Рабочая программа по информатике 7, 9 классы

Нормативные документы по АОП
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 19.12.2023 № 618-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации».
3. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья» (ред. от 17.02.2023).
4. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)».
5. Приказ Минпросвещения России от 08.11.2022 № 955 «О внесении изменений в некоторые
приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения
Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов
общего образования и образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
6. Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 №1025 «Об утверждении федеральной
адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья» (ред. от 17.07.2024).
7. Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 №1026 «Об утверждении федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ред. от 17.07.2024).
8. Приказ Минпросвещения России от 17.07.2024 № 495 «О внесении изменений в некоторые
приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных
адаптированных образовательных программ».
9. Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 №858 «Об утверждении федерального перечня
учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и установления предельного
срока использования исключенных учебников».
10. Приказ Минпросвещения России от 21.02.2024 №119 «О внесении изменений в приложения
№ 1 и № 2 к Приказу Минпросвещения России от 21.092022 № 858 «Об утверждении ФПУ,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного
срока использования исключенных учебников».
11. Приказ Минпросвещения России от 18.07.2024 № 499 «Об утверждении федерального
перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования».
12. Письмо Минпросвещения России от 31.08.2023 № АБ-3569/07 «О направлении разъяснений
по организации образования обучающихся с ОВЗ».
13. Письмо Минпросвещения России от 31.08.2023 № АБ-3574/07 «Об обеспечении учебниками и
учебными пособиями обучающихся с ОВЗ»
14. Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 №1678 «Об утверждении правил применения
электронного обучения, ДОТ при реализации образовательного процесса».
15. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...»).

2

Пояснительная записка
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела:
•
пояснительная записка;
•
основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса;
•
требование к уровню подготовки учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Информатика» способствует принципу коррекционной направленности
образовательного процесса, который является ведущим. Особое внимание уделено использованию
информационных технологий в жизни, предмет дает целенаправленную подготовку обучающихся к
использованию информационных и коммуникационных технологий в процессе различных видов
деятельности. Программа рассчитана на изучение основ информатики учащимися 7, 9 классов в
течении 34 часов.
Цель:
•Обеспечение социальной реабилитации и адаптации детей с ограниченными возможностями;
•Формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и
ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно
планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность,
представлять и оценивать ее результаты
•создание условий для развития способностей детей с ограниченными возможностями,
применяя для этого современные мультимедийные технологии;
•повышение информационной культуры учащихся;
•коррекционная цель, способствует развитию познавательных, интеллектуальных и
творческих способностей учащихся, а также развитию высших психических функций (памяти,
мышления, внимания, воображения).
Задачи:
•Усвоение учащимися правил работы и поведения при общении с компьютером.
•Приобретение учащимися навыков использования простейших тренажеров в работе на
клавиатуре.
•Использование на занятиях упражнений с игровыми программами с целью развития
моторики пальцев.
•Выполнение
операции
с
основными
объектами
операционной
системы.
Организовать компьютерный практикум, ориентированный на:
формирование умений использования средств информационных и коммуникационных
технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с
текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);
овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование
умений и навыков самостоятельной работы;
стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в
жизни.
В данном курсе акцент делается на освоении компьютера, операционной системы базового
программного обеспечения, на отработке технологических приемов создания различных
информационных объектов (текст, таблица, список, диаграмма, рисунок, презентация и др.).
Основная методическая установка - обучение школьников навыкам самостоятельной
индивидуальной, групповой работы по практическому созданию комплексных текстовых
документов, в частности, заявлений, деловых писем, рефератов и т.д.
При этом надо учитывать, что дополнительные (коррекционные) цели образования и
специфика их познавательной деятельности (восприятия, речи, мышления) обуславливают ряд
отличительных черт, характеризующих процесс обучения:
Преобладание наглядных средств преподнесения учебного материала (особенно при
формировании первичных представлений).
Рациональное дозирование учебного материала.
Адекватный возможностям восприятия учащихся темп подачи материала.
3

