1.7. Данный Кодекс определяет основные нормы профессиональной этики,
которые:
регулируют отношения между всеми участниками педагогического процесса, а
также работниками МБОУ ООШ № 11 и общественности;
защищают их человеческую ценность и достоинство;
поддерживают качество профессиональной деятельности работников МБОУ ООШ
№ 11 и честь их профессии;
создают культуру МБОУ ООШ № 11, основанную на доверии, ответственности и
справедливости;
оказывают противодействие коррупции, в том числе по выявлению и
последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
1.8. Каждый работник должен принимать все необходимые меры для соблюдения
положений Кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от
работника поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями Кодекса.
Знание и соблюдение работниками положений Кодекса является одним из критериев
оценки качества их профессиональной деятельности и трудовой дисциплины.
Статья 2. Основные принципы и этические правила служебного поведения
работников
2.1. Источники, принципы и нормы педагогической этики устанавливаются на
основании норм культуры, традиций, конституционных положений и законодательных
актов Российской Федерации, а также на основании Положений прав человека и прав
ребёнка.
2.2. Основу норм Кодекса составляют следующие основные принципы: человечность,
справедливость, профессионализм, ответственность, терпимость, демократичность,
партнерство и солидарность.
2.3. Основные принципы служебного поведения работников представляют основы
поведения, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных и
функциональных обязанностей.
2.4. Работники, сознавая ответственность перед государством, обществом и
гражданами, призваны:
исполнять
должностные обязанности добросовестно
и на высоком
профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы МБОУ ООШ
№ 11;
исходить из того, что признание, соблюдение прав и свобод человека и гражданина
определяют основной смысл и содержания деятельности работников МБОУ ООШ
№ 11;
осуществлять свою деятельность в пределах полномочий, представленных
работнику МБОУ ООШ № 11;
исключать действия, связанные с влиянием каких–либо личных, имущественных
(финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению
должностных обязанностей;
соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на их
профессиональную деятельность решений политических партий, иных
общественных объединений;
соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового
поведения;
проявлять корректность и внимательность в обращении со всеми
участниками образовательного процесса, гражданами и должностными лицами;
проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России,
учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных
групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному
согласию;
воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном
исполнении работником должностных обязанностей, а также избегать
конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету
МБОУ ООШ № 11;
соблюдать установленные в МБОУ ООШ № 11 правила публичных выступлений и
предоставления служебной информации;
уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой
информации по информированию общества о работе МБОУ ООШ № 11, а также
оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном
порядке;
не использовать должностное положение для оказания влияния на деятельность
государственных органов, органов местного самоуправления, организаций,
должностных лиц и граждан при решении вопросов личного характера;
воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении
деятельности МБОУ ООШ № 11, его руководителя, если это не входит в
должностные обязанности работника;
постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективному
распоряжению ресурсами, находящимися в сфере его ответственности;
проявлять
при
исполнении
должностных
обязанностей
честность,
беспристрастность и справедливость, не допускать коррупционного опасного
поведения (поведения, которое может восприниматься окружающими как
обещание или предложение дачи взятки, как согласие принять взятку или как
просьба о даче взятки либо как возможность совершить иное коррупционное
правонарушение).
2.5. В служебном поведении каждый работник воздерживается от курения во время
служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.
Статья 3. Соблюдение законности.
3.1. Работник МБОУ ООШ № 11 обязан соблюдать Конституцию Российской
Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные
нормативные правовые акты Российской Федерации, локальные акты МБОУ ООШ № 11.
3.2. Работник в своей деятельности не должен допускать нарушения законов и иных
нормативных правовых актов исходя из политической, экономической целесообразности
либо по иным мотивам.
3.3. Работник обязан противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать
меры по ее профилактике в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации о противодействии коррупции.
3.4. В целях противодействия коррупции работнику рекомендуется уведомлять
работодателя, органы прокуратуры, правоохранительные органы обо всех случаях
обращения к работнику каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных
правонарушений.
3.5. Ключевым элементом для обеспечения исполнения этических норм является
возможность выявления и реагирования на факты этических нарушений. Для этого
создается «Комиссия по этике», в функциональные обязанности которой входит прием
вопросов работников, разбор этических ситуаций, реагирование на такие ситуации.
Статья 4. Требования к антикоррупционному поведению работников МБОУ
ООШ № 11.
4.1. Работник принимает меры по недопущению возникновения конфликта интересов
и урегулированию возникших случаев конфликта интересов, не допускать при
исполнении должностных обязанностей личную заинтересованность, которая приводит
или может привести к конфликту интересов, уведомлять своего непосредственного
руководителя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения,
как только ему станет об этом известно.
