Рабочая программа воспитания

Управление образования Администрации городского округа Сухой Лог
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 11»

РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
Протокол №11 от 25.06.2024

УТВЕРЖДЕНО
И.о. директора МБОУ ООШ № 11
Л.В. Сметанина
Приказ № 142-ОД от 25.06.2024
DN: cn=Сметанина Л.В.,
o=МБОУ ООШ № 11,
email=sh.filatovsky@yand
ex.ru, c=RU

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
(подготовлена на основе федеральной программы воспитания)
на 2024/2025 учебный год

г.о. Сухой Лог
село Филатовское
2024

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка

3

Раздел 1. Целевой
1.1. Цель и задачи воспитания, обучающихся …………………………………

4

1.2. Направления воспитания ………………………………………...................

5

1.3. Целевые ориентиры результатов воспитания ………………......................

5

Раздел 2. Содержательный
2.1. Уклад общеобразовательной организации ………………………………...

8

2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности ……………...

9

Раздел 3. Организационный
3.1. Кадровое обеспечение ………………………………………………………

21

3.2. Нормативно-методическое обеспечение …………………………………..

21

3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями ……………………………………………...

22

3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся ……………………………………………...

22

3.5. Анализ воспитательного процесса …………………………………………

23

Календарно-тематический план воспитательной работы ……………….

25

Перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат

31

в календарном плане воспитательной работы ………………………………….
Юбилейные даты со дня рождения писателей, музыкантов,
художников и других деятелей ………………………………………………….

2

32

Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания ООП НОО, ООО МБОУ ООШ № 11 (далее –
Программа воспитания) разработана на основе Федеральной рабочей программы
воспитания для общеобразовательных организаций. Данная программа основывается на
единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней общего образования,
соотносится с рабочими программами воспитания для образовательных организаций
дошкольного и среднего профессионального образования.
Программа воспитания:
 предназначена для планирования и организации системной воспитательной
деятельности в МБОУ ООШ № 11;
 разработана с участием коллегиальных органов управления МБОУ ООШ №11, в том
числе, Совета обучающихся, Управленческого совета школы, согласована с
педагогическим советом школы и утверждена директором МБОУ ООШ № 11;
 реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой
совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений,
социальными институтами воспитания;
 предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам
поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых
конституционных норм и ценностей;
 предусматривает историческое просвещение, формирование российской культурной
и гражданской идентичности обучающихся.
Программа воспитания включает
три раздела:
 целевой
 содержательный
 организационный.
В соответствии с особенностями МБОУ ООШ № 11 внесены изменения в
содержательный и организационный разделы программы воспитания. Изменения связаны
с особенностями организационно-правовой формы, контингентом обучающихся и их
родителей (законных представителей), направленностью образовательной программы, в
том числе, учитывающей особые образовательные потребности обучающихся.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Содержание воспитания обучающихся в МБОУ ООШ № 11 определяется
содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей,
которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы
определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент
содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности
культуры, традиционных религий народов России.
1.2. Воспитательная деятельность в МБОУ ООШ № 11 планируется и осуществляется
в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания.
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является
развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные
духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной
реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному
созиданию и защите Родины.
1.3. Цель воспитания обучающихся в МБОУ ООШ № 11: развитие личности, создание
условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
3

интересах человека, семьи, общества и государства; • формирование у обучающихся
чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и
подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и
традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде.
1.4. Задачи воспитания обучающихся в МБОУ ООШ № 11:
 усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций,
которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
 формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям,
традициям (их освоение, принятие);
 приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных
отношений, применения полученных знаний;
 достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в
соответствии с ФГОС НОО, ООО.
1.5. Личностные результаты освоения обучающимися образовательных
программ включают:
 осознание российской гражданской идентичности;
 сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;
 готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению;
 наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
 сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная деятельность в МБОУ ООШ № 11 планируется и осуществляется на
основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системнодеятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учетом принципов
воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей
и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности,
инклюзивности, возрастосообразности.
1.6. Направления воспитания.
Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной
деятельности МБОУ ООШ № 11 по основным направлениям воспитания в соответствии с
ФГОС НОО, ООО и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и
приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части:
 Гражданского воспитания, способствующего формированию российской
гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации,
к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней
российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина
России, правовой и политической культуры.
 Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю,
Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение,
формирование российского национального исторического сознания, российской
культурной идентичности.
 Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры
народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных
российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия,
справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.
4

 Эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической
культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим
образцам отечественного и мирового искусства.
 Физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового
образа жизни и эмоционального благополучия – развитие физических способностей с
учетом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной
и социальной среде, чрезвычайных ситуациях.
 Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность,
получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно
достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в
профессиональной деятельности.
 Экологического воспитания, способствующего формированию экологической
культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе
российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления
природы, окружающей среды.
 Ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к
познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного
образования с учетом личностных интересов и общественных потребностей.
1.7. Целевые ориентиры результатов воспитания.
Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП НОО, ООО
установлены ФГОС НОО, ООО.
На основании этих требований в данном разделе представлены целевые ориентиры
результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на достижение которых
должна быть направлена деятельность педагогического коллектива для выполнения
требований ФГОС НОО, ООО.
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием
воспитания
обучающихся
на
основе
российских
базовых
(гражданских,
конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного
пространства. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего
образования.
Гражданское воспитание:
 знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном
российском обществе, в мировом сообществе;
 понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России,
тысячелетней истории российской государственности на основе исторического
просвещения, российского национального исторического сознания;
 проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам;
 проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России,
реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных
интересов других людей;
 выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма,
терроризма, коррупции в обществе;
 принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том
числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности.
Патриотическое воспитание:
 сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой
народ, его традиции, культуру;
5

 проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других
народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в
родной стране;
 проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края,
своего народа, других народов России;
 знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве,
спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников
Отечества в прошлом и современности;
 принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
Духовно-нравственное воспитание:
 знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа,
ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России,
российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учетом национальной,
религиозной принадлежности);
 выражающий готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиций традиционных российских духовно- нравственных
ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков;
 выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения,
противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям; •
сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях
индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального,
межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных
народов, вероисповеданий;
 проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным
ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения
и воспитания детей;
 проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как
части духовной культуры своего народа, российского общества.
Эстетическое воспитание:
 выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных
традиций и народного творчества в искусстве;
 проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на
поведение людей;
 сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей,
традиций в искусстве;
 ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном
творчестве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
 понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в
сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного
поведения, в том числе в информационной среде;
 выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную
физическую активность);
 проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя,
наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для
физического и психического здоровья;
6

 умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (свое и других людей),
стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием;
 способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание:
 уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей; проявляющий
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения предметных знаний;
 сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой
деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в
российском обществе;
 участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье,
общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной
направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность;
 выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов,
потребностей.
Экологическое воспитание:
 понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их
решения, значение экологической культуры человека, общества;
 сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
 выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе;
ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения
задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды;
 участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной
направленности.
Ценность научного познания:
 выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учетом
индивидуальных интересов, способностей, достижений;
 ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
 развивающий навыки использования различных средств познания, накопления
знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной,
цифровой среде);
 демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Уклад образовательной организации
Уклад задает порядок жизни школы и аккумулирует ключевые характеристики,
определяющие особенности воспитательного процесса. Уклад МБОУ ООШ № 11
удерживает ценности, принципы, нравственную культуру взаимоотношений, традиции
воспитания, в основе которых лежат российские базовые ценности, определяет условия и
средства воспитания, отражающие самобытный облик МБОУ ООШ № 11 и ее репутацию в
окружающем образовательном пространстве, социуме.
Характеристики уклада, особенностей условий воспитания в МБОУ ООШ № 11
7

Процесс воспитания в МБОУ ООШ № 11 основывается на следующих принципах
взаимодействия педагогов и обучающихся:
 неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдение
конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритет безопасности ребенка при
нахождении в образовательной организации;
 ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной
среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное
взаимодействие обучающихся и педагогов;
 реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе
детсковзрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и
содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными
отношениями;
 организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета
совместной заботы и взрослых, и детей;
 системность, целесообразность и не шаблонность воспитания как условия его
эффективности.
Основными традициями воспитания в МБОУ ООШ № 11 являются следующие:
 общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных
усилий педагогов;
 коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и
коллективный анализ их результатов;
 создание условий, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его
роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
 в проведении общешкольных дел поощряется конструктивное межклассное и
межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность;
 педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных
классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них
доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
 ключевой фигурой организации воспитания в школе является классный
руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно-развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
2.2. Виды, формы и содержание деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в
соответствующем модуле.
Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых
принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются,
готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это не набор
календарных праздников, отмечаемых в школе, а комплекс коллективных творческих дел,
интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый
коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и
взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию
к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть
мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых
педагогами для детей.

