Рабочая программа по Русскому языку 7, 9 классы

Нормативные документы по АОП
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 19.12.2023 № 618-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации».
3. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья» (ред. от 17.02.2023).
4. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)».
5. Приказ Минпросвещения России от 08.11.2022 № 955 «О внесении изменений в некоторые
приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения
Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов
общего образования и образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
6. Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 №1025 «Об утверждении федеральной
адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья» (ред. от 17.07.2024).
7. Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 №1026 «Об утверждении федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ред. от 17.07.2024).
8. Приказ Минпросвещения России от 17.07.2024 № 495 «О внесении изменений в некоторые
приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных
адаптированных образовательных программ».
9. Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 №858 «Об утверждении федерального перечня
учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и установления предельного
срока использования исключенных учебников».
10. Приказ Минпросвещения России от 21.02.2024 №119 «О внесении изменений в приложения
№ 1 и № 2 к Приказу Минпросвещения России от 21.092022 № 858 «Об утверждении ФПУ,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного
срока использования исключенных учебников».
11. Приказ Минпросвещения России от 18.07.2024 № 499 «Об утверждении федерального
перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования».
12. Письмо Минпросвещения России от 31.08.2023 № АБ-3569/07 «О направлении разъяснений
по организации образования обучающихся с ОВЗ».
13. Письмо Минпросвещения России от 31.08.2023 № АБ-3574/07 «Об обеспечении учебниками и
учебными пособиями обучающихся с ОВЗ»
14. Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 №1678 «Об утверждении правил применения
электронного обучения, ДОТ при реализации образовательного процесса».
15. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...»).

2

Пояснительная записка
Содержание учебного курса «Русский язык» в 7, 9 классах
Программа по русскому языку в 7, 9 классах имеет коммуникативную направленность. В
связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и
как способа коррекции их мыслительной деятельности.
Для решения этих взаимообусловленных задач строится содержательная часть программы.
Особое внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, которые
обеспечивают реализацию коммуникативной функции речи и возможность развёрнуто выражать
мысли, точнее понимать высказывания других людей. Коммуникативная направленность обучения
делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач.
Реализация коммуникативного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при
обучении русскому языку детей с нарушением интеллекта. Работа над усвоением грамматических
категорий и орфографических правил перестаёт быть самоцелью, она осуществляется в процессе
формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько
запоминание грамматической теории и орфографических правил (как называется, как изменяется),
сколько умение применять изученный грамматико-орфографический материал в устной и
письменной форме речевой практики.
Цели и задачи изучения русского языка
Основной целью изучения русского языка в 7, 9 классах является формирование у детей с
ограниченными возможностями здоровья развития устной и письменной речи как средства общения,
как способа коррекции их познавательной деятельности через решение следующих задач:
получение каждым обучающимся достаточно прочных навыков грамотного письма на основе
изучения элементарного курса русского языка;
воспитание средствами языка социально адаптированной личности в плане общего развития и
сформированности нравственных качеств;
соблюдение принципа коррекционной направленности с целью исправления недостатков
общего, речевого и нравственного воспитания детей с отклонениями в развитии;
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению
культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой
деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку; формирование умений работать с
текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую
информацию.
Цель рабочей программы по учебному предмету:
Основной целью программы является всесторонняя педагогическая поддержка детей с
ограниченными возможностями здоровья и определяется необходимостью реализации прав детей на
образование.
Целью рабочей программы по учебному предмету является:
«Развитие и воспитание позитивной личности воспитанников условиях инновационной
деятельности»
Задачи:
использование активных методов обучения, включая обучение средствами проектной
деятельности;
формирование коммуникативных умений как средства самовыражения личности;
развитие основ орфографической грамотности через практическую направленность уроков
грамматики;
формирование общекультурной и информационной компетенций средствами русского языка;
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как
явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой
деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.
Программа включает следующие разделы: «Звуки и буквы. Текст», «Слово. Текст»,
«Предложение. Текст», «Связная письменная речь», «Деловое письмо».
Во всех разделах задания к теме «Текст» выполняются в процессе изучения других
грамматических тем.
3

Специальные уроки делового письма или связной речи с элементами творчества проводятся 12 раза в месяц по выбору учителя.Тренировочныеупражнения в деловом письме используются и на
других уроках русского языка.
На уроки связной речи, включая работу над ошибками, отводится по 2 часа учебного времени.
Звуки и буквы
Повторение. Звуки речи. Гласные и согласные. Алфавит. Характеристика гласных:
слогообразующая роль гласных, ударные и безударные гласные. Характеристика согласных: мягкие твёрдые, звонкие - глухие. Несовпадение звука и буквы в слове.
Твёрдые и мягкие согласные. Их дифференциация. Обозначение мягкости согласных на
письме буквами и, е, ё, ю, я, ь.
Разделительный мягкий знак (ь). Дифференциация слитного и раздельного произношения
согласных и гласных в словах (ня - нья). Употребление мягкого знака как показателя раздельного
произношения согласного и гласного. Дифференциация употребления мягкого знака для
обозначения мягкости согласных и разделительного мягкого знака.
Согласные звонкие и глухие. Дифференциация парных звонких и глухих согласных.
Установление несоответствия звука и буквы на конце слова. Правописание звонких и глухих
согласных на конце слова.
Ударные и безударные гласные. Соответствие звука и буквы под ударением и несоответствие
их в безударной позиции. Введение термина орфограмма. Проверка написания безударных гласных
путём изменения формы слова.
Звуковая характеристика языка. Соответствие и несоответствие произношения написанию в
слове. Общий способ решения орфографических задач.
Употребление разделительных ь и ъ знаков в словах.
Проверяемые и непроверяемые написания в словах. Работа с орфографическим словарём.
Слова из словаря:
5
класс. Адрес, беседа, библиотека, благодарю, ботинки, герой, граница,до свидания,
забота, здравствуй, каникулы, конверт, космос, лестница,облако, область, однажды, огромный,
охрана, пассажир, победа, север,столица, телевизор, телефон.
6
класс. Апельсин, богатство, горизонт, директор, женщина,интересный, календарь,
командир, комбайн, компас, конфета, мужчина,океан, пожалуйста, прекрасный, природа, растение,
сейчас, солдат,соревнование, сосед, телеграмма, теперь, хозяин, шоссе.
класс. Антракт, бассейн, велосипед, география, естествознание, кабинет, километр, лекарство,
мастер, мороженое, насекомое, недавно, портрет, порядочный, почтальон, приветливый, рецепт,
сантиметр, спектакль, стадион, станок, театр, температура, тренер, тренировка.класс. Государство,
депутат, дисциплина, документ, информация, квитанция, кчиент, медаль, полиция (милиция),
неожиданно, Отечество, память, паспорт, патриот, пациент, планета, профессия, секретарь, совесть,
станция, территория, характер, чувство, электричество, юмор.
9
класс. Автобиография, авторитет, аккуратно, безопасность,вежливость, ветеран,
владелец, жестокость, иждивенец, изредка, кафе,компьютер, конфликт, мужество, население,
национальность,
независимость, обязанность, отдых, результат, Сбербанк, свидетельство,традиция.
Слово.
Состав слова.
Родственные, или однокоренные, слова. Корень - выразитель общего значения в группе
однокоренных слов. Соотнесение однокоренных слов с их значением и включение их в предложения.
Объяснение значений слов по плану и образцу. Подбор однокоренных слов, относящихся к разным
частям речи. Их дифференциация.
Окончание как изменяемая часть слова. Образование смысловой связи между словами с
помощью окончаний. Объединение слов в словосочетания с помощью вопроса.
Приставка как часть слова. Наблюдение за изменением значения слова в зависимости от
приставки. Приставка и предлог. Их различение.
Правописание приставок с«и, Приставка пере-.
Единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с, в-,
от-, под-, над-). Составление различных словосочетаний с однокоренными словами, образованными с
помощью приставок.
4