4.2. Работнику запрещается получать в связи с исполнением должностных
обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное
вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и
иные вознаграждения).
4.3. Работники должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями,
законными представителями обучающихся; не имеют права побуждать родительские
комитеты (и отдельных родителей или лиц их заменяющих) организовывать для
сотрудников Школы угощения, поздравления и дарение подарков.
4.4. Отношения работников и родителей не должны оказывать влияния на оценку
личности и достижений детей.
4.5. На отношения работников с обучающимися и на их оценку не должна влиять
поддержка, оказываемая их родителями или опекунами (или лицами их заменяющими)
МБОУ ООШ № 11.
Статья 5. Обращение со служебной информацией.
5.1.
Работник МБОУ ООШ № 11 может обрабатывать и передавать служебную
информацию при соблюдении действующих норм и требований, принятых
законодательством Российской Федерации.
5.2. Работник обязан принимать соответствующие меры для обеспечения
безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение
которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с
исполнением должностных обязанностей.
5.3. Работник имеет право пользоваться различными источниками информации.
5.4. При отборе и передаче информации обучающимся работник соблюдает
принципы объективности, пригодности и пристойности. Тенденциозное извращение
информации или изменение ее авторства недопустимо.
5.5. Педагогу следует воздерживаться от размещения в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет», в местах, доступных для детей, информации,
причиняющий вред здоровью и (или) развитию детей.
5.6. Педагог может по своему усмотрению выбрать вид воспитательной
деятельности и создать новые методы воспитания, если они с профессиональной точки
зрения пригодны, ответственны и пристойны.
5.7. Работник имеет право открыто (в письменной или устной форме) высказывать
свое мнение о региональной или государственной политике в сфере просвещения, а также
о действиях участников образовательного процесса, однако его утверждения не могут
быть тенденциозно неточными, злонамеренными и оскорбительными.
5.8. Педагог не имеет права обнародовать конфиденциальную служебную
информацию.
Статья 6. Этика поведения работников, наделенных организационнораспорядительными полномочиями по отношению к другим работникам
образовательного учреждения.
6.1. Работник, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по
отношению к другим работникам, должен быть для них образцом профессионализма,
безупречной репутации, способствовать формированию в коллективе благоприятного
для эффективной работы морально-психологического климата.
6.2. Работники, наделенные организационно-распорядительными полномочиями по
отношению к другим работникам, призваны:
принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов;
принимать меры по предупреждению коррупции;
не допускать случаев принуждения сотрудников к участию в деятельности
политических партий, иных общественных объединений.
6.3. Работник, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по
отношению к другим работникам, должен принимать меры к тому, чтобы подчиненные
ему не допускали коррупционного опасного поведения, своим личным поведением
подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.
6.4. Работник, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по
отношению к другим сотрудникам, несет ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации за действия или бездействия подчиненных
работников, нарушающих принципы этики и правила служебного поведения, если он не
принял мер, чтобы не допустить таких действий или бездействий.
6.5. Если педагог является членом совета, комиссии или иной рабочей группы,
обязанной принимать решения, в которых он лично заинтересован, и в связи с этим не
может сохранять беспристрастность, он сообщает об этом лицам, участвующим в
обсуждении, и берет самоотвод от голосования или иного способа принятия решения.
6.6. Педагог не может представлять свое учреждение в судебном споре с другим
учреждением, предприятием или физическими лицами в том случае, если с партнерами по
данному делу его связывают какие-либо частные интересы или счеты, и он может быть
заинтересован в том или ином исходе дела. О своей заинтересованности он должен
сообщить главе администрации и лицам, рассматривающим данное дело.
6.7. Работник, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по
отношению к другим сотрудникам, обязан по возможности принимать меры по
предотвращению или урегулированию конфликта интересов в случае, если ему стало
известно о возникновении у работника личной заинтересованности, которая приводит или
может привести к конфликту интересов.
6.8. Руководитель МБОУ ООШ № 11 обязан представлять сведения о доходах, об
имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Статья 7. Служебное общение.
7.1. В общении работникам МБОУ ООШ № 11 необходимо руководствоваться
конституционными положениями, что человек, его права и свободы являются высшей
ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни,
личную и семейную тайну защиту чести, достоинства, своего доброго имени.
7.2. В общении с участниками образовательного процесса, гражданами и коллегами со
стороны работника образовательного учреждения недопустимы:
любого вида высказывания и действия дискриминационного характера по
признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального,
имущественного или семейного положения, политических или религиозных
предпочтений;
пренебрежительный тон, грубость, заносчивость, некорректность замечаний,
предъявление неправомерных, незаслуженных обвинений;
угрозы, оскорбительные выражения или реплики, действия, препятствующие
нормальному общению или провоцирующие противоправное поведение.