8

Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы.
На внешкольном уровне
 социальные проекты в рамках Всероссийских конкурсов и проектов РДДМ
«Добро не уходит на каникулы» – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые
школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической,
патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование
окружающего школу социума;
 открытые дискуссионные площадки – регулярно организуемый комплекс открытых
дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских, совместных), на
которые приглашаются представители других школ, деятели науки и культуры,
представители власти, общественности и в рамках которых обсуждаются насущные
поведенческие, нравственные, социальные, проблемы, касающиеся жизни школы, села,
страны;
 проводимые для жителей села и организуемые совместно с семьями учащихся
спортивные состязания, праздники, фестивали, представления, которые открывают
возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную
заботу об окружающих;
 участие во Всероссийских акциях, в т.ч., «Днях единых действий» РДДМ,
посвященных значимым отечественным и международным событиям.
На школьном уровне
 разновозрастные сборы – ежегодные Дни Здоровья и туристические слеты,
включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых
складывается особая детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными,
поддерживающими взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой
эмоционально-психологического комфорта, доброго юмора и общей радости;
 общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные,
музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов
знаменательными датами, в которых участвуют все классы школы;
 мероприятия туристско-краеведческой деятельности, направленные на воспитание у
школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие
самостоятельности и ответственности школьников, формирование у них навыков
самообслуживающего труда. В качестве содержательного наполнения данной деятельности
используется краеведческое поднаправление деятельности РДДМ:Всероссийские проекты
«Я познаю Россию», «Школьный музей», «Прогулки по стране».
 торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на
следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных
стат усов в школе и развивающие школьную идентичность детей;
 капустники – театрализованные выступления педагогов, родителей и школьников с
элементами доброго юмора, пародий, импровизаций на темы жизни школьников и учите
лей. Они создают в школе атмосферу творчества и неформального общения, способствуют
сплочению детского, педагогического и родительского сообществ школы;
 церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное
участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах,
значительный вклад в развитие школы. Это способствует поощрению социальной
активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и
воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне классов
 выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел,
ответственных за подготовку общешкольных ключевых мероприятий;
 участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых мероприятий;
 проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых
9

мероприятий, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных
мероприятий на уровне общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне
 вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из
возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих,
декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и
оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
 индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков
подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
 наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа
ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками,
с педагогами и другими взрослыми;
 при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через
включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим
примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль
ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, классный руководитель организует работу с
коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу
с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их
законными представителями.
Работа с классным коллективом:
 Инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, о
казание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе.
 Организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совмест ных
дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоро
вительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), поз
воляющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и те
м самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочи
ть доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, зада
ющим образцы поведения в обществе.
 Проведение классных часов с использованием методических материалов Всеросси
йского проекта РДДМ «Классный час. Перезагрузка» как часов плодотворного и доверитель
ного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношени
я к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставл
ения школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблем
е, создания благоприятной среды для общения;сплочение коллектива класса через игры и
тренинги на сплочение и командообра зование; однодневные и многодневные походы и
экскурсии, организуемые классными руко водителями и родителями; празднования в классе
дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами
поздравления, сюрпризы, творческие под арки и розыгрыши; регулярные внутриклассные
«огоньки» и вечера, дающие каждому шко льнику возможность рефлексии собственного
участия в жизни класса.
 Выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить
нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с обучающимися:
 Изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за
поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогич
еских ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в органи
зуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюд
ения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с
10

преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – со школьным
психологом.
 Поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание
взаимоотношений с одноклассниками или учителями, успеваемость, выбор профессии и т.
п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школь
ника, которую они совместно стараются решить.
 Индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение им и
личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, сп
ортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с
классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе ан
ализируют свои успехи и неудачи.
 Коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или з
аконными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые
школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответствен
ность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
 регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками,
направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым
вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и
учащимися;
 проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем кл
асса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
 привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам в
озможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от у
чебной, обстановке;
 привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объедине ния
усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
 регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей,
о жизни класса в целом;
 помощь родителям школьников или их законным представителям в регулирован ии
отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
 организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наибо лее
острых проблем обучения и воспитания школьников;
 создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в
управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их
детей;
 привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
-организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, нап равленных
на сплочение семьи и школы.
Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется
приимущественно через:
 вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, котора я
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые
знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отно
шения, получить опыт участия в социально значимых делах;
 формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общн
остей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и
доверительными отношениями друг к другу;
 создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенны е
11