Систематическая словарная работа (введение новых слов, раскрытие их смысла, включение в
активную речь учащихся).
Использование
адаптированных учебных текстов (короткие и простые предложения,
минимальное количество новых слов и пр.).
Ожидаемый результат:
Овладение основами компьютерной грамотности;
Повышение уровня информационной культуры учащихся;
Формирование
у
учащихся
познавательных
способностей,
стремления
к
самосовершенствованию и самообучению;
Адаптация учащихся в современном мире.
Межпредметные связи, преемственность:
косвенная теоретическая связь, когда для лучшего понимания и усвоения учебного материала
основы информатики используются аналогии, примеры из других областей;
практическая связь, когда учащимся предлагаются задачи из других школьных предметов, но
их решение осуществляется с помощью методов и средств информатики, тем самым происходит
изучение основ информатики, но на том учебном материале, который интересен учащимся.
Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание учащимися
материала и более высокий уровень владения навыками по основам информатики.
Особенности учебной деятельности детей:
Основной особенностью учебной деятельности умственной отсталостью является
несформированность необходимых предпосылок учебной деятельности, обусловленных в первую
очередь нарушениями в сфере познавательных процессов. При устных ответах такие учащиеся
стараются выражать свою мысль экономно, сжато, отвечать речевыми штампами только на вопросы
учителя. Встречаются дети, которые не могут сразу ответить на заданный вопрос учителя, им
требуется какое-то время для подготовки к ответу; в противном случае они вообще отказываются
отвечать.
Своеобразие развития лексико-грамматической стороны речи выявляется в том, что
словарный запас ограничен, присутствует недостаточное понимание значений многих слов и
понятий, часто встречаемых при прохождении программного материала. Это приводит к тому, что в
устном ответе учащиеся пользуются в основном короткими, шаблонными, стереотипными фразами,
а иногда предпочитают отвечать отдельными словами.
Для детей характерна низкая и неустойчивая работоспособность и повышенная истощаемость
внимания. При таком состоянии дети допускают ряд разнообразных ошибок, связанных с
пропусками букв, слогов, слов, перестановками их, недописыванием слов, предложений, о
различением исходных по звучанию звуков. Такие учащиеся могут одни и те же задания в разное
время выполнить на различном уровне, т.е. количество и качество их ошибок отличается непостоянством.
Одним из проявлений особенностей учебной деятельности учащихся является недостаточная
сформированность контроля своих действий. Вот почему при выполнении заданий учащиеся часто
не видят своих ошибок и не умеют проверять свои работы.
У большинства учащихся с умственной отсталостью трудности в обучении определяются
недостаточностью зрительно-моторной координации, скованностью движения, которая проявляется
не только при чтении и письме, но и при овладении навыками работы на компьютере.
Программный материал по информатике расположен концентрически, при котором одна и та
же тема должна изучаться в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений.
Концентризм программы создает условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала.
Сначала происходит знакомство с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки
использования компьютерных технологий, и потом происходит повтор и усложнение тренинга.
Используемые технологии, методы и формы работы:
Обоснование выбора педагогических технологий, методов и форм обучения:
Обучение детей с умственной отсталостью - глубоко индивидуальный и специфичный
процесс, объём, качество и конечные результаты которого определяются характером отклонения
(или отклонений) в развитии; временем возникновения и тяжестью нарушения; социокультурными и
этнокультурными условиями жизнедеятельности ребёнка и его семьи; желанием и возможностями
семьи участвовать в процессе специального обучения; возможностями и готовностью окружающего
4