7.3. Работники МБОУ ООШ № 11 должны способствовать установлению в
коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом,
должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и
проявлять толерантность в общении с детьми, родителями (законными представителями),
общественностью и коллегами.
7.4. Работник или педагог сам выбирает подходящий стиль общения с обучающимся,
основанный на взаимном уважении.
7.5. В первую очередь, педагог (работник) должен быть требователен к себе.
Требовательность педагога (работника) по отношению к обучающемуся позитивна,
является стержнем профессиональной этики и основой его саморазвития. Педагог
(работник) никогда не должен терять чувства меры и самообладания.
7.6. Педагогический работник выбирает такие методы работы, которые поощряют в
его обучающихся развитие положительных черт и взаимоотношений: самостоятельность,
инициативность, ответственность, самоконтроль, самовоспитание, желание дружески
сотрудничать и помогать другим.
7.7. При оценке поведения и достижений, своих обучающихся педагогический
работник стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им
возможности совершенствования, повышать мотивацию воспитания и обучения.
7.8. Педагогический
работник
является
беспристрастным,
одинаково
доброжелательным и благосклонным ко всем своим обучающимся. Приняв
необоснованно принижающие обучающегося оценочные решения, педагог должен
постараться немедленно исправить свою ошибку.
7.9. Педагогический работник постоянно заботится и работает над своей культурой
речи, литературностью, культурой общения.
7.10. Педагогический работник не злоупотребляет своим служебным положением. Он
не может использовать родителей обучающихся, законных представителей, а также
вознаграждений за свою работу, в том числе и дополнительную.
7.11. Педагогический работник терпимо относится к религиозным убеждениям и
политическим взглядам своих воспитанников. Он не имеет право навязывать
воспитанникам и их родителям (лицам их заменяющим) свои взгляды, иначе как путем
дискуссий.
Статья 8. Общение между педагогическими работниками.
8.1. Взаимоотношения между педагогическими работниками основываются на
принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Педагог защищает не только свой
авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии
обучающихся или других лиц.
8.2. Педагогический работник, как образец культурного человека, всегда обязан
приветствовать (здороваться) со своим коллегой, проявление иного поведения может
рассматриваться как неуважение (пренебрежения) к коллеге. Пренебрежительное
отношение недопустимо.
8.3. Педагогические работники избегают необоснованных и скандальных конфликтов
во взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их
конструктивному решению. Если же педагоги не могут прийти к общему решению
(согласию) в возникшей ситуации, то одна из сторон имеет право направить в «Комиссию
по этике» просьбу помочь разобрать данную ситуацию, и Комиссия сама уже принимает
решение о необходимости информирования о ситуации руководителя или же нет.
8.4. Вполне допустимо и даже приветствуются положительные отзывы, комментарии
и местами даже реклама педагогов о МБОУ ООШ № 11 за пределами учреждения, а
именно выступая на научно-практических конференциях, научных заседаниях, мастерклассах, который педагог вправе проводить, участвовать за пределами МБОУ ООШ № 11.
8.5. Критику следует обнародовать только в тех случаях, если на нее совершенно не
реагируют, если она провоцирует преследования со стороны администрации или в
случаях выявления преступной деятельности. Критика, направленная на работу,
решения, взгляды и поступки коллег или администрации, не должна унижать
подвергаемое критике лицо. Она обязана быть обоснованной, конструктивной, тактичной,
необидной, доброжелательной. Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни
обсуждаются и принимаются в открытых педагогических дискуссиях.
Статья 9. Взаимоотношения с администрацией.
9.1. Работники МБОУ ООШ № 11 строят взаимоотношения с окружающими на
принципах свободы слова и убеждений, терпимости, демократичности и справедливости.
Администрация учреждения предоставляет возможность для полного раскрытия
способностей и умений педагога как основного субъекта образовательной деятельности.
9.2. Все работники МБОУ ООШ № 11 обязаны соблюдать культуру общения,
выражающуюся во взаимном уважении, доброжелательности и умении находить общий
язык. Ответственность за поддержание такой атмосферы несет директор Школы,
заместитель директора по УВР, заведующий хозяйством и Комиссия по этике.
9.3. Администрация МБОУ ООШ № 11 терпимо относится к разнообразию
политических, религиозных, философских взглядов, вкусов и мнений, создает условия для
обмена взглядами, возможности договориться и найти общий язык. Различные статусы
педагогов, квалификационные категории и обязанности не должны препятствовать
равноправному выражению всеми педагогами своего мнения и защите своих убеждений.
9.4. Администрация не может дискриминировать, игнорировать или преследовать
педагогов за их убеждения или на основании личных симпатий или антипатий.