социально значимые формы поведения;
 поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской
позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых т
радиций;
 поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности
происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов, а также с
применением содержания мероприятий и проектов РДДМ.
Познавательная деятельность.
Курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу школьникам социально
значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание
к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего
общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
В качестве содержательного наполнения данного вида внеурочной деятельности
используется следующие виды:
1) «Занимательная арифметика» - нацелена на расширение кругозора и развитие п
ознавательного интереса учащихся начальных классов в области математики, на расширен
ие целостного представления о проблеме данной науки, о важных и интересных фактах.
Цель программы: формирование логического мышления посредством освоения основ
содержание математической деятельности.
2) «Исполнители в КуМир» - знакомит учащихся с программируемой средой, в которой
с помощью исполнителей учащиеся смогут создавать и решать интересные задачи в
игровой форме.
Цель: сформировать у учащихся базовые представления о языках программирования,
алгоритме, исполнителе, способах записи алгоритма.
3) Кроме того, в рамках реализации познавательного вида внеурочной деятельности
целесообразно и актуально использование содержания Всероссийского проекта РДДМ.
Информационная культура и безопасность».
Цель: формирование у учащихся навыков работы с информацией, навыков
безопасной работы в информационно-телекоммуникационно й сети «Интернет» и
корректного общения в социальных сетях.
В рамках занятий участники узнают о безопасной работе в «Интернете»,
мошенничестве в сети, учатся совершать покупки, расплачиваться и проверять интернетмагазины. В рамках блока «Поведение в социальных сетях» участники разбирают понятие
«кибербуллинг», учатся противостоять троллям и другим опасностям в «Интернете».
Особое внимание в проекте уделено фактчекингу и большим данным.
Еженедельно для участников проекта выходят новые уроки в формате видео,
презентации или инфографики. Проект состоит из 35 уроков. К каждому уроку
предусмотрено задание. В рамках дополнительных, развлекательных и вовлекающих
активностей проводятся прямые эфиры с экспертами.
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие
благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на
раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить
прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее
духовно-нравственное развитие.
В качестве содержательного наполнения данного вида внеурочной деятельности
используются:
1) «Азбука оригами», целью курса является развитие интеллектуального и эстетич
еского формирования детей начальной школы в процессе овладения элементарными прием
ами техники оригами, как художественный способ конструирования из бумаги.
2) «Мастерская чудес», основная идея студии «Мастерская чудес» - максимальное
раскрытие творческого потенциала детей средствами художественного труда на основе под
12

держки его индивидуальных способностей, результатом которой является изделие, выполн
енное самим учащимся, большое внимание уделяется творческим заданиям.
3) Всероссийские проекты «Творческая мастерская РДДМ», «Творческая лаборатория
РДДМ», онлайн-квизы и акции, приуроченные к знаменательным датам в сфере культуры.
Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры
общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать
свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей.
В качестве содержательного наполнения данного вида внеурочной деятельности
используются:
1) «Интересный русский язык» – программа нацелена на расширение кругозора и
развитие познавательного интереса учащихся начальных классов в области русского языка,
на расширение целостного представления о разделах данной науки, о важных и интересн
ых фактах;
2) «Основы духовно-нравственной культуры народов России» – направлен на
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях,
ихроли в культуре, истории и современности, особенность данного курса в воспитании ценн
остных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать сог
ласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.
3) «Основы безопасного поведения на улицах и дорогах» - цель курса: формирова ние
и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и
безопасности.
4) Проекты РДДМ:
Всероссийский проект «Академия гражданина».
Цель: усвоение системы гражданских знаний и норм, позволяющей осуществлять
целенаправленную гражданскую деятельность и функционировать в качестве
полноправного члена общества.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к
своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли,
ответственности, формирование установок на защиту слабых.
В качестве содержательного наполнения данного вида внеурочной деятельности
используется:
1) «Мир подвижных игр» - цель курса: удовлетворить потребность младших учащ ихся
в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развивать умственные
и творческие способности, нравственные качества;
2) А также содержание Всероссийских проектов РДДМ «Веселые старты», «Здоровое
движение», Всероссийского фестиваля «Футбол в школе», Всероссийского турнира по
шахматам, Президентских спортивных игр, Президентских спортивны х состязаний.
Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у
них навыков конструктивного общения, умений работать в команде.
В качестве содержательного наполнения данного вида внеурочной деятельности
используется «Информашка» – важнейшим результатом изучения данного курса является
раз витие у учащихся информационной и коммуникационной компетентности. На занятиях
кр ужка школьники учатся работать с информацией, отличать форму от содержания,
узнавать и называть объекты окружающей действительности своими именами в терминах
информатики, развивать образное и логическое мышление, воображение, математическую
речь, формировать предметные умения и навыки, необходимые для успешного решения
учебных и практических задач и продолжения образования.
Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
13

предполагает следующее:
 становление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
 побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, п
равила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учеб
ной дисциплины и самоорганизации;
 привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, в
ыработки своего к ней отношения;
 использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета че рез
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления ч
еловеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, зад
ач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
 применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, котор
ые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; груп
повой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимоде
йствию с другими детьми включение в урок игровых процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в класс е, помогают установлению доброжелательной
атмосферы во время урока;
 организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспе
вающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничес
тва и взаимной помощи;
 инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст ш
кольникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проб
лемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отнош
ения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного в
ыступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в
детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство
собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для
самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку
учащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно
организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может
трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детсковзрослое самоуправление.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом:
На уровне школы
 через деятельность выборного Совета обучающихся, создаваемого для учета мнения
школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия админист
ративных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
 через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и
организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований,
конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.);
14