социума, системы образования к выполнению всех требований и созданию всех условий для
специального обучения; знанием психофизических особенностей детей этой категории.
Для учащихся с умственной отсталостью характерны следующие психофизиологические
особенности:
Различные нарушения познавательной и речевой деятельности.
Разнообразие расстройств эмоционально-волевой сферы (у одних - в виде повышенной
возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других - в виде
заторможенности, вялости), склонность к колебаниям настроения.
Для большинства детей с умственной отсталостью характерна повышенная утомляемость.
Дети с трудом сосредотачиваются на задании, быстро становятся вялыми или раздражительными,
при неудачах отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления
возникает двигательное беспокойство: они начинают суетиться, усиленно жестикулировать,
гримасничать. Произвольная деятельность у таких детей формируется очень медленно.
Своеобразие формирования личности (отсутствие уверенности в себе, самостоятельности;
незрелость, наивность суждений; застенчивость, робость, повышенная чувствительность,
обидчивость).
У детей отмечаются нарушения восприятия и формирования пространственных и временных
представлений.
Таким образом, дети с умственной отсталостью - это дети с множественными нарушениями.
Эти нарушения обнаруживаются в познавательной сфере деятельности, эмоционально-волевой
сфере, в интеллектуальном развитии.
Технологии обучения:
Педагогические технологии

Результат использования технологии

–
Личностно-ориентированное
обучение.
– Технологии игрового обучения.
– Технология уровневой дифференциации.
–
Здоровьесберегающие
технологии.
–Информационнокоммуникативные технологии. –
Групповые технологии.

Всесторонне гармоническое развитие личности
ребенка.
Развитие взаимоответственности, способности
обучаться в силу собственных возможностей при
поддержке своих товарищей.
-Реализация
потребности
в
расширении
информационной базы обучения. Разработка новых
подходов к объяснению нового материала.
-Развитие творческих способностей. Самооценка
собственного познавательного, творческого труда
ученика, рефлексия его собственной деятельности.

Методы обучения:
словесные (рассказ, беседа, работа с учебником)
наглядные
практические
видеометоды
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся,
которая осуществляется на уроке:
урок сообщение новых знаний
формирование и закрепление знаний, умений
обобщение и систематизация знаний
проверка и оценка знаний, умений и навыков
комбинированный урок
-

5

Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по основам
информатики, который доступен большинству учащихся, имеющих двигательные нарушения и
умственную отсталость.
Требования к уровню подготовки учащихся. (7 класс)
. Программа призвана сформировать: умения самостоятельно и мотивированно
организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки
результата), элементарными навыками прогнозирования. В области информационнокоммуникативной деятельности предполагается поиск необходимой информации из источников,
созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график); передача содержания
информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), объяснение изученных
материалов на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками
публичного выступления. В области рефлексивной деятельности: объективное оценивание своих
учебных достижений; навыки организации и участия в коллективной деятельности, постановка
общей цели и определение средств ее достижения, отстаивать свою позицию, формулировать свои
мировоззренческие взгляды.
В результате обучения информатике обучаемые должны:
знать/понимать:
- предмет информатики и основные области деятельности человека, связанные с ее применением;
- виды информации и ее свойства;
- принцип дискретного (цифрового) представления информации;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального
ряда в текст);
- название и функциональное назначение, основные характеристики устройств ПК;
- историю развития вычислительной техники;
- назначение, состав и загрузка операционной системы;
- операционную Windows;
- операционную оболочку;
- приводить примеры информационных носителей;
- представление о способах кодирования информации;
- устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций
человека;
- запуск программы из меню Пуск;
- назначение основных элементов окна графического редактора;
- приемы создания и редактирования изображения;
- основные элементы текста;
- приемы редактирования и форматирования текста;
- проверку орфографии;
- технологию вставки различных объектов;
- о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности
и гигиены в работе со средствами ИКТ
- правило создания анимации,
уметь:
- приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой
природе, обществе и технике;
- классифицировать информацию по видам;
- раскрывать свойства информации на примерах;
- представлять принципы кодирования информации;
- кодировать и декодировать простейшее сообщение;
- включать, выключать и перезагружать компьютер, работать с клавиатурой и мышью;
- вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
- соблюдать правила ТБ;
- различать устройства ввода и вывода;
- записывать/считывать информацию с любых носителей;