Разделительный твёрдый знак (ъ) в словах с приставками.
Правописание корней и приставок. Их систематизация.
Суффикс как часть слова. Изменение значения слова в зависимости от суффикса. Суффиксы с
уменьшительно-ласкательным значением.
Образование разных частей речи с помощью приставок и суффиксов. Образование разных
слов с помощью одних и тех же приставок и суффиксов, наблюдение за значением этих слов.
Практическое использование однокоренных слов в тексте.
Разбор слов по составу (простейшие случаи).
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов
путём изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Дифференциация способов
проверки. Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов.
Непроверяемые написания в корне. Наблюдение за единообразным написанием орфограмм в
группе однокоренных слов.
Сложные слова с соединительными гласными о, е и без соединительной гласной. Обогащение
словаря сложными словами. Их активизация. Объяснение значения данных слов (по образцу).
Составление словосочетаний и предложений с данными словами. Включение их в текст
Сложносокращённые слова. Использование в тексте сложных и сложносокращённых слов.
Части речи
Слово как название предмета, его признака или действия. Части речи. Существительное.
Прилагательное. Глагол. Их различение и вопросы как средство для выявления этих частей речи.
Различение данных частей речи в группе однокоренных слов. Их дифференциация в предложении.
Составление словосочетаний, состоящих из разных частей речи.
Существительное. Значение существительных в речи. Объединение ряда существительных
общей темой. Разделение существительных на слова различных смысловых категорий: люди, их
профессии, животные, растения, события, явления природы и т. д. Существительные, называющие
один и тот же предмет по-разному. Существительные, противоположные по значению.
Существительные, близкие по значению. Описание картин окружающей действительности
существительными. Образование сравнительных оборотов с союзом как (один предмет похож на
другой: глаза как бусинки).
Существительные одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные.
Большая буква в именах собственных. Названия праздников. Кавычки в названиях книг,
журналов, магазинов и т. д. Распространение предложений в тексте именами собственными.
Изменение существительных по числам.
Нахождение смысловой связи между двумя данными существительными и составление
предложений на основе двух слов.
Род существительных. Родовые окончания. Различение существительных по родам.
Существительные мужского и женского рода с шипящей на конце. Различение их по родам в
словосочетаниях. Правописание.
Число существительных. Изменение существительных по числам.
Подбор однокоренных существительных с разными грамматическими признаками.
Включение их в предложения.
Изменение существительных в единственном числе по падежам (склонение). Словосочетания
с существительным, постановка вопроса от главного слова к зависимому (существительному) и
определение падежа существительного по вопросу. Выделение падежных окончаний (на примере
существительных с ударными и беспроблемными окончаниями).
Предлоги и падежи. Предлог и падежное окончание для связи слов в предложении. Выбор
падежной формы существительного после предлога.
Понятие о начальной форме существительных. Постановка существительных, стоящих в
косвенных падежах, в начальную форму.
Три типа склонения существительных.
Ударные и безударные падежные окончания. Наблюдение за единообразным написанием
ударных и безударных падежных окончаний.
Правописание безударных падежных окончаний существительных 1, 2 и 3-го склонения в
единственном числе. Проверка безударных окончаний существительных каждого типа склонения
способом подстановки существительного того же склонения и падежа с ударным окончанием.
5

Распространение предложений однородными членами, выраженными существительными в заданной
падежной форме. Склонение существительных во множественном числе. Распространение
предложений однородными членами, выраженными существительными во множественном числе.
Определение грамматических признаков существительного (с опорой на таблицу).
Выбор из текста существительных и постановка их в начальную форму.
Несклоняемые существительные. Определение их рода. Согласование прилагательного и
глагола прошедшего времени с несклоняемыми существительными.
Дополнение диалога завершающими репликами двух собеседников.
Прилагательное.
Значение прилагательных в
речи.
Признаки, обозначаемые
прилагательными: цвет, размер, форма, вкус и т. д. Описание человека, животных, явлений природы
с помощью прилагательных. Описание предмета и его частей словосочетаниями с прилагательными.
Прилагательные, противоположные по значению. Прилагательные, близкие по значению.
Использование прилагательных для выражения сравнения (ласковый, как котёнок). Употребление
прилагательных в прямом и переносном значении.
Род прилагательных. Его зависимость от рода существительных. Родовые окончания
прилагательных.
Число прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.
Наблюдение за родовыми окончаниями. Дифференциация окончаний единственного и
множественного числа: -ее, -ие.
Понятие о склонении прилагательных. Склонение прилагательных мужского и среднего рода.
Склонение прилагательных женского рода. Постановка вопросов от существительного к
прилагательному в косвенных падежах. Наблюдение за окончанием вопроса и окончанием
прилагательного. Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе.
Склонение прилагательных во множественном числе. Проверка безударных окончаний
прилагательных с помощью вопроса.
Прилагательные на -ий, -ъе, -ья, -ъи. Их правописание.
Подбор нескольких прилагательных к существительному по смыслу (сначала с опорой на
предмет или его изображение, а в дальнейшем без них). Согласование прилагательных с
существительными. Выделение сочетаний существительных с прилагательными в разных падежных
формах. Употребление словосочетаний в разных падежных формах.
Распространение предложений прилагательными и однородными членами, выраженными
прилагательными в заданной падежной форме.
Выписывание из текста сочетаний существительных с прилагательными. Восстановление
текста по опорным словосочетаниям.
Включение прилагательных в описание портрета (с опорой на иллюстрацию, репродукцию
картины).
Создание диалога на основе повествовательного текста с опорой на структурную схему
диалога.
Глагол. Значение глаголов в речи. Семантические группы глаголов (глаголы движения,
глаголы труда, глаголы речи и т. д.). Нахождение в тексте глаголов разных семантических групп.
Глаголы, противоположные по значению. Подбор к данным глаголам однокоренных и
глаголов, противоположных по значению. Составление словосочетаний с глаголами,
противоположными по значению, на заданную тему. Включение в текст пар глаголов,
противоположных по значению. Использование глаголов для выражения сравнения (прыгает, как
мячик). Глаголы, близкие по значению, их использование в предложениях. Употребление глаголов в
прямом и переносном значении, включение их в описание картины (по данной репродукции).
Изменение глаголов по временам (настоящее, прошедшее, будущее). Их различение по
вопросам и значению. Употребление в речи глаголов разных временных категорий.
Число глаголов. Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и
числе.
Начальная форма глагола (неопределённая форма) на -ть, -ться, -ми, -чь, -чъся (что делать?
что сделать?). Постановка глаголов в начальную форму.
Правописание частицы не с глаголами. Значение отрицания.
Лицо глаголов в настоящем и будущем времени. 1, 2 и 3-е лицо глаголов единственного и
множественного числа. Правописание глаголов 2-го лица единственного числа.
6