 через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или
иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;
 через деятельность созданной из наиболее авторитетных старшеклассников и
курируемой школьным психологом группы по урегулированию конфликтных ситуаций в
школе.
На уровне класса
 через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса л
идеров (например, старост, дежурных командиров), представляющих интересы класса в
общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных
орг анов самоуправления и классных руководителей;
 через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различны е
направления работы класса (например, штаб спортивных дел, штаб творческих дел, штаб
работы с младшими ребятами);
 через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп,
отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через систему
распределяемых среди участников ответственных должностей.
На индивидуальном уровне
 через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анали з
общешкольных и внутриклассных дел;
 через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функ ций
по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными
растениями и т.п.
Модуль «Детские общественные объединения»
Действующие на базе школы детские общественные объединения:
 первичноеотделение РДДМ;
 «Орлята России»;
 ДОО «Надежда»;
 Экологический отряд «Луч»;
 Дружина юных пожарных;
 Отряд юных инспкторов движения.
Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»
Экскурсии, экспедиции, походы помогают школьнику расширить свой кругозор,
получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде,
научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально
одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в
экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков
самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего
труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения
рациональному использованию своего времени, сил, имущества.
Эти воспитательные возможности реализуются как в рамках Всероссийских
проектов РДДМ «Школьный музей» и «Прогулки по стране», так и следующих видов, и
форм деятельности:
 пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня, организуемые в классах
классными руководителями и родителями школьников: в музей, в картинную галерею, на
предприятие, на природу (проводятся как интерактивные занятия с распределением среди
школьников ролей и соответствующих им заданий. Например, «фотографов»,
«разведчиков», «гидов», «корреспондентов», «оформителей»);
 туристический слет с участием команд, сформированных из педагогов, детей и
родителей школьников, включающий в себя. Например, соревнование по технике
пешеходного туризма, соревнование по спортивному ориентированию, конкурс на лучшую
топографическую съемку местности, конкурс знатоков лекарственных растений, конкурс
15

туристской кухни, конкурс туристской песни, конкурс благоустройства командных
биваков, комбинированную эстафету.
Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению
«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников;
диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию
профессиональных проб школьников.
Задача совместной деятельности педагога и ребенка, подготовить школьника к
осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая
профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность
школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение,
позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только
профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта
работа осуществляется через:
 циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку
школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального
будущего в рамках образовательной части Всероссийского проекта РДДМ, «Билет в
будущее», и т.д.
 проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку
обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального
будущего;
 профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты, кейсы),
расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий, особенностях, условиях
разной профессиональной деятельности;
 экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы;
 посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических
профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в организациях
профессионального, высшего образования;
 организацию на базе детского лагеря при общеобразовательной организации
профориентационных смен с участием экспертов в области профориентации, где
обучающиеся могут познакомиться с профессиями, получить представление об их
специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развить соответствующие
навыки;
 совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов, посвящённых
выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, онлайнкурсов по интересующим профессиям и направлениям профессионального образования;
 участие в работе всероссийских профориентационных проектов;
 индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их родителей
(законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, иных индивидуальных
особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в выборе ими будущей
профессии;
 освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов, включённых
в обязательную часть образовательной программы, в рамках компонента участников
образовательных отношений, внеурочной деятельности, дополнительного образования.
Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами средств
распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной
культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка
творческой самореализации учащихся.
Целью
информационно-медийного
направления
является
содействие
16

формированию качественного контента в сети «Интернет» у обучающихся
общеобразовательных организаций, которую выполняет Всероссийский проект «Контент
на коленке», цель которого повышение качества контента в социальных сетях,
производимого обучающимися общеобразовательных организаций, а также создание медиа
сообществ обучающихся.
Вместе с тем традиционно воспитательный потенциал школьных медиа реализуется
в следующих видах и формах деятельности:
 разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников и консультиру
ющих их взрослых, целью которого является освещение (через школьную газету, школьно
е радио или телевидение) наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация об
щешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов ученического самоупр
авления;
 школьный медиацентр РДДМ – созданная из заинтересованных добровольцев
группаинформационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая
видео съемку и мультимедийное сопровождение школьных праздников, фестивалей,
конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров, дискотек в рамках деятельности Российского
движения школьников;
 школьная интернет-группа – разновозрастное сообщество школьников и педагогов,
поддерживающее интернет-сайт школы и соответствующую группу в социальных сетях с
целью освещения деятельности образовательной организации в информационном простра
нстве, привлечения внимания общественности к школе, информационного продвижения ц
енностей школы и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, уч
ителями и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для школы вопросы (груп
па РДДМ во Вконтакте);
 школьная киностудия, в рамках которой создаются ролики, клипы, осуществляется
монтаж познавательных, документальных, анимационных, художественных фильмов, с ак
центом на этическое, эстетическое, патриотическое просвещение аудитории;
 участие школьников в региональных или всероссийских конкурсах школьных
медиа.
Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее
грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию
у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает
настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию
ребенком школы.
Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с
предметно-эстетической средой школы как:
 оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций,
залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может слу
жить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и вне
учебные занятия;
 размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих рабо т
школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомя
щих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего
школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных
событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях,
походах, встречах с интересными людьми и т.п.);
 озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых аллей, оборудов
ание во дворе школы беседок, спортивных и игровых площадок, доступных и приспособле
нных для школьников разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон,
позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны активного и тихого
17