6

- работать с окнами в операционной системе Windows и операционной оболочке;
- работать с окнами в операционной системе с графическим интерфейсом (перемещать, изменять
размеры, свертывать, развертывать, закрывать, открывать);
- изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
- применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших
текстов;
- применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
- работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);
- создавать, редактировать и формировать документ с использованием разных типов шрифтов и
включающий рисунок и таблицу;
- выделять элементы текста;
- проверять орфографию в документе;
- выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
- различать виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на
материальных носителях;
- приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в
деятельности человека, в живой природе, технике;
Содержание учебного материала (9 класс)
Компьютер и информация
Краткая история вычислительной техники. Состав персонального компьютера. Принципы
организации внутренней и внешней памяти. Освоение клавиатуры компьютера. Представление информации в
компьютере.
Хранение информации. Диски и файлы. Имя файла, типы файлов. Файловая система. Дерево диска.
Действия с файлами в операционной системе.
Компьютерный практикум:
• клавиатурный тренажер;
• работа с программами и файлами;
• работа с главным меню;
• работа с информацией;
• работа с файлами и папками.
Информационные технологии
Технология обработки текстовой информации. Создаем словесные модели. Создаем многоуровневые
списки. Создаем табличные модели.
Обработка графической информации на компьютере. Редактор презентаций. Дизайн презентации и
макеты слайдов.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Принципы работы с электронными таблицами.
Табличный процессор. Моделирование и решение задач в электронных таблицах.
Передача информации в компьютерных сетях. Электронная почта. «Всемирная паутина». Глобальная
сеть Интернет. Переход по гиперссылкам. Адресация в Интернет.
Компьютерный практикум:
• работа в графическом редакторе;
• работа с электронными таблицами;
• работа в локальной сети и в сети Интернет;
• работа в текстовом редакторе.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
правила техники безопасности;
основные устройства компьютера;
основные объекты Рабочего стола;
виды информации;
правила ввода текста;
способы преобразования информации в графическом редакторе Paint.
Учащиеся должны уметь:
правильно организовывать свое рабочее место, применять правила техники безопасности при
работе на компьютере;
7

вводить прописные и строчные буквы;
совершать операции с файлом;
запускать программы с помощью главного меню;
Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
планирования текущей работы;
умение слушать;
технические навыки работы с ПК.
Оценка знаний учащихся.
Чтобы обучение было эффективным, необходим постоянный контроль за его результатами.
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как
отдельных разделов, так и всего курса основ информатики в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса.
Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными,
самостоятельными, тестовыми заданиями и практическими работами.
В каждом классе есть часть учащихся, которые постоянно отстают от одноклассников в
усвоении знаний и нуждаются в дифференцированной помощи со стороны учителя. Для
самостоятельного выполнения этим ученикам предлагаются облегченные варианты заданий.
№ п/п
1
2
3
4

Форма оценки
Периодичность (срок проведения)
Устный опрос
Согласно плану урока
Практическая работа
Согласно календарно-тематическому плану
Самостоятельная работа
Согласно плану урока
Тест
Согласно плану урока
Характеристика формы оценки:
Устный опрос.
Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько
определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников
на сложных понятиях.
Учитывая данные особенности учебной деятельности учащихся с НОДА и умственной
отсталостью, устный опрос позволяет опросить небольшую часть детей, поэтому допускается опрос
проводить с использованием других методов (например, в виде теста).
Практическая работа.
В связи с нарушением двигательных функций: наличие насильственных движений (гиперкинезы),
нарушение мышечного тона (спастичность, дистония), ограничение или невозможность произвольных
движений (парезы и параличи) одной из рук, тремор рук, который затрудняет выполнение произвольных действий, для таких учащихся допустима значительная помощь учителя при проведении практических работ.
Учитывая двигательные, пространственные, зрительные нарушения, замедленность темпа работы,
практические работы могут выполняться отдельными учащимися не в полном объёме, оценка при этом не снижается или задания могут заменяться на посильные для учащихся.
Контрольная (самостоятельная) работа.
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется
программой.
При оценке результатов письменных работ не следует снижать оценку за следующее:
• неправильное написание строк,
• выпадение элементов букв, цифр, знаков или их незаконченность, дополнения элементов цифр,
знаков и т.д.
• повторение отдельных элементов за счёт насильственных движений,
Тест.
Тесты применяются после каждой изученной темы или раздела для определения учителем пробелов
в знаниях учащихся. Выполняя тестовые задания, учащийся имеет возможность продемонстрировать
имеющие у него знания, быть оцененным в соответствии с его особенностями. Виды тестовых заданий:
>
задания с выбором одного или нескольких правильных ответов из числа предложенных;
>
задания с требуемым текстовым заполнением;
8