Дифференциация глаголов 3-го лица единственного числа и неопределённой формы глаголов
(-тся, -тъся). Изменение глаголов с ударным окончанием по лицам и числам.
Составление сочетаний глаголов с существительными, отвечающими на вопросы косвенных
падежей.
Включение в диалог слов автора, данных отдельно и характеризующих речь участников
диалога.
Краткий письменный пересказ текста по вопросам.
Повелительная форма глаголов. Использование в диалоге глаголов в повелительной форме.
Местоимение. Значение личных местоимений в речи. Правильное соотнесение местоимений
с существительными.
Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Употребление
местоимений 2-го лица множественного числа (вы, Вы) при обращении к нескольким лицам и
одному человеку.
Изменение местоимений 3-го лица единственного числа по родам.
Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа.
Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Использование местоимений как средства связи предложений в тексте. Замена
местоимениями повторяющихся существительных и словосочетаний с ними в рядом стоящих
предложениях.
Письменный пересказ текста на основе коллективно составленного плана и выписанных
словосочетаний с местоимениями к каждому пункту плана.
Наречие. Значение наречий в речи. Наречия, характеризующие глаголы речи. Наречия
противоположные и близкие по значению. Употребление сочетаний глаголов с наречиями в прямом
и переносном значении. Признаки действия, отвечающие на вопросы как? где? когда? куда? откуда?
Неизменяемость наречий. Образование наречий от прилагательных.
Правописание наречий на -а и -о.
Подбор наречий к глаголу по смыслу (с опорой на иллюстрацию). Распространение
предложений наречиями. Употребление наречий для связи предложений в тексте и частей текста
между собой. Выписываниесловосочетаний с наречиями. Восстановление текста по выписанным
словосочетаниям.
Числительное. Понятие о числительном как части речи. Случаи употребления в устной и
письменной речи.
Правописание числительных от 5 до 20, 30; от 50 до 80; от 100 до 900.
Составные числительные, их правописание.
Предложение
Нераспространённые и распространённые предложения. Главные и второстепенные члены
предложения. Распространение предложения с помощью вопросов, рисунков. Ответы на вопрос
нераспространённым и распространённым предложениями.
Практическое знакомство с однородными членами предложения. Интонация перечисления.
Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Однородные члены предложения с союзами а,
но. Интонация сопоставления. Знаки препинания. Дополнение предложения однородными членами
по вопросу. Распространение предложений однородными членами, выраженными разными частями
речи. Постановка вопроса к однородным членам предложения. Включение в предложение
однородных членов путём замены слова с обобщающим значением словами с конкретными
значениями.
Практическое знакомство с обращением. Интонационные особенности. Место обращения в
предложении. Культура речи при обращении.
Определение объекта, к которому обращена речь. Включение данных обращений в текст.
Различение предложений в зависимости от цели высказывания: повествовательные,
вопросительные, восклицательные. Правильное их интонирование. Составление разных по
интонации предложений об одном предмете.
Употребление восклицательных и вопросительных предложений в диалоге
Сложное предложение без союзов. Знаки препинания. Сравнение сложного предложения с
простым предложением. Смысловая и интонационная законченность сложного предложения.
Составление сложных предложений с опорой на рисунки и схему сложного предложения.
7

Нераспространённые простые и сложные предложения. Распространение их в тексте.
Сложные предложения с союзами что, чтобы, потому что, когда. Выделение главных и
второстепенных членов в частях сложного предложения.
Составление сложных предложений с опорой на фрагменты предложений, включающих
союзы и, а, но, что, чтобы, потому что, когда.
Текст
Различение текста и не текста. Определение темы текста. Заголовок.
Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения. Границы предложений.
Установление последовательности предложений в тексте.
Тема и основная мысль. Отбор примеров и фактов для развития основной мысли (из ряда
предложенных).
Части текста. Красная строка. Запись текста с соблюдением красной строки.
Расположение частей текста в соответствии с данным планом. Деление текста на части по
данному плану.
План текста. Деление главной части плана на подпункты, отражающие последовательность
предъявляемых фактов (примеров).
Дополнение текста фактами, подтверждающими основную мысль, по вопросам к тексту, с
опорой на рисунки. Коллективный подбор примеров (фактов) для подкрепления основной мысли
текста.
Связь частей в тексте с помощью слов однажды, как-то раз, недавно, давным-давно; вдруг,
неожиданно, внезапно; с тех пор, теперь, и вот.
Установление последовательности фактов, подтверждающих основнуюмысль в тексте. Связь
между ними с помощью слов сначала, потом, затем,наконец.
Анализ текста: тема, основная мысль, части текста, средства связи
предложений в тексте, составление плана к тексту.
Деловое письмо
Адрес. Адресные данные и порядок их записи. Восстановление нарушенного порядка
адресных данных. Индекс. Его значение. Отправитель и получатель. Тематический словарь.
Почтовая марка, её функциональное значение.
Заполнение конверта.
Поздравление. Текст поздравления, его структурные части (обращение, поздравление,
пожелание, подпись). Тематический словарь.
Дополнение текста поздравления пропущенными структурными частями.
Всенародные праздники, их названия, календарные данные.
Поздравительная открытка. Расположение частей текста поздравления на ней. Заполнение
лицевой и обратной стороны поздравительной открытки. Речевой этикет. День учителя.
Поздравление с Днём учителя.
Календарь памятных дат. Его заполнение. Профессиональные праздники. Внесение личностно
значимых профессиональных праздников в календарь памятных дат.
Записка. Текст записки, её структурные части (обращение, сообщение, подпись).
Тематический словарь.
Записка-просьба, записка-приглашение, записка-извинение, записка-благодарность. Речевой
этикет.
Дополнение текста записки пропущенными структурными частями.
Составление записок на заданные темы, правильное расположение записок на листе бумаги.
Письмо. Личные письма. Текст письма и его структурные части (приветствие с обращением,
сообщение, прощание, подпись). Тематический словарь.
Дополнение текста письма пропущенными структурными частями.
Выделение в тексте письма вопросов и просьб к адресату как отдельной структурной
единицы. Преобразование повествовательного текста в текст письма. Коллективное сочинение писем
по образцу, по письму-заготовке, на заданную тему, ответов на полученное письмо.
Объявление. Текст объявления, его структурные части (обращение, сообщение, подпись).
Тематический словарь.
Особенности текста объявления: краткость, точность (где? когда?).
Школьные объявления. Доска объявлений. Объявления о пропаже и находке.
8

Объявления на улице и в газете.
Составление объявлений из данных структурных частей.
Дополнение текста объявления пропущенными структурными частями.
Составление объявлений с опорой на объявления-заготовки.
Объяснительная записка.Текст объяснительной записки, её структурные части (адресат,
название деловой бумаги, объяснение, фамилия, имя, отчество и подпись составителя, число).
Тематический словарь.
Членение текста объяснительной записки на структурные части и правильное расположение
их на листе бумаги.
Составление объяснительной записки из отдельных структурных частей.
Дополнение текста объяснительной записки пропущенными структурными частями.
Тематика объяснительных записок. Составление объяснительных записок на заданные темы.
Заявление.Текст заявления, его структурные части (кому, от кого; название документа,
просьба заявителя, подпись, дата). Тематический словарь.
Членение текста заявления на структурные части и правильное расположение их на листе
бумаги.
Составление заявления из отдельных структурных частей.
Дополнение текста заявления пропущенными структурными частями.
Тематика заявлений. Составление заявлений на заданные темы.
Заполнение бланков заявлений.
Расписка. Текст расписки, её структурные части (название документа, содержание
документа, подпись, дата). Тематический словарь.
Членение текста расписки на структурные части и правильное расположение их на листе
бумаги.
Составление расписки из отдельных структурных частей.
Дополнение текста расписки пропущенными структурными частями.
Тематика расписок. Составление расписок на заданные темы.
Доверенность. Текст доверенности, её структурные части. Тематический словарь.
Членение текста доверенности на структурные части и правильное расположение их на листе
бумаги.
Составление доверенности из отдельных структурных частей.
Дополнение текста доверенности пропущенными структурными частями.
Тематика доверенностей. Составление данного документа на заданные темы. Заполнение
бланков доверенности.
Автобиография. Текст автобиографии, её структурные части. Тематический словарь.
Членение текста автобиографии на структурные части и правильное расположение их на
листе бумаги.
Составление автобиографии из отдельных структурных частей.
Дополнение текста автобиографии пропущенными структурными частями.
Составление автобиографии по образцу, вопросам и самостоятельно.
Внесение автобиографических данных в различные документы. Заполнение бланков
автобиографическими данными
Связная письменная речь с элементами творчества
Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Коллективное изложение зрительно воспринимаемого текста по данному плану и опорным
словам.
Коллективное сочинение по плану и опорным словосочетаниям.
Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану.
Коллективный рассказ на основе распространения данного текста.
Коллективное изложение текста, воспринятого на слух.
Выделение опорных слов из текста с предварительным его анализом (тема, образные слова,
средства связи предложений). Обсуждение заголовка к тексту. Изложение рассказа по данному
началу и опорным словам.
Изложение воспринятого на слух текста по данному началу и опорным словам.