отдыха;
 благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями
вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и
творческие способности, создающее повод для длительного общения классного
руководителя со своими детьми;
 событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных
событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок,
собраний, конференций и т.п.);
 регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по
благоустройству различных участков пришкольной территории (например, высадке
культурных растений и декоративного оформления отведенных для детских проектовмест);
 акцентирование внимания школьников посредством элементов предметноэстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях
школы, ее традициях, правилах.
Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется
для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается
согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе.
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется
врамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне
 Управляющий совет школы, родительский комитет участвующие в управлении
образовательной организацией и решении вопросов воспитания и со циализации их детей;
 родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенно стей
детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, прово дятся
мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов;
 родительские дни (День открытых дверей), во время которых родители могут по
сещать школьные уроки и внеурочные занятия для получения представления о ходе учеб
но-воспитательного процесса в школе;
 общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наи
более острых проблем обучения и воспитания школьников;
 родительские форумы при школьном интернет-сайте, на которых обсуждаются и
нтересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации п
сихологов и педагогов.
На индивидуальном уровне
 работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных
ситуаций;
 участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникн
овения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
 помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внут
риклассных мероприятий воспитательной направленности;
 индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усили й
педагогов и родителей.
Модуль «Профилактика и безопасность»
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях
формирования и поддержки безопасной и комфортной среды:
 организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в
общеобразовательной организации эффективной профилактической среды обеспечения
безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;
 проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов повышения
безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп риска
18

обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и др.);
 проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп риска
силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов
(психологов, конфликтологов, коррекционных педагогов, работников социальных служб,
правоохранительных органов, опеки и т. д.);
 разработку и реализацию профилактических программ, направленных на работу как
с девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию межведомственного
взаимодействия;
 вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы
профилактической
направленности
социальных
и
природных
рисков
в
общеобразовательной организации и в социокультурном окружении с педагогами,
родителями, социальными партнёрами (антинаркотические, антиалкогольные, против
курения, вовлечения в деструктивные детские и молодёжные объединения, культы,
субкультуры, группы в социальных сетях; по безопасности в цифровой среде, на
транспорте, на воде, безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности,
антитеррористической и антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и т. д.);
 организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально
одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости
к негативным воздействиям, групповому давлению;
 профилактику правонарушений, девиаций посредством организации деятельности,
альтернативной девиантному поведению — познания (путешествия), испытания себя
(походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в том числе
профессиональной, религиознодуховной, благотворительной, художественной и др.);
 предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях
появления, расширения, влияния в общеобразовательной организации маргинальных
групп, обучающихся (оставивших обучение, криминальной направленности, с агрессивным
поведением и др.);
 профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих специальной
психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально
запущенные, социально неадаптированные дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и т. д.).
Модуль «Социальное партнёрство»
Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства:
 участие представителей организаций-партнёров, в том числе в соответствии с
договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей
программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых
дверей, государственные, региональные, школьные праздники, торжественные
мероприятия и т. п.);
 участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных уроков,
внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической
направленности;
 проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий,
внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
 проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических,
родительских) с представителями организаций-партнёров для обсуждений актуальных
проблем, касающихся жизни общеобразовательной организации, муниципального
образования, региона, страны;
 реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых обучающимися,
педагогами
с
организациями-партнёрами
благотворительной,
экологической,
патриотической, трудовой и т. д. направленности, ориентированных на воспитание
обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на
социальное окружение.
19