>
задания на установление соответствия.
Критерии оценки:
При устном опросе Оценка «5» ставится, если учащийся:
• правильно понимает сущность вопроса, может с помощью учителя или самостоятельно
сформулировать ответ, привести необходимые примеры;
• допускает единичные ошибки.
Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но
учащийся:
•
допускает неточности в формулировках, определений, понятий, научных терминов и может их
исправить самостоятельно, или при небольшой помощи учителя;
Если ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему
может быть поставлена отметка «5».
Оценка «3» ставится в том случае, если учащийся правильно понимает сущность рассматриваемых
понятий, но при ответе:
•
обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов курса основ
информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
• испытывает затруднения в определении основных понятий, определений, общепринятых символов
обозначения величин, единиц их измерения;
• отвечает неполно на вопросы учителя, недостаточно понимает отдельные положения, имеющие
важное значение, нуждается в постоянной помощи учителя;
• не может применить знания в новой ситуации и связать с ранее изученным материалом.
Оценка «2» ставится в том случае, если учащийся:
• Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах
поставленных вопросов;
• имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных
вопросов;
• при ответе допускает ошибки, которые не может исправить даже при помощи учителя.
• допустил больше ошибок, чем необходимо для оценки 3. Оценка «1» учащимся не ставится.
Оценка практических работ.
При работе на компьютере учитывается:
• Правильность включения компьютера и загрузки операционной системы.
• Умения выбирать и загружать нужную программу.
• Умения работать с клавиатурой и манипулятором «мышь».
• Умения выполнять основные операции управления файлами.
• Умения выполнять основные операции в изученных программах. Оценка «5» ставится, если учащийся:
• выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности
действий или выполнена большая часть работы (свыше 65%);
• соблюдает требования правил техники безопасности;
•
правильно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики и вычисления;
•
получил правильный результат.
Оценка «4» ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с
требованиями к оценке 5, но:
•
при выполнении работы обнаружилось недостаточное владение навыками работы с
ЭВМ в рамках поставленной задачи;
•
правильно выполнена работа (50%-65%);
Оценка «3» ставится, если учащийся:
• выполнил работу не полностью (не менее 30%), но владеет основными навыками работы на
ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи;
• в ходе проведения работы были допущены ошибки. Оценка «2» ставится в том случае, если
учащийся
• выполнил работу не полностью, допущены существенные ошибки, показавшие, что
учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ;
• не выполнил значительную часть работы. Оценка «1» учащимся не ставится.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в
соответствии с таблицей:
9

Процент выполнения задания

Отметка

Правильно выполнил самостоятельно или с незначительной
помощью учителя 65% и более
Правильно выполнил самостоятельно или с незначительной
помощью учителя 50-65%%
• Правильно
выполнил
самостоятельно
или
с
незначительной помощью учителя 30-50%%
• Правильно выполнил с использованием необходимой
литературы 50-70%%
• Правильно выполнил менее 30%