Отношения администрации с каждым из педагогов основываются на принципе
равноправия.
9.5. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни
педагога, не связанную с выполнением им своих трудовых обязанностей.
9.6. Оценки и решения руководителя должны быть беспристрастными и основываться
на фактах и реальных заслугах педагогов.
9.7. Педагоги имеют право получать от администрации информацию, имеющую
значение для работы МБОУ ООШ № 11. Администрация не имеет права скрывать или
тенденциозно извращать информацию, могущую повлиять на карьеру педагога и на
качество его труда. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в
учреждении на основе принципов открытости и общего участия.
9.8. Интриги, непреодолимые конфликты, вредительство коллегам и раскол в
педагогическом сообществе мешают образовательному учреждению выполнять свои
непосредственные функции. Если затянувшиеся конфликты не могут быть пресечены, то
«Комиссия по этике» имеет право созыва «экстренного педсовета», на котором
разбирается данная ситуация и выносится на открытое голосование вопрос об
отстранении данного педагога, работника от занимаемой должности. За руководителем
Школы остается окончательное право в принятии решения в разрешении возникшего
конфликта, но «Комиссия по этике» может рекомендовать (аргументированно, на
основании полученных доказательств) Педсовету и руководителю о принятии какого-либо
решения, которое было принято коллегиально членами Комиссии, также руководитель,
вне зависимости от решения Педсовета и рекомендации Комиссии, имеет право наложить
вето.
9.9. Педагоги и сотрудники МБОУ ООШ № 11 уважительно относятся к
администрации, соблюдают субординацию и при возникновении конфликта с
администрацией пытаются его разрешить с соблюдением этических норм. Если же иное
не получается по каким-либо причинам, то конфликт разбирается «Комиссией по этике».
9.10. В случае выявления преступной деятельности педагога(ов) и ответственных
работников администрации, а также грубых нарушений профессиональной этики
руководитель должен принять решение единолично или при необходимости
привлечь «Комиссию по этике» для принятия кардинального решения (действий) по
отношению к нарушителям.
Статья 10. Личность педагога.
10.1. Профессиональная этика педагога требует призвания, преданности своей работе
и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.
10.2. Педагогический работник требователен по отношению к себе и стремится к
самосовершенствованию. Для него характерно самонаблюдение, самоопределение и
самовоспитание.
10.3. Для педагогического работника необходимо постоянное обновление. Он
занимается своим образованием, повышением квалификации и поиском наилучших
методов работы.
Авторитет, честь, репутация.
1. Своим поведением педагогический работник поддерживает и защищает
исторически сложившуюся профессиональную честь педагога.
2. В общении со своими обучающимися и во всех остальных случаях педагог,
уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этики.
3. Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости, такте, умении
заботится о своих обучающихся.
4. Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он избегает
морализаторства, не спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в
силах.
5. Педагог имеет право на неприкосновенность личной жизни, однако выбранный им
образ жизни, не должен наносить ущерб престижу профессии, извращать его отношения с
воспитанниками и коллегами или мешать исполнению профессиональных обязанностей.
6. Педагог дорожит своей репутацией.
7. Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях (опекунах)
или мнение родителей о детях. Передавать такое мнение другой стороне можно лишь с
согласия лица доверившего педагогу упомянутое мнение.
8. Внешний вид работника МБОУ ООШ № 11 при исполнении им должностных
обязанностей должен способствовать уважительному отношению граждан к школьному
обучению. Соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают
официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.
Статья 11. Ответственность за нарушение положений кодекса.
11.1. За нарушение положений Кодекса работник несет моральную ответственность, а
также иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Соблюдение работниками, норм кодекса учитывается при проведении аттестации,
формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также
при наложении дисциплинарных взысканий.
11.2. Педагогический работник несет ответственность за качество и результаты
доверенной ему педагогической работы – образование подрастающего поколения.
11.3. Педагогический
работник
несет
ответственность
за
физическое,
интеллектуальное, эмоциональное и духовное развитие детей, оставленных под его
присмотром.
11.4. Педагогический работник несет ответственность за порученные ему
администрацией функции и доверенные ресурсы.
11.5. Педагогический работник имеет право принимать бескорыстную помощь со
стороны физических, юридических лиц. Педагог является честным человеком и строго
соблюдает законодательство Российской Федерации. С профессиональной этикой
педагога не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.
11.6. Преданность школьному обучению, любовь к делу воспитания и обучение детей,
активное и сознательное участие в повышении квалификации, создание условий для
реализации программных задач, ясное понимание реальных целей и достижение
положительных результатов.
11.7. Каждый сотрудник должен принимать все необходимые меры для соблюдения
положений настоящего Кодекса.