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1. Кадровое обеспечение воспитательного процесса
Общая численность педагогических работников: основных педагогических
работников 17 человек, имеет высшее педагогическое образование 16. Имеют Почетную
грамоту Министерства просвещения РФ (Министрерство образования РФ) 4 человека,
Почетную грамоту Министерства общего и професионального образования Свердловской
области 4 педагога.
2 педагога имеют высшую квалификационную категорию, 10 педагогов – первую
квалификационную категорию.
В психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе детей с ОВЗ,
вовлечены следующие специалисты: заместитель директора по ВР, педагог-психолог,
социальный педагог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, тьютер.
В школе работают 11 классных руководитель. В МБОУ ООШ № 11 создано
методическое объединение классных руководителей, которое помогает учителям школы
разобраться в нормативно-правовой базе в потоке информации, обеспечивающей
успешный воспитательный процесс.
С 1 сентября 2022 года в школе дейтвует должность Советника директора по
воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями по инициативе
Министерства просвещения в рамках проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ».
Совершенствование подготовки и повышения квалификации кадров по вопросам
духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, один из главных вопросов в
реализации рабочей программы воспитания. Мероприятия по подготовке кадров:
сопровождение молодых педагогических работников, вновь поступивших на работу
педагогических работников (работа школы наставничества);
 индивидуальная работа с педагогическими работниками по запросам (в том числе и
по вопросам классного руководства);
 контроль оформления учебно-педагогической документации;
 проведение конференций, «круглых столов», семинаров по педагогическим и
другим проблемам духовно-нравственного воспитания и просвещения обучающихся;
 участие в постоянно действующих учебных курсах, семинарах по вопросам
воспитания;
 участие в работе муниципальных и региональных методических объединений,
представление опыта работы школы.
3.2. Нормативно-методическое обеспечение
1) Должностные инструкции заместителя директора по ВР, советника директора по
воспитательной работе и взаимодействию с детскими общественными организациями,
классного руководителя, учителя-предметника, социального педагога, педагога-психолога,
преподавателя-организатора ОБЖ, библиотекаря.
2) Положение о классном руководстве.
3) Положение о МО классных руководителей.
4) Положение об организации внеурочной деятельности.
5) Положение о службе психолого-педагогического и социального сопровождения
6) Положение о Школьной службе примирения (медиации).
7) Положение о требованиях к школьной одежде обучающихся.
8) Правила внутреннего распорядка для обучающихся.
9) Положение о Совете обучающихся.
10) Рабочая программа воспитания.
Обеспечение использования педагогами методических пособий, содержащих
«методические шлейфы», видеоуроков и видеомероприятий по учебно-воспитательной
20

работе. Создание рабочей программы воспитания на 2025/2026 учебный год.
Подготовка/корректировка дополнительных общеразвивающих программ ОО.
Сайт, на котором будут отражены реальные результаты программы воспитания:
http://schkola11.ucoz.ru/.
3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями
В настоящее время в школе получает образование 30 детей с ОВЗ (в том числе дети
с УО) и детей-инвалидов во всех уровнях образования. Дети ОВЗ и дети-инвалиды
получают образование на равных, со всеми школьниками, для них создана благоприятная
доброжелательная среда. Эти дети находятся под контролем классных руководителей и
социально-психологической службы. Они имеют возможность участвовать в различных
формах жизни детского сообщества: в работе органов самоуправления, волонтерского
отряда, участвовать в конкурсных мероприятиях онлайн и офлайн, в школьных праздниках.
Обеспечивается возможность их участия в жизни класса, школы, событиях группы. Таким
образом, формируется их личностный опыт, развивается самооценка и уверенность в своих
силах, опыт работы в команде, развивает активность и ответственность каждого
обучающегося в социальной ситуации его развития. Особыми задачами воспитания
обучающихся с ОВЗ являются:
 налаживание эмоционально-положительного взаимодействия детей с ОВЗ с
окружающими для их успешной адаптации и интеграции в школе;
 формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям со стороны
всех участников образовательных отношений;
 построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей
каждого обучающегося с ОВЗ;
 активное привлечение семьи и ближайшего социального окружения к воспитанию
обучающихся с ОВЗ;
 обеспечение психолого-педагогической поддержки семей, обучающихся с ОВЗ в
развитии и содействии повышения уровня их педагогической, психологической, медикосоциальной компетентности;
 индивидуализация в воспитательной работе с обучающимися ОВЗ на личностноориентированный подход в организации всех видов детской деятельности.
3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной
успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся
ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их
в совместную деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной
жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на
принципах публичности и открытости поощрений (информирование всех обучающихся о
награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся).
В школе практикуются общешкольные линейки и праздники в честь победителей
различных конкурсов и олимпиад. В школе разработано и действует положение о
награждениях, все награды фиксируется приказами школы. В выдвижении на поощрение и
в обсуждении кандидатур на награждение обучающихся участвуют органы
самоуправления, классные руководители и учителя. В школе организована деятельность по
введению портфолио обучающихся. Портфолио может включать артефакты признания
личностных достижений, достижений в группе, участия в деятельности (грамоты,
поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ и др., участвовавших в
конкурсах и т.д.).
21