9

Коллективное описание предмета с опорой на предмет или его изображение по
предложенному учителем плану.
Коллективный рассказ на основе художественной картины бытового жанра с
предварительным анализом, составлением плана, отбором речевого материала.
Продолжение рассказа по данному началу и плану последующих частей.
Коллективное сочинение повествовательного характера с опорой на серию сюжетных
картинок с предварительной отработкой сюжета и словаря.
Сочинение по данному плану и опорным словам или по данному началу частей текста.
Сочинение по материалам личных наблюдений.
Изложение содержания текста биографии писателя.
Сочинение с элементами рассуждения по вопросам.
Коллективное описание героя на материале уроков чтения с предварительной отработкой
содержания и речевого оформления текста.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
по итогам обучения в 5-9 классах
Требования к контролю и оценке знаний определены тремя уровнями в зависимости от
учебных возможностей школьников:
Первый уровень (базовый) предполагает реализацию требований к ученику в объеме
программного материала;
Второй уровень скорректирован по отношению к базовому уровню в сторону уменьшения
объема материала и его содержательного потенциала( с систематическим использованием образцов
выполнения работы, опорных схем, опосредованных подсказок);
Третий уровень ограничен умением аккуратно и правильно списывать с рукописного и
печатного текстов. Он доступен ученикам с более выраженными или осложненными
интеллектуальными нарушениями.
Основные требования к умениям учащихся
1-й уровень
-писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами
( 55-60 слов);
-подбирать однокоренные слова и следить за единообразным написанием орфограмм в разных
частях слова;
-определять части речи;
-составлять простые и сложные предложения с опорой на иллюстрацию, предложенную
ситуацию;
-составлять план к текстам повествовательного характера с четко выраженными
структурными частями;
-писать изложение после предварительного анализа по коллективно составленному плану и
данной иллюстрации;
-оформлять деловые бумаги с опорой на образец.
2-й уровень
-писать под диктовку текст с изученными орфограммами;
-пользоваться школьным орфографическим словарем;
-решать орфографические задачи, опираясь на схему;
-называть и различать части речи;
-принимать участие в составлении плана и отборе речевого материала для создания текста;
-оформлять деловые бумаги с опорой на образец (под руководством учителя).
3 уровень
-знать буквы, обозначать звуки буквами;
-списывать с печатного и рукописного текстов отдельные слова;
-записывать по памяти отдельные короткие слова (из 2-4 букв) и некоторые слова из словаря;
-участвовать в подборе слов к предметным картинкам;
-находить начало и конец предложения (большая буква в начале и точка в конце);

10

-участвовать в коллективном обсуждении содержания текста упражнений, подборе заголовка
к тексту;
-записывать по памяти свое имя, фамилию и отчество, а также домашний адрес.

11

№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе
( 4 часа в неделю, 136 часов в год)
Тема
Кол-во
Дата
Словарь
часов
18

Повторение
Звуки и буквы. Текст
Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы
Разделительный мягкий и твёрдый знаки
Правописание безударных гласных в словах
Правописание звонких и глухих согласных в словах
Звуки и буквы. Закрепление знаний.
Контрольные вопросы и задания
Предложение. Текст
Предложения нераспространённые и распространённые
Однородные члены предложения
Распространение предложений однородными членами

Учебник

Д/з

1
1
1
1
2

С. 3
№ 1, 2,
№ 4, 5,
№ 7, 8,
№ 10, 11,
№ 13, 14,

с. 6, упр. 3
с. 8, упр. 6
с. 9 упр. 9
с. 11, упр. 12
с. 14, упр. 15

1
1
1

С. 15–16
№ 16, 17
№ 19, 20
№ 22, 23

с. 18, упр. 18
с. 20, упр. 21
с. 23, упр. 24

сантиметр
километр

Составление предложений с однородными членами

2

№ 25, 26,

с. 24, упр. 27

Текст. Подтверждение основной мысли текста фактами
Обращение. Его место в предложении
Употребление обращения в диалоге
Предложение. Закрепление знаний.

1
1
1
2

№ 28, 29,
№ 31, 32,
№ 34, 35,
№ 37, 38,

с. 27, упр. 30
с. 29, упр. 33
с. 31, упр. 36
с. 33, упр. 39

Контрольные вопросы и задания
Деловое письмо. Адрес

2

театр

Характеристика основных видов деятельности ученика
Восстановить в памяти правила написания безударных гласных и парных согласных в словах. Вспомнить, в каких случаях пишется
разделительный мягкий и твёрдый знаки. Найти сходство и различия в случаях их написания в словах. Доказать это на примерах.
Объяснить, чем похожи и чем различаются предложения нераспространённые и распространённые. Привести примеры таких предложений.
Тренироваться в распространении предложений с помощью вопросов.
Вспомнить и дополнить определение однородных членов предложения. Тренироваться в распространении предложений однородными
членами. Использовать данные однородные члены в составлении предложений с опорой на сюжетные картинки и без них.
Вспомнить, какие слова называются обращением, с какой интонацией они произносятся, как выделяются в письменной речи. Тренироваться в
использовании обращений в диалогах.

Восстановить в памяти все ранее полученные знания об адресе. Пополнить тематический словарь новыми словами. Анализировать
записанные адреса, находить и исправлять в них допущенные ошибки. Прочитать любопытную историю о забытой тросточке и обсудить с
одноклассниками вопрос о том, почему почта приняла посылку без адреса
Состав слова. Текст
20
19
Корень. Однокоренные слова
1
№ 40, 41,
с. 42, упр. 42
20
Приставка
1
№ 43, 44,
с. 43, упр. 45
21
Суффикс
1
№ 46, 47,
с. 44, упр. 48
22
Окончание
1
№ 49, 50,
с. 44, упр. 51
Правописание гласных и согласных в корне
23
Безударные гласные в корне
1
№ 52, 53,
с. 46, упр. 54
24
Звонкие и глухие согласные в корне
1
№ 55, 56,
с. 48, упр. 57
25
Правописание в корне.
2
естествозн № 58, 59
с. 50, упр. 60
ание
26
Закрепление знаний
насекомое
27
28
29
30
31
32
33

Правописание приставок
Гласные и согласные в приставках
Разделительный твёрдый знак после приставок
Правописание в корне и приставке. Закрепление знаний
Сложные слова
Знакомство со сложными словами
Правописание сложных слов
Образование сложных слов
Состав слова. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

1
1
1
1
1
1
1

недавно
рецепт

№ 61, 62
№ 64, 65
№ 67, 68

с. 53, упр. 63
с. 55, упр. 66
с. 57, упр. 69

№ 70, 71,
№ 73, 74,
№ 76, 77,
№ 79, 80,
81,

с. 60, упр. 72
с. 62, упр. 75
с. 63, упр. 78
84

Контрольный диктант за 1 четверть
1
Работа над ошибками
1
Деловое письмо. Поздравление
1
Изложение повествовательного текста с предварительным анализом
2
Характеристика основных видов деятельности ученика
Рассмотреть схемы состава слов и сказать, какие части входят в состав слов. Дополнить данное определение однокоренных слов. Находить и
правильно выделять значком приставку, суффикс и окончание в слове.
Закреплять умение объяснять правила проверки безударных гласных и парных звонких и глухих согласных в корне. Дифференцировать
приставки с гласными о, а, е. Соблюдать правило записи данных приставок независимо от произношения. Дополнить правило написания
разделительного мягкого знака после приставок, подкрепляя данное правило чёткой артикуляцией и примерами.
Познакомиться со сложными словами и способом их образования. Накапливать словарь сложных слов, учиться объяснять их лексическое
значение. Выучить правило правописания соединительных гласных в сложных словах. Потренироваться в образовании сложных слов из заданных
34
35
36
37, 38

