Кодекс этики и служебного поведения работников МБОУ ООШ № 11

1.7. Данный Кодекс определяет основные нормы профессиональной этики,
которые:
 регулируют отношения между всеми участниками педагогического процесса, а
также работниками МБОУ ООШ № 11 и общественности;
 защищают их человеческую ценность и достоинство;
 поддерживают качество профессиональной деятельности работников МБОУ ООШ
№ 11 и честь их профессии;
 создают культуру МБОУ ООШ № 11, основанную на доверии, ответственности и
справедливости;
 оказывают противодействие коррупции, в том числе по выявлению и
последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
1.8. Каждый работник должен принимать все необходимые меры для соблюдения
положений Кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от
работника поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями Кодекса.
Знание и соблюдение работниками положений Кодекса является одним из критериев
оценки качества их профессиональной деятельности и трудовой дисциплины.
Статья 2. Основные принципы и этические правила служебного поведения
работников
2.1. Источники, принципы и нормы педагогической этики устанавливаются на
основании норм культуры, традиций, конституционных положений и законодательных
актов Российской Федерации, а также на основании Положений прав человека и прав
ребёнка.
2.2. Основу норм Кодекса составляют следующие основные принципы: человечность,
справедливость, профессионализм, ответственность, терпимость, демократичность,
партнерство и солидарность.
2.3. Основные принципы служебного поведения работников представляют основы
поведения, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных и
функциональных обязанностей.
2.4. Работники, сознавая ответственность перед государством, обществом и
гражданами, призваны:
 исполнять
должностные обязанности добросовестно
и на высоком
профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы МБОУ ООШ
№ 11;
 исходить из того, что признание, соблюдение прав и свобод человека и гражданина
определяют основной смысл и содержания деятельности работников МБОУ ООШ
№ 11;
 осуществлять свою деятельность в пределах полномочий, представленных
работнику МБОУ ООШ № 11;
 исключать действия, связанные с влиянием каких–либо личных, имущественных
(финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению
должностных обязанностей;
 соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на их
профессиональную деятельность решений политических партий, иных
общественных объединений;
 соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового
поведения;
 проявлять корректность и внимательность в обращении со всеми
участниками образовательного процесса, гражданами и должностными лицами;
 проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России,

учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных
групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному
согласию;
 воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном
исполнении работником должностных обязанностей, а также избегать
конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету
МБОУ ООШ № 11;
 соблюдать установленные в МБОУ ООШ № 11 правила публичных выступлений и
предоставления служебной информации;
 уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой
информации по информированию общества о работе МБОУ ООШ № 11, а также
оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном
порядке;
 не использовать должностное положение для оказания влияния на деятельность
государственных органов, органов местного самоуправления, организаций,
должностных лиц и граждан при решении вопросов личного характера;
 воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении
деятельности МБОУ ООШ № 11, его руководителя, если это не входит в
должностные обязанности работника;
 постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективному
распоряжению ресурсами, находящимися в сфере его ответственности;
 проявлять
при
исполнении
должностных
обязанностей
честность,
беспристрастность и справедливость, не допускать коррупционного опасного
поведения (поведения, которое может восприниматься окружающими как
обещание или предложение дачи взятки, как согласие принять взятку или как
просьба о даче взятки либо как возможность совершить иное коррупционное
правонарушение).
2.5. В служебном поведении каждый работник воздерживается от курения во время
служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.
Статья 3. Соблюдение законности.
3.1. Работник МБОУ ООШ № 11 обязан соблюдать Конституцию Российской
Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные
нормативные правовые акты Российской Федерации, локальные акты МБОУ ООШ № 11.
3.2. Работник в своей деятельности не должен допускать нарушения законов и иных
нормативных правовых актов исходя из политической, экономической целесообразности
либо по иным мотивам.
3.3. Работник обязан противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать
меры по ее профилактике в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации о противодействии коррупции.
3.4. В целях противодействия коррупции работнику рекомендуется уведомлять
работодателя, органы прокуратуры, правоохранительные органы обо всех случаях
обращения к работнику каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных
правонарушений.
3.5. Ключевым элементом для обеспечения исполнения этических норм является
возможность выявления и реагирования на факты этических нарушений. Для этого
создается «Комиссия по этике», в функциональные обязанности которой входит прием
вопросов работников, разбор этических ситуаций, реагирование на такие ситуации.
Статья 4. Требования к антикоррупционному поведению работников МБОУ
ООШ № 11.
4.1. Работник принимает меры по недопущению возникновения конфликта интересов

