с миром профессий. Выбор профессии в соответствии в личностными
особенностями.
1
1
Оформление на работу. Документы, необходимые для поступления на работу, их
оформление. Правила перехода на другую работу
Деловые бумаги. Правила составления деловых бумаг (заявление, анкета)
Правила составления деловых бумаг: Расписка, докладная записка, заявка.
18
2
2
2
1
Всего 68
Учебно-методическое обеспечение
1.
Воронкова В.В. «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в
специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида»: пособие для учителя / В.В.
Воронкова, С.А. Казакова/.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.;
2.
Девяткова Т.А.,Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М., ЩербаковаА.М.
«Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательной школы VIII
вида»: Пособие для учителя /под редакцией А.М. Щербаковой/.- М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС,
2005.
3.
Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в
специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: Пособие для
учителя /С.А.Львова/ ВЛАДОС, 2013.
4.
Воронкова В.В. «Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе» ШколаПресс, 1994.
5.
Воронкова В.В. «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательный
учреждений VIII вида. ВЛАДОС, 2012.