13

частей и соединительных гласных.
Учиться обобщать свои знания о правописании в разных частях слова.
Прочитать интересные сведения о поздравительных открытках и поделиться своими впечатлениями с одноклассниками. Пополнить
тематический словарь названиями праздников. Заполнить календарь памятных дат. Потренироваться в написании разных по тематике поздравлений,
используя для этого приведённую таблицу конкретных примеров обращений, поздравлений, пожеланий и подписей
Части речи. Текст
2
39
Различение частей речи
1
№ 85, 86,
87
40
Образование одних частей речи от других
1
№ 88, 89,
90
С. 73–74
Существительное
26
41
Значение существительных в речи
1
№ 91, 92,
93
42
Использование существительных для сравнения одного предмета с
1
№ 94, 95,
96
другим
43
Род и число существительных
1
№ 97, 98,
99
44
Различение существительных мужского и женского рода с шипящей на
1
№ 100, 101,
102
конце
45
Правописание существительных с шипящей на конце
1
№ 103, 104,
105
Три склонения существительных в единственном числе
46
Существительные 1-го склонения
1
№ 106, 107
108
47
Определение склонения существительных по начальной форме
1
температур № 109, 110
111
а
48
Существительные 2-го склонения
1
№ 112, 113
114
49
Существительные 3-го склонения
1
№ 115, 116
117
50
Различение существительных 1, 2 и 3-го склонений
1
№ 118, 119
120
1-е склонение существительных в единственном числе
51
Ударные и безударные окончания существительных 1-го склонения
1
№ 121, 122
123
52
Замена существительных с ударным окончанием существительными с
1
№ 124, 125
126
безударным окончанием
53
Правописание безударных падежных окончаний существительных 1-го
1
№ 127, 128
129
склонения
2-е склонение существительных в единственном числе
54
Ударные и безударные окончания существительных 2-го склонения
1
№ 130, 131
132
55
Правописание безударных падежных окончаний существительных 2-го
1
лекарство
№ 133, 134
135
склонения
3-е склонение существительных в единственном числе
56
Ударные и безударные окончания существительных 3-го склонения
1
№ 136, 137,
138
57
Правописание безударных падежных окончаний существительных 3-го
1
№ 139, 140,
141
14

58
59

склонения
Текст. Установление последовательности фактов в тексте
Склонение существительных в единственном числе. Закрепление знаний

1
1

60

Существительное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

1

61
62

Контрольный диктант за 2 четверть
Работа над ошибками

1
1

63
64
65
66

Деловое письмо. Записка

2

Сочинение по данному плану и опорным словам

2

стадион
бассейн
тренер

№ 142, 143,
№ 145, 146,

144
147

№ 148, 149
с. 116–117

150

Характеристика основных видов деятельности ученика
Тренироваться в составлении словосочетаний, используя в них указанные части речи. Подбирать ряд однокоренных слов, состоящих из
разных частей речи. Учиться объяснять значение слов, заменяя данные прилагательные сочетаниями глаголов с существительными.
Закреплять умение сравнивать один предмет с другим, используя существительные. Определять род и число существительных.
Познакомиться с существительными мужского и женского рода с шипящей на конце. Запомнить правило написания мягкого знака после
шипящих, основанного на различении рода существительных. Накопить словарь данных существительных.
Восстановить в памяти названия падежей существительных и вопросы, на которые отвечает каждый падеж. Познакомить с тремя
склонениями существительных. Учиться определять склонение существительных по начальной форме, учитывая род существительных и окончания.
Тренироваться в различении существительных 1, 2 и 3-го склонений.
Сравнивать ударные и безударные падежные окончания существительных. Сделать вывод о правописании безударных окончаний
существительных каждого склонения. Учиться проверять безударные падежные окончания существительных способом подстановки проверочных
слов.
Находить в повествовательном тексте диалог и сочинять конец диалога.
Учиться доказывать необходимость устанавливать последовательность описанных в тексте фактов.
Восстановить в памяти план записки. Пополнить тематический словарь. Определять основное содержание записки. Использовать содержание
прочитанных стихотворений для написания записок от имени литературного героя

67
68
69
70
71
72

Прилагательное
Значение прилагательных в речи
Описание предмета и его частей
Использование прилагательных для сравнения предметов
Словосочетания с прилагательными
Согласование прилагательного с существительным в роде и числе
Различение окончаний прилагательных в единственном и
15

16
1
1
1
1
1
1

велосипед
портрет
почтальон

С. 118–119
№ 151, 152,
№ 154, 155,
№ 157, 158,
№ 160, 161,
№ 163, 164,
№ 166, 167,

153
156
159
162
165
168

73
74
75

76
77
78
79
80

81
82

множественном числе
Склонение прилагательных мужского и среднего рода
Постановка вопросов от существительного к прилагательному в разных
падежах
Наблюдение за окончаниями вопросов и окончаниями прилагательных
Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и
среднего рода
Склонение прилагательных женского рода
Изменение прилагательных женского рода по падежам
Постановка вопросов от существительных к прилагательным в разных
падежах
Наблюдение за окончаниями вопросов и окончаниями прилагательных
Правописание падежных окончаний прилагательных женского рода
Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном
числе
Прилагательное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

1

№ 169, 170,

171

1
1

№ 172, 173,
№ 175, 176,

174
177

1
1

№ 178, 179,
№ 181, 182,

180
183

1
1
1

№ 184, 185,
№ 187, 188,
№ 190, 191,
192,193,
194,

186
189
195

№ 196, 197,
198, 199,
200,
с. 155–156

201

2

приветлив
ый
спектакль
антракт

Характеристика основных видов деятельности ученика
Обогащать словарь прилагательными, описывающими внешность человека. Использовать прилагательные для сравнения предметов.
Учиться объяснять понятие согласования прилагательных с существительным, опираясь на данные примеры и схемы окончаний
прилагательных.
Различать окончания прилагательных в единственном и множественном числе.
Повторить правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода и сделать вывод о соответствии окончания
прилагательного окончанию вопроса.
Понаблюдать за изменением прилагательных женского рода по падежам, опираясь на таблицу склонения. Тренироваться в постановке
вопросов от существительных к прилагательным в разных падежах. Опираясь на прошлый опыт работы с прилагательными мужского и среднего
рода, сделать вывод о соответствии падежных окончаний прилагательных женского рода окончаниям вопросов.
Тренироваться в правописании падежных окончаний прилагательных в единственном числе

83
84

Глагол
Значение глаголов в речи
Использование глаголов для сравнения предметов
Время и число глаголов

20
1
1
16

С. 157
№ 202, 203,
№ 205, 206,

204
207

1
1
1
1
1
1

96
97
98

Различение глаголов по временам
Изменение глаголов по временам
Различение глаголов по числам
Изменение глаголов по числам
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам
Различение окончаний женского и среднего рода у глаголов в
прошедшем времени
Время и число глаголов. Закрепление знаний
Текст. Составной план текста
Неопределённая форма глагола
Понятие о неопределённой форме глагола
Правописание глаголов в неопределённой форме
Постановка глаголов в неопределённую форму
Частица не с глаголами
Использование частицы не в значении отрицания
Наблюдение за правописанием частицы не с глаголами
Правописание частицы не с глаголами

99

Глагол. Закрепление знаний.