отлично
хорошо
удовлетворительно

неудовлетворительно

При выполнении письменных самостоятельных и контрольных работ:
Оценка«5» ставится, если учащийся:
• выполнил работу самостоятельно или с незначительной помощью учителя в полном объеме или
выполнил работу в объёме, который соответствует учёту психофизических особенностей учащегося;
• допустил 1-3 недочета или 1-2 ошибку, с учётом специфических ошибок для данной группы
учащихся.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
• правильно выполнил большую часть работы (свыше 50 %);
• допустил 2-3 ошибки
Оценка «3» ставится, если учащийся:
• выполнил работу самостоятельно или с незначительной помощью учителя правильно (30%-50%);
• выполнил ½ всей работы правильно с использованием необходимой литературы.
Оценка «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет
обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного
материала). Оценка «1» учащимся не ставится.
Примечание: при спорной оценке решение принимается в пользу ребёнка.
В силу особенностей психофизического развития и имеющихся нарушений лишь отдельные ученики
способны усвоить программный материал качественно, в полном объёме. Остальные дети могут знакомиться с
программой в целом, а успешно усваивать только часть знаний и умений. Поэтому нормы оценок учащихся
носят условный характер. В этом вопросе требуется разумный компромисс между понятиями «оценка
знаний» и «возможности ребёнка». При проверке работ следует учитывать не только уровень знаний, умений и
навыков
ученика,
но
и
его
достижения
в
зоне
ближайшего
развития

10

№

1

2

3

4

5

6

7
8

9

Календарно-тематическое планирование 7 класс (34 часа)
Тема урока
Кол.
Дата
Требования к уровню подготовки
Примечание, практика
часов
Информация вокруг нас (4 часа)
Инструктаж по технике безопасности.
1
Знать правила поведения в кабинете; технику Социальная
Информация и знания
безопасности. Знать понятие информации. практика
Уметь приводить пример информации
правильного
поведения
Информация. Виды информации.
1
Знать
понятие
информации,
виды Знакомство с клавиатурой
информации. Уметь приводить пример
информации
Восприятие и представление информации
1
Знать способы восприятия информации.
Пр.: Отработка навыков ввода
Уметь
приводить
примеры
видов информации
с
помощью
представления информации
клавиатуры
Информационные процессы. Передача
1
Знать
понятие
информации,
виды Развитие навыков
информации.
информации. Уметь приводить пример группировки и
процессов
классификации
Устройство
компьютера.
Устройства
1
Знать
из
чего
состоит
компьютер, Пр.: Соединение блоков и
ввода/вывода.
предназначение основных устройств. Уметь устройств
компьютера,
различать главные компоненты системного подключение
внешних
блока от второстепенных
устройств, включение.
Работа с клавиатурным тренажёром.
2
Основная позиция пальцев на
Развитие
Буква, значок, цифра.
клавиатуре. Клавиатурный тренажер
пространственных
Знать, называть, показывать клавиатуру, представлений
мышь. Набирать текст.
ориентации
Работа с клавиатурным тренажёром.
Буква, значок, цифра.
Текст (создание, сохранение).
2
Создавать документ, называть, сохранять его. Умение работать
Удалять слово, предложение, весь документ.
по словесной и
Набирать текст без ошибок.
письменной
Редактировать текст.
инструкции,
алгоритму
Текст (создание, сохранение).

11

10

Текст (преобразование, сохранение).

2

Создавать документ, называть, сохранять его.
Удалять слово, предложение, весь документ.
Набирать текст без ошибок.
Редактировать текст.

Развитие навыков
группировки и
классификации

11
12
13

Текст (преобразование, сохранение).
Текст (удаление).
Текст (удаление).

2

14

Ввод небольшого текста. Практическая
работа.

Создавать документ, называть, сохранять его.
Удалять слово, предложение, весь документ.
Набирать текст без ошибок.
Редактировать текст.
Создавать документ, называть, сохранять его.
Удалять слово, предложение, весь документ.
Набирать текст без ошибок.
Редактировать текст.

Формирование
умения
ориентироваться в
задании
Формирование
умения
ориентироваться в
задании

15

Ввод небольшого текста. Практическая
работа.
Редактирование текста. Практическая
работа.

2

Набирать текст без ошибок.
Редактировать текст.

Умение работать
по словесной и
письменной
инструкции,
алгоритму

2

Создавать документ, называть, сохранять его.
Создавать таблицу, сохранять,