3.5. Анализ воспитательного процесса
Анализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по
выбранным школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем
школьного воспитания и последующего их решения. Анализ осуществляется ежегодно.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в школе, являются:
 принцип
гуманистической
направленности
осуществляемого
анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к воспитанникам, так и к
педагогам, реализующим воспитательный процесс;
 принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий
экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как
содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между
школьниками и педагогами;
 принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого
планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и
содержания их совместной с детьми деятельности;
 принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие
школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует
наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации, и
саморазвития детей.
Анализ организации воспитательной работы осуществляется по следующим
направлениям:
 реализация внеурочной деятельности;
 реализация воспитательной работы классных руководителей;
 реализация дополнительных программ;
 удовлетворенность качеством реализации воспитательной работы.
Всё это проводится с заполнением сводных таблиц выполненной работы и анализа
ее качества, а также через анкетирование.
Анализ результатов воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития школьников каждого класса, их достижения в конкурсах и
мероприятиях, удовлетворенность участников образовательных отношений качеством
результатов воспитательной работы. Осуществляется анализ классными руководителями
совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим
обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных
руководителей или педагогическом совете школы. Способом получения информации о
результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников являются
педагогическое наблюдение и диагностика. При этом внимание педагогов
сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы
личностного развития школьников удалось решить за минувший учебный год; какие
проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее
предстоит работать педагогическому коллективу. Через дагностику «Творческие
достижения школьников» классные руководители проводят учет результативности участия
детей в творческих конкурсах и мероприятиях, благотворительных акциях, социальных
проектах, социально значимой деятельности. В качестве инструмента оценки таблица
достижений обучающихся. Она позволит систематизировать сведения для их анализа. В
таблицу педагоги внесут результаты участия детей в мероприятиях различного уровня.
22

Заполненные таблицы по всем классам формируются в сводную по школе. Это дает
возможность анализировать результативность участия школьников в различных конкурсах
по всем направлениям воспитательной деятельности.
Анализ состояния организуемой в школе совместной деятельности детей и
взрослых, удовлетворенности качеством результатов воспитательной работы.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в
школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной
деятельности детей и взрослых. Осуществляется анализ заместителем директора по
воспитательной работе, классными руководителями, Советом обучающихся и родителями,
хорошо знакомыми с деятельностью школы. Способами получения информации о
состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых являяются
беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического
самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Для выявления
удовлетворенности родителей и школьников качеством образовательных услуг
используется анкетирование. Анализ ответов позволит оценить степень удовлетворенности
результатами воспитательной работы. Полученные результаты обсуждаются на заседании
методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является
перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому
коллективу, и проект направленных на это управленческих решений.
Ожидаемые конечные результаты:
1) Совершенствование статуса конкурентноспособного образовательного учреждения,
обеспечивающего становление личности выпускника, способной при любых
неблагоприятных условиях сохранять уважение друг к другу, взаимопонимание,
стремление к взаимодействию в традициях русской православной культуры через
расширение содержания, форм организации воспитательной системы школы посредством
интеграции с социальными партнерами, системой дополнительного образования.
2) Введение в практику новых форм и методов духовно-нравственного воспитания.
3) Совершенствование
системы
социально–педагогической
поддержки,
обеспечивающей снижение факторов «риска» и асоциального поведения через внедрение
современных воспитательных технологий, применение эффективных механизмов
социализации, формирования здорового образа жизни на основе духовно-нравственных
принципов воспитания.
4) Создание в школе единого воспитательного пространства, главной ценностью
которого является личность ребенка, приобщение его к истинным ценностям,
формирование нового знания, ориентированного на умение при любых неблагоприятных
условиях сохранять уважение друг к другу, взаимопонимание, стремление к
взаимодействию в традициях русской культуры.

23

24

Перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат в
календарном плане воспитательной работы
Перечень дополняется и актуализируется ежегодно в соответствии с памятными
датами, юбилеями общероссийского, регионального, местного значения, памятными
датами общеобразовательной организации, документами Президента Российской
Федерации, Правительства Российской Федерации, перечнями рекомендуемых
воспитательных событий Министерства просвещения Российской Федерации,
методическими рекомендациями исполнительных органов власти в сфере
образования.
Сентябрь
Октябрь

Ноябрь
Декабрь

Январь

Февраль

Март
Апрель
Май
Июнь

Июль
Август

1 сентября День знаний;
3 сентября День окончания Второй мировой войны, День солидарности в борьбе
с терроризмом.
1 октября Международный день пожилых людей;
4 октября День защиты животных;
5 октября День Учителя;
Третье воскресенье октября День отца;
30 октября: День памяти жертв политических репрессий.
4 ноября: День народного единства.
3 декабря Международный день инвалидов;
5 декабря Битва за Москву, Международный день добровольцев;
6 декабря День Александра Невского;
9 декабря День Героев Отечества;
10 декабря День прав человека;
12 декабря День Конституции Российской Федерации;
27 декабря День спасателя.
1 января Новый год;
7 января Рождество Христово;
25 января «Татьянин день» (праздник студентов);
27 января День снятия блокады Ленинграда.
2 февраля День воинской славы России;
8 февраля День русской науки;
21 февраля Международный день родного языка;
23 февраля День защитника Отечества.
8 марта Международный женский день;
18 марта День воссоединения Крыма с Россией.
12 апреля День космонавтики.
1 мая Праздник Весны и Труда;
9 мая День Победы;
24 мая День славянской письменности и культуры.
1 июня Международный день защиты детей;
5 июня День эколога;
6 июня Пушкинский день России;
12 июня День России;
22 июня День памяти и скорби;
27 июня День молодёжи.
8 июля День семьи, любви и верности.
22 августа День Государственного флага Российской Федерации;
25 августа День воинской славы России.

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».