и урегулированию возникших случаев конфликта интересов, не допускать при
исполнении должностных обязанностей личную заинтересованность, которая приводит
или может привести к конфликту интересов, уведомлять своего непосредственного
руководителя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения,
как только ему станет об этом известно.
4.2. Работнику запрещается получать в связи с исполнением должностных
обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное
вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и
иные вознаграждения).
4.3. Работники должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями,
законными представителями обучающихся; не имеют права побуждать родительские
комитеты (и отдельных родителей или лиц их заменяющих) организовывать для
сотрудников Школы угощения, поздравления и дарение подарков.
4.4. Отношения работников и родителей не должны оказывать влияния на оценку
личности и достижений детей.
4.5. На отношения работников с обучающимися и на их оценку не должна влиять
поддержка, оказываемая их родителями или опекунами (или лицами их заменяющими)
МБОУ ООШ № 11.
Статья 5. Обращение со служебной информацией.
5.1.
Работник МБОУ ООШ № 11 может обрабатывать и передавать служебную
информацию при соблюдении действующих норм и требований, принятых
законодательством Российской Федерации.
5.2. Работник обязан принимать соответствующие меры для обеспечения
безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение
которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с
исполнением должностных обязанностей.
5.3. Работник имеет право пользоваться различными источниками информации.
5.4. При отборе и передаче информации обучающимся работник соблюдает
принципы объективности, пригодности и пристойности. Тенденциозное извращение
информации или изменение ее авторства недопустимо.
5.5. Педагогу следует воздерживаться от размещения в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет», в местах, доступных для детей, информации,
причиняющий вред здоровью и (или) развитию детей.
5.6. Педагог может по своему усмотрению выбрать вид воспитательной
деятельности и создать новые методы воспитания, если они с профессиональной точки
зрения пригодны, ответственны и пристойны.
5.7. Работник имеет право открыто (в письменной или устной форме) высказывать
свое мнение о региональной или государственной политике в сфере просвещения, а также
о действиях участников образовательного процесса, однако его утверждения не могут
быть тенденциозно неточными, злонамеренными и оскорбительными.
5.8. Педагог не имеет права обнародовать конфиденциальную служебную
информацию.
Статья 6. Этика поведения работников, наделенных организационнораспорядительными полномочиями по отношению к другим работникам
образовательного учреждения.
6.1. Работник, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по
отношению к другим работникам, должен быть для них образцом профессионализма,
безупречной репутации, способствовать формированию в коллективе благоприятного
для эффективной работы морально-психологического климата.
6.2. Работники, наделенные организационно-распорядительными полномочиями по

отношению к другим работникам, призваны:
 принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов;
 принимать меры по предупреждению коррупции;
 не допускать случаев принуждения сотрудников к участию в деятельности
политических партий, иных общественных объединений.
6.3. Работник, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по
отношению к другим работникам, должен принимать меры к тому, чтобы подчиненные
ему не допускали коррупционного опасного поведения, своим личным поведением
подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.
6.4. Работник, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по
отношению к другим сотрудникам, несет ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации за действия или бездействия подчиненных
работников, нарушающих принципы этики и правила служебного поведения, если он не
принял мер, чтобы не допустить таких действий или бездействий.
6.5. Если педагог является членом совета, комиссии или иной рабочей группы,
обязанной принимать решения, в которых он лично заинтересован, и в связи с этим не
может сохранять беспристрастность, он сообщает об этом лицам, участвующим в
обсуждении, и берет самоотвод от голосования или иного способа принятия решения.
6.6. Педагог не может представлять свое учреждение в судебном споре с другим
учреждением, предприятием или физическими лицами в том случае, если с партнерами по
данному делу его связывают какие-либо частные интересы или счеты, и он может быть
заинтересован в том или ином исходе дела. О своей заинтересованности он должен
сообщить главе администрации и лицам, рассматривающим данное дело.
6.7. Работник, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по
отношению к другим сотрудникам, обязан по возможности принимать меры по
предотвращению или урегулированию конфликта интересов в случае, если ему стало
известно о возникновении у работника личной заинтересованности, которая приводит или
может привести к конфликту интересов.
6.8. Руководитель МБОУ ООШ № 11 обязан представлять сведения о доходах, об
имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Статья 7. Служебное общение.
7.1. В общении работникам МБОУ ООШ № 11 необходимо руководствоваться
конституционными положениями, что человек, его права и свободы являются высшей
ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни,
личную и семейную тайну защиту чести, достоинства, своего доброго имени.
7.2. В общении с участниками образовательного процесса, гражданами и коллегами со
стороны работника образовательного учреждения недопустимы:
 любого вида высказывания и действия дискриминационного характера по
признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального,
имущественного или семейного положения, политических или религиозных
предпочтений;
 пренебрежительный тон, грубость, заносчивость, некорректность замечаний,
предъявление неправомерных, незаслуженных обвинений;
 угрозы, оскорбительные выражения или реплики, действия, препятствующие
нормальному общению или провоцирующие противоправное поведение.
7.3. Работники МБОУ ООШ № 11 должны способствовать установлению в
коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом,
должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и
проявлять толерантность в общении с детьми, родителями (законными представителями),
общественностью и коллегами.