1

100

Контрольная работа за IIIчетверть

1

101
102

Работа над ошибками.
Деловое письмо. Письмо

85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95

№ 208, 209,
№ 211, 212,
№ 214, 215,
№ 217, 218,
№ 220, 221,
№ 223, 224,

210
213
216
219
222
225

1
1

№ 226, 227,
№ 229,

228
230

1
1
1

№ 231, 232,
№ 234, 235,
№ 237, 238,

233
236
239

1
1
1

№ 240, 241,
№ 243, 244,
№ 246, 247,

242
245
248

№ 249, 250,
251, 252,
253,
с. 194–195

254

география

порядочны
й

1
1
Характеристика основных видов деятельности ученика
Восстановить в памяти определение глагола как части речи. Учиться использовать глаголы для сравнения предметов.
Отрабатывать умение различать глаголы по временам, изменять их по числам, ставить вопросы к глаголам.
Учиться различать окончания женского и среднего рода у глаголов в прошедшем времени, приводить примеры этих различий.
Познакомиться с понятием неопределённой формы глагола. Использовать уже известный способ подстановки вопроса к глаголу для проверки
написания мягкого знака. Тренироваться в постановке глаголов в неопределённую форму.
Тренироваться в использовании частицы не с глаголами в значении отрицания. Запомнить правило правописания частицы не с глаголами.
Использовать частицу не с глаголами в речи участников диалога.
Познакомиться с составным планом текста, уметь объяснить его значимость, показав на конкретном примере.
Тренироваться в правильном оформлении писем. Учиться задавать вопросы адресату. Пополнять тематический словарь. Прочитать текст о
17

Всемирном дне почты и поделиться интересными сведениями с одноклассниками
С. 196–197
Местоимение
11
103 Личные местоимения
1
№ 255, 256,
257
104 Значение личных местоимений в речи
1
№ 258, 259,
260
Лицо и число местоимений
105 Местоимения 1-го лица
1
№ 261, 262,
263
106 Местоимения 2-го лица
1
№ 264, 265,
266
107 Местоимения 3-го лица
1
кабинет
№ 267, 268,
269
108 Изменение местоимений 3-го лица единственного числа по родам
1
№ 270, 271,
272
109 Различение местоимений по лицам и числам
1
мороженое № 273, 274,
275
110 Личные местоимения. Закрепление знаний.
2
№ 276, 277,
278
111 Изложение рассказа по началу и опорным словам
1
281
112 Изложение рассказа по началу и опорным словам
1
Характеристика основных видов деятельности ученика
Познакомиться с частью речи, которая указывает на предметы, но не называет их. Учиться выбирать из предложения слова, которые
указывают на предмет (местоимения) и названия самих предметов (существительные). Потренироваться в замене местоимений существительными в
предложении.
Понаблюдать, как используются местоимения для связи предложений друг с другом по смыслу.
Учиться различать местоимения 1, 2 и 3-го лица. Потренироваться в изменении местоимений 3-го лица единственного числа по родам.
Дополнить текст недостающими фактами, указанными в плане. Использовать для этого предложения с местоимениями
Предложение
С. 220–221
Простое предложение
15
113 Однородные члены предложения без союза и с союзом и
1
станок
№ 282, 283, с. 222, упр.284
мастер
114
Однородные члены предложения с союзами а, но
1
№ 285, 286, с. 223, упр.286
115
Однородные члены предложения с союзами и, а, но
1
№ 288, 289, с. 225, упр.290
116 Обращение
1
№ 291, 292, с. 226, упр.292
117
Знаки препинания при обращении
1
№ 294, 295,
с. 295
118
Простое предложение. Закрепление знаний
1
№ 297, 298,
299
Сложное предложение
119 Части сложного предложения
1
№ 300, 301,
302
120 Знаки препинания в сложном предложении
1
№ 303, 304,
305
121 Составление сложных предложений
1
№ 306, 307,
308
122 Простое и сложное предложения. Закрепление знаний
1
123 Контрольные вопросы и задания по теме: «Сложное предложение»
1
№ 309, 310,
311
с. 239–240
18

Коллективное сочинение по серии картинок
1
Коллективное сочинение по серии картинок
1
Деловое письмо. Объявление
1
Контрольная работа за год
1
Работа над ошибками.
1
Характеристика основных видов деятельности ученика
Вспомнить, какие члены предложения называются однородными и с какой интонацией они произносятся.
Познакомиться с однородными членами предложения, соединёнными союзами а, но. Учиться правильно ставить запятые между
однородными членами предложения.
Потренироваться в чтении обращений с особой звательной интонацией. Понаблюдать за местом обращения в предложении и выделении
обращения при письме запятыми. Познакомиться с обращением, которое выделяется восклицательным знаком. Учиться использовать такие
обращения в речи героев диалога.
Познакомиться со сложным предложением. Сравнивать простое и сложное предложения. Учиться разделять части сложного предложения
при чтении голосом, а при письме запятой.
Тренироваться в составлении сложных предложений из данных частей, дополнять сложные предложения недостающей частью.
Сравнивать простое и сложное предложения.
Тренироваться в написании объявлений. Разнообразить тематику объявлений. Коллективно составить несколько объявлений, которые могли
бы написать литературные герои
№ 312, 313,
314
Повторение
8
129
Состав слова
1
№ 315, 316,
317
130
Правописание в приставке и корне
1
№ 318, 319,
320
131 Существительное
1
№ 321, 322,
323
132 Прилагательное
1
№ 324, 325,
326
133 Глагол
1
№ 327, 328,
329
134 Местоимение
1
135 Деловое письмо. Объяснительная записка
1
136 Повторение изученного за год
1
124
125
126
127
128

19

№
п/п

1
2
3
5
6

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе
( 4 часа в неделю, 136 часов в год)
Тема
Часы
Словарь

Повторение. Предложение
Простые предложения
Сложные предложения
Распространение предложений
Составление сложных предложений.
Составление сложных предложений.

6
1
1
2
2

жестокость

Учебник
(упражнен
ия на
выбор)
№ 1, 2,
№ 4, 5,
№ 7, 8,
№ 10, 11,;
с. 12–13

Д/з

с. 6, упр. 3
с. 8, упр. 6
с. 9 упр. 9
с. 12, упр. 12

Характеристика основных видов деятельности ученика
Обобщить знания о простом и сложном предложениях, объясняя схемы предложений и постановку знаков препинания в них. Доказательно
соотнести данные примеры предложений со схемами и соединить, где надо, части сложных предложений союзами.
Тренироваться в распространении простых предложений и частей сложных предложений второстепенными членами.
Коллективно сочинять вторую часть сложных предложений, стараясь подобрать как можно больше вариантов.
Коллективно сочинять сложные предложения для подкрепления основной мысли в тексте фактами
С. 14
Состав слова. Текст
12
7
Корень и однокоренные слова
1
конфликт
№ 13, 14,
с. 16. упр. 15
8
Образование слов с помощью суффиксов
1
владелец
№ 16, 17,
с. 18, упр. 18
9
Образование слов с помощью приставок
1
№ 19, 20,
с. 20, упр. 21
10
Правописание в корне и приставке
2
№ 22, 23,
с. 22, упр. 24
11
Сложные слова
Сложные и сложносокращённые слова
12
Сложные слова
2
сбербанк
№ 25, 26,
с. 25, упр. 27
14
Сложносокращённые слова
1
№ 28, 29,
с. 27, упр. 30
15
Состав слова. Закрепление знаний.
2
№ 31,с. 31 с. 28, упр. 32
16
17

Состав слова. Закрепление знаний
Деловое письмо. Автобиография

2

автобиогра
фия

с. 30,упр 33

Характеристика основных видов деятельности ученика.
Обобщить знания о составе слова, опираясь на рисунок, слова к рисунку и условные обозначения. Потренироваться в образовании
однокоренных слов с помощью приставок и суффиксов, объясняя, где надо, правописание в корне и приставке.
Обогатить словарь сложных слов новыми примерами. Различать сложные слова с соединительной гласной и без неё и объяснять, как они
образованы.
20