7.4. Работник или педагог сам выбирает подходящий стиль общения с обучающимся,
основанный на взаимном уважении.
7.5. В первую очередь, педагог (работник) должен быть требователен к себе.
Требовательность педагога (работника) по отношению к обучающемуся позитивна,
является стержнем профессиональной этики и основой его саморазвития. Педагог
(работник) никогда не должен терять чувства меры и самообладания.
7.6. Педагогический работник выбирает такие методы работы, которые поощряют в
его обучающихся развитие положительных черт и взаимоотношений: самостоятельность,
инициативность, ответственность, самоконтроль, самовоспитание, желание дружески
сотрудничать и помогать другим.
7.7. При оценке поведения и достижений, своих обучающихся педагогический
работник стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им
возможности совершенствования, повышать мотивацию воспитания и обучения.
7.8. Педагогический
работник
является
беспристрастным,
одинаково
доброжелательным и благосклонным ко всем своим обучающимся. Приняв
необоснованно принижающие обучающегося оценочные решения, педагог должен
постараться немедленно исправить свою ошибку.
7.9. Педагогический работник постоянно заботится и работает над своей культурой
речи, литературностью, культурой общения.
7.10. Педагогический работник не злоупотребляет своим служебным положением. Он
не может использовать родителей обучающихся, законных представителей, а также
вознаграждений за свою работу, в том числе и дополнительную.
7.11. Педагогический работник терпимо относится к религиозным убеждениям и
политическим взглядам своих воспитанников. Он не имеет право навязывать
воспитанникам и их родителям (лицам их заменяющим) свои взгляды, иначе как путем
дискуссий.
Статья 8. Общение между педагогическими работниками.
8.1. Взаимоотношения между педагогическими работниками основываются на
принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Педагог защищает не только свой
авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии
обучающихся или других лиц.
8.2. Педагогический работник, как образец культурного человека, всегда обязан
приветствовать (здороваться) со своим коллегой, проявление иного поведения может
рассматриваться как неуважение (пренебрежения) к коллеге. Пренебрежительное
отношение недопустимо.
8.3. Педагогические работники избегают необоснованных и скандальных конфликтов
во взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их
конструктивному решению. Если же педагоги не могут прийти к общему решению
(согласию) в возникшей ситуации, то одна из сторон имеет право направить в «Комиссию
по этике» просьбу помочь разобрать данную ситуацию, и Комиссия сама уже принимает
решение о необходимости информирования о ситуации руководителя или же нет.
8.4. Вполне допустимо и даже приветствуются положительные отзывы, комментарии
и местами даже реклама педагогов о МБОУ ООШ № 11 за пределами учреждения, а
именно выступая на научно-практических конференциях, научных заседаниях, мастерклассах, который педагог вправе проводить, участвовать за пределами МБОУ ООШ № 11.
8.5. Критику следует обнародовать только в тех случаях, если на нее совершенно не
реагируют, если она провоцирует преследования со стороны администрации или в
случаях выявления преступной деятельности. Критика, направленная на работу,
решения, взгляды и поступки коллег или администрации, не должна унижать
подвергаемое критике лицо. Она обязана быть обоснованной, конструктивной, тактичной,
необидной, доброжелательной. Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни

обсуждаются и принимаются в открытых педагогических дискуссиях.
Статья 9. Взаимоотношения с администрацией.
9.1. Работники МБОУ ООШ № 11 строят взаимоотношения с окружающими на
принципах свободы слова и убеждений, терпимости, демократичности и справедливости.
Администрация учреждения предоставляет возможность для полного раскрытия
способностей и умений педагога как основного субъекта образовательной деятельности.
9.2. Все работники МБОУ ООШ № 11 обязаны соблюдать культуру общения,
выражающуюся во взаимном уважении, доброжелательности и умении находить общий
язык. Ответственность за поддержание такой атмосферы несет директор Школы,
заместитель директора по УВР, заведующий хозяйством и Комиссия по этике.
9.3. Администрация МБОУ ООШ № 11 терпимо относится к разнообразию
политических, религиозных, философских взглядов, вкусов и мнений, создает условия для
обмена взглядами, возможности договориться и найти общий язык. Различные статусы
педагогов, квалификационные категории и обязанности не должны препятствовать
равноправному выражению всеми педагогами своего мнения и защите своих убеждений.
9.4. Администрация не может дискриминировать, игнорировать или преследовать
педагогов за их убеждения или на основании личных симпатий или антипатий.
Отношения администрации с каждым из педагогов основываются на принципе
равноправия.
9.5. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни
педагога, не связанную с выполнением им своих трудовых обязанностей.
9.6. Оценки и решения руководителя должны быть беспристрастными и основываться
на фактах и реальных заслугах педагогов.
9.7. Педагоги имеют право получать от администрации информацию, имеющую
значение для работы МБОУ ООШ № 11. Администрация не имеет права скрывать или
тенденциозно извращать информацию, могущую повлиять на карьеру педагога и на
качество его труда. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в
учреждении на основе принципов открытости и общего участия.
9.8. Интриги, непреодолимые конфликты, вредительство коллегам и раскол в
педагогическом сообществе мешают образовательному учреждению выполнять свои
непосредственные функции. Если затянувшиеся конфликты не могут быть пресечены, то
«Комиссия по этике» имеет право созыва «экстренного педсовета», на котором
разбирается данная ситуация и выносится на открытое голосование вопрос об
отстранении данного педагога, работника от занимаемой должности. За руководителем
Школы остается окончательное право в принятии решения в разрешении возникшего
конфликта, но «Комиссия по этике» может рекомендовать (аргументированно, на
основании полученных доказательств) Педсовету и руководителю о принятии какого-либо
решения, которое было принято коллегиально членами Комиссии, также руководитель,
вне зависимости от решения Педсовета и рекомендации Комиссии, имеет право наложить
вето.
9.9. Педагоги и сотрудники МБОУ ООШ № 11 уважительно относятся к
администрации, соблюдают субординацию и при возникновении конфликта с
администрацией пытаются его разрешить с соблюдением этических норм. Если же иное
не получается по каким-либо причинам, то конфликт разбирается «Комиссией по этике».
9.10. В случае выявления преступной деятельности педагога(ов) и ответственных
работников администрации, а также грубых нарушений профессиональной этики
руководитель должен принять решение единолично или при необходимости
привлечь «Комиссию по этике» для принятия кардинального решения (действий) по
отношению к нарушителям.
Статья 10. Личность педагога.
10.1. Профессиональная этика педагога требует призвания, преданности своей работе

и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.
10.2. Педагогический работник требователен по отношению к себе и стремится к
самосовершенствованию. Для него характерно самонаблюдение, самоопределение и
самовоспитание.
10.3. Для педагогического работника необходимо постоянное обновление. Он
занимается своим образованием, повышением квалификации и поиском наилучших
методов работы.
Авторитет, честь, репутация.
1. Своим поведением педагогический работник поддерживает и защищает
исторически сложившуюся профессиональную честь педагога.
2. В общении со своими обучающимися и во всех остальных случаях педагог,
уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этики.
3. Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости, такте, умении
заботится о своих обучающихся.
4. Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он избегает
морализаторства, не спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в
силах.
5. Педагог имеет право на неприкосновенность личной жизни, однако выбранный им
образ жизни, не должен наносить ущерб престижу профессии, извращать его отношения с
воспитанниками и коллегами или мешать исполнению профессиональных обязанностей.
6. Педагог дорожит своей репутацией.
7. Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях (опекунах)
или мнение родителей о детях. Передавать такое мнение другой стороне можно лишь с
согласия лица доверившего педагогу упомянутое мнение.
8. Внешний вид работника МБОУ ООШ № 11 при исполнении им должностных
обязанностей должен способствовать уважительному отношению граждан к школьному
обучению. Соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают
официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.
Статья 11. Ответственность за нарушение положений кодекса.
11.1. За нарушение положений Кодекса работник несет моральную ответственность, а
также иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Соблюдение работниками, норм кодекса учитывается при проведении аттестации,
формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также
при наложении дисциплинарных взысканий.
11.2. Педагогический работник несет ответственность за качество и результаты
доверенной ему педагогической работы – образование подрастающего поколения.
11.3. Педагогический
работник
несет
ответственность
за
физическое,
интеллектуальное, эмоциональное и духовное развитие детей, оставленных под его
присмотром.
11.4. Педагогический работник несет ответственность за порученные ему
администрацией функции и доверенные ресурсы.
11.5. Педагогический работник имеет право принимать бескорыстную помощь со
стороны физических, юридических лиц. Педагог является честным человеком и строго
соблюдает законодательство Российской Федерации. С профессиональной этикой
педагога не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.
11.6. Преданность школьному обучению, любовь к делу воспитания и обучение детей,
активное и сознательное участие в повышении квалификации, создание условий для
реализации программных задач, ясное понимание реальных целей и достижение
положительных результатов.
11.7. Каждый сотрудник должен принимать все необходимые меры для соблюдения
положений настоящего Кодекса.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.