Познакомиться со сложносокращёнными словами, способами их образования и особенностями использования. Постараться запомнить как
можно больше таких слов. Потренироваться в употреблении таких слов в устной и письменной речи.
Познакомиться с деловой бумагой – автобиографией. Обсудить план, по которому необходимо писать автобиографию. Перечислить
обязательные данные и объяснить, какие из них ты не можешь раскрыть. Написать свою биографию по данному плану
Части речи. Текст
17
С. 32
Существительное
Значение существительных в речи
19
Значение предметности
1
№ 34, 35,
с. 34, упр. 36
20
Существительные, близкие и противоположные по значению
1
Безопаснос № 37, 38,
с. 37, упр. 39
тьнаселени
е
21
Существительные, обозначающие черты характера
1
независимо № 40, 41,
с. 39. Упр. 42
сть
22
Использование существительных для сравнения одного предмета с
1
№ 43, 44,
с. 41, упр. 45
другим
Склонение существительных
23
Склонение существительных в единственном и множественном числе
2
авторитет
№ 46, 47,
с. 43, упр. 48
24
Склонение существительных в единственном и множественном числе
25
Правописание безударных окончаний существительных
2
№ 49, 50
с. 45,упр. 51
26
Правописание безударных окончаний существительных
Несклоняемые существительные
27
Знакомство с несклоняемыми существительными
1
№ 52, 53,
с. 47. упр. 54
28
Сочетание прилагательных с несклоняемыми существительными
2
кафе
№ 55, 56,
с. 49, упр. 57
29
Сочетание прилагательных с несклоняемыми существительными
30
Употребление глаголов в прошедшем времени с
1
№ 58, 59,
с. 52, упр. 60
несклоняемымисуществительными
31
Существительное. Закрепление знаний.
2
№ 61,
с. 54, упр. 62;
32
Контрольные вопросы и задания
с. 54–55
33
Контрольный диктант за 1 четверть
1
34
Работа над ошибками
1
35
Деловое письмо. Записка
1
С. 53–54,
63
Характеристика основных видов деятельности ученика
Повторить все известные грамматические признаки существительных, используя данные слова и сокращённые обозначения.
Тренироваться в описании предмета или явления только одними существительными. Подбирать близкие и противоположные по значению
существительные и использовать их в устной и письменной речи. Пополнить словарь существительными, обозначающими черты характера;
объяснять значение данных слов, включая их в предложения. Использовать существительные для сравнения одного предмета с другим.
21

Обобщить знания о склонении существительных в единственном и множественном числе, правописании безударных окончаний.
Находить и исправлять ошибки в употреблении падежных окончаний существительных для связи слов в словосочетаниях.
Познакомиться с несклоняемыми существительными и объяснить особенность их использования в речи. Пополнить словарь несклоняемыми
существительными.
Обсудить с одноклассниками содержание незаконченного диалога. Сочинить конец диалога, используя в разговоре несклоняемые
существительные.
Потренироваться в написании записок, включая в их содержание несклоняемые существительные.
Учиться переделывать содержание записок в смс-сообщения
С. 56
Прилагательное
16
Значение прилагательных в речи
36
Значение признака предмета
1
ветеран
№ 64, 65,
66
мужество
37
Употребление прилагательных в прямом и переносном значении
1
№ 67, 68,
69
Склонение прилагательных
38
Согласование прилагательных с существительными
1
результат
№ 70, 71,
72
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51

Правописание падежных окончаний прилагательных

2

№ 73, 74,

75

Знакомство с прилагательными, обозначающими признак по
принадлежности
Склонение прилагательных в мужском и среднем роде на -ий, -ьи

1

№ 76, 77,

78

2

№ 79, 80,

81

Склонение прилагательных в женском роде на -ья

2

№ 82, 83,

84

Склонение прилагательных во множественном числе на-ьи
Склонение прилагательных. Закрепление знаний.
Контрольные вопросы и задания
Прилагательное. Закрепление знаний

1
2

№ 85, 86,
№ 88, 89,
с. 80–81
№ 91

87
90

Деловое письмо. Объяснительная записка

1

С. 79–80,
№ 92

93

2

Характеристика основных видов деятельности ученика
Повторить все известные грамматические признаки прилагательных, используя данные слова и сокращённые обозначения. Использовать
прилагательные разных семантических групп для описания предмета.
Употреблять прилагательные в прямом и переносном значении в словосочетаниях и предложениях.
Уметь доказывать согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже на конкретных примерах. Уметь находить и
22

исправлять ошибки в согласовании прилагательных с существительными.
Проверять правописание безударных окончаний прилагательных.
Познакомиться с прилагательными, обозначающими признак по принадлежности, и потренироваться в постановке вопросов к данным
прилагательным.
Учиться склонять притяжательные прилагательные и правильно писать их в разных падежных формах, сохраняя разделительный мягкий знак
перед падежными окончаниями.
Обсудить случаи необходимости писать объяснительные записки. Учиться писать объяснительные записки на основе данного текста и плана
деловой бумаги
13
С. 82
Местоимение
52
Значение местоимений в речи
1
№ 94, 95
96
53
Употребление местоимений в тексте
1
№ 97, 98,
99
54
Лицо и число местоимений
1
традиция
№ 100,101, 102
Склонение местоимений
55
Изменение местоимений по падежам
1
№ 103, 104, 105
56
57
58
59
60
61
62
63
64

65

Правописание местоимений с предлогами
Правописание местоимений 3-го лица

1
2

компьютер

№ 106, 107, 108
№ 109, 110, 111

Местоимение. Закрепление знаний.
Контрольные вопросы и задания
Контрольный диктант за 2 четверть
Работа над ошибками
Деловое письмо. Письмо

2

№ 112;
с. 97–98

2

№ 113 С.
96–97,

114

Сочинение с элементами рассуждения
2
Характеристика основных видов деятельности ученика
Повторить все известные грамматические признаки местоимений, используя данные слова и сокращённые обозначения.
Объяснить значение местоимений в речи на примерах употребления их вместо существительных в рядом стоящих предложениях.
Обобщить знания о склонении местоимений и их правописании с предлогами.
Учиться находить и исправлять речевые ошибки использования местоимений в предложении и тексте.
Проанализировать текст письма внука бабушке. Написать письмо своей бабушке, используя данные словосочетания с местоимениями
22
С. 99
Глагол
Значение глаголов в речи
Значение действия предмета

1
23

№ 115, 116, 117

Глаголы, близкие и противоположные по значению
Использование глаголов для выражения сравнения
Употребление глаголов в прямом и переносном значении
Употребление глаголов со значением отрицания
Неопределённая форма глагола
Выделение глаголов в неопределённой форме

1
1
1
1
1

обязанность № 130, 131, 132

Правописание глаголов в неопределённой форме

2

№ 133, 134, 135

Изменение глаголов по лицам и числам
Различение глаголов по лицам и числам

1

№ 136, 137, 138

Изменение формы лица и числа глаголов
Правописание глаголов 2-го лица единственного числа

1
2

№ 139, 140, 141
№ 142, 143, 144

Повелительная форма глагола
Знакомство с повелительной формой глаголов

1

78
79

Правописание глаголов в повелительной форме

2

80
81
82
83
84
85
86

Использование в речи глаголов в повелительной форме
Правописание глаголов. Закрепление знаний

1
2

Глагол. Закрепление знаний.
Контрольные вопросы и задания
Сочинение по данному началу и словосочетаниям

2

66
67
68
69
70.
71
72.
73
74.
75
76
77

№ 118, 119,
№ 121, 122,
№ 124, 125,
№ 127, 128,

свидетельст
во

120
123
126
129

№ 145, 146, 147
аккуратно

№ 148, 149, 153
150, 151,
152,
№ 154, 155, 156
№ 157, 158, 159

отдых

№ 160, 161, 162;
с. 135–136

2

Характеристика основных видов деятельности ученика
Повторить все известные грамматические признаки глаголов, используя данные слова и сокращенные обозначения.
Тренироваться в описании действий предмета с помощью однородных членов. Подбирать близкие и противоположные по значению глаго лы
и использовать их в устной и письменной речи. Использовать глаголы для выражения сравнения одного предмета с другим по их действию.
Учиться различать употребление глаголов в прямом и переносном значении. Тренироваться в употреблении глаголов в прямом и переносном
значении в словосочетаниях и предложениях.
Закрепить умение изменять глагол по лицам и числам.
Находить и исправлять ошибки в употреблении глаголов в неопределённой форме и со значением отрицания.
Познакомиться с повелительной формой глагола. Тренироваться в постановке вопросов к глаголам в повелительной форме единственного и
24

множественного числа. Выделять из ряда данных глаголов глаголы в повелительной форме. Запомнить правило правописания мягкого знака перед те и -ся у глаголов в повелительной форме.
Обобщить знания о правописании глаголов.
Находить в повествовательном тексте скрытый диалог и переделывать текст в диалог, опираясь на схему и вопросы. Использовать в речи
собеседников глаголы в повелительной форме.
Тренироваться в заполнении анкеты автобиографического содержания
14
С. 137
Наречие
87
Наречие как часть речи
1
№ 163, 164, 165
88
Значение наречий в речи
89
Наречия, противоположные и близкие по значению
2
№ 166, 167, 168
90
91
Употребление наречий с глаголами, обозначающими речевую
2
вежливость № 169, 170, 171
92
деятельность
93
Употребление сочетаний наречий с глаголами в прямом и переносном
2
№ 172, 173, 174
94
значении
Правописание наречий
95
Наблюдение за правописанием наречий с гласными а и о на конце
1
№ 175, 176, 177
96
Правописание наречий с гласными а и о на конце
2
№ 178, 179, 180
97
98
99

Различение наречий и прилагательных
Наречие. Закрепление знаний.

2

100
101

Контрольная работа за 3 четверть
Работа над ошибками.

2

№ 181, 182, 183
№ 184, 186; 185
с. 155

Характеристика основных видов деятельности ученика
Вспомнить, какая часть речи называется наречием, и дополнить определение.
Тренироваться в использовании наречий с глаголами, обозначающими речевую деятельность.
Сочинить упражнения для утренней гимнастики, используя наречия, близкие и противоположные по значению.
Сравнивать употребление сочетаний наречий с глаголами в прямом и переносном значении. Упражняться в использовании подобных
словосочетаний при составлении предложений. Ставить вопросы от глаголов к наречиям.
Усвоить правило правописания наречий с гласными а и о на конце. Упражняться в образовании данных наречий с помощью приставок.
Сравнивать однокоренные наречия и прилагательные. Коллективно составлять предложения с ними.
Использовать наречия в описании картин бытового жанра
13
С. 156
Числительное
102
Числительное как часть речи
1
№ 187, 188, 189
25

103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113

Простые и составные числительные
Словосочетания с числительными
Правописание числительных
Правописание числительных от 5 до 20 и 30
Правописание числительных от 50 до 80; от 500 до 900

1
1

№ 190, 191, 192
№ 193, 194, 195

1
2

№ 196, 197, 198
№ 199, 200, 201

Числительные с мягким знаком на конце и в середине слова

2

№ 202, 203, 204

Правописание числительных 90, 200, 300, 400

2

№ 205, 206, 207

Числительное. Закрепление знаний.

1

Деловое письмо. Доверенность

1

№ 208, с.
174–175
С.173–174,
№ 210

209

Характеристика основных видов деятельности ученика
Познакомиться с числительным как частью речи. Обсудить вопрос с одноклассниками, почему числительное можно назвать молодой частью
речи.
Находить в тексте и подчёркивать слова, называющие числа. Составлять сочетания числительных с существительными, подбирая сначала
примеры из реальной жизни, а затем смешные, неправдоподобные.
Учиться различать числительные: одни указывают количество предметов (сколько?), другие считают предметы по порядку (какой?
который?). Приводить примеры словосочетаний с числительными.
Запомнить, в каких случаях существительные употребляются с числительными в единственном числе, а в каких
случаях – во множественном числе. Выполнить ряд тренировочных упражнений.
Познакомиться с написанием мягкого знака на конце и в середине слова у числительных. Запомнить простое правило правописания
числительных.
Потренироваться в переводе чисел в числительные.
Прочитать статью о числах в деловых бумагах и обсудить с одноклассниками полученную информацию. Потренироваться в заполнении
бланков доверенности
С. 176
Предложение. Текст
15
Простые и сложные предложения
114
Различение простых и сложных предложений
иждивене № 211, 213 212
1
ц
115
Союз и в простых и сложных предложениях
№ 215,
214
1
116
Союз и в простых и сложных предложениях
1
117
Сложные предложения с союзом что
№ 216, 217, 218
1
118
Сложные предложения с союзом что
1
26

119
120
121

Сложные предложения с союзом чтобы
Сложные предложения с союзом чтобы
Сложные предложения с союзом потому что

1
1
1

№ 219, 220, 221

122
123
124
125
126

Сложные предложения с союзом потому что
Сложные предложения с союзом когда
Сложные предложения с союзом когда
Сложные предложения. Закрепление знаний
Предложение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

1
1

№ 225, 226, 227

1
1

№ 228, 229, 230
№ 231,
233
232,;с. 196

127
128

Контрольная работа за год
Работа над ошибками

национал
ьность

№ 222, 223, 224

Характеристика основных видов деятельности ученика
Обобщить знания о простых и сложных предложениях. Подобрать примеры.
Познакомиться со сложными предложениями с союзами что, чтобы, потому что, когда. Научиться правильно использовать данные союзы
во второй части сложного предложения.
Выполнить ряд тренировочных упражнений, соединяя части сложных предложений союзами, дописывая вторую часть сложного
предложения, заканчивая мысль в сложном предложении по вопросу.
Составить разные по содержанию объяснительные записки, используя данный план и «отрезки» предложений с союзами что, потому что,
когда
№ 234–
247
Повторение
8
129
Части речи. Текст
1
130
Существительное
1
131
Прилагательное
1
132
Местоимение
1
133
Глагол
1
134
Наречие
1
135
Числительное
1
136
Наречие
1

27

Учебно-методическое обеспечение:
1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классов
под редакцией И.М. Бгажноковой. 3-е издание. Москва. «Просвещение». 2011 г.
2.Э.В.Якубовская, М.И.Шишкова, И.М.Бгажнокова Рабочие программы по учебным предметам
ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями Вариант 1 5-9 классы Москва
«Просвещение» 2018г.
2.Э.В.ЯкубовскаяН.Г.Галунчикова, Русский язык 5. М.: Просвещение, 2020 г.
3Э.В.ЯкубовскаяН.Г.Галунчикова, Русский язык 6. М.: Просвещение, 2020 г.
4. Э.В.ЯкубовскаяН.Г.Галунчикова, Русский язык 7. М.: Просвещение, 2020 г.
5. Э.В.ЯкубовскаяН.Г.Галунчикова, Русский язык 8. М.: Просвещение, 2020 г.
6. Э.В.ЯкубовскаяН.Г.Галунчикова, Русский язык 9. М.: Просвещение, 2020 г.
7. .АксёноваА.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. Учебник для ВУЗов. М.: Владос, 2000г.
8. .Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания.
-М.: Просвещение, 2004г.
5.Бебешина Н.Н., Самсонова Ф.Н. Уроки русского языка во вспомогательной школе. -М.:
Просвещение, 1970г.
9. Барская Н.М., Нисневич Л.А. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы. –
М.: Просвещение, 1992;
10. Свириденков В.П. Сборник упражнений по русскому языку. 5-8 класс. – М.: Просвещение, 1969.
11.Кудрявцева 2.Е.Я. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы 8 вида.
–М.: Владос, 2003 г.
12. Жидкова Л.А., 3.Каменецкая Л.М. Диктанты для вспомогательной школы. –М.: Просвещение,
1970г.
13. «В. Волина. Русский язык. Учимся играя. Занимательное азбуковедение. Весёлая грамматика. В
гостях у слова.» Екатеринбург, ТОО «Изд-во АРГО»,1996.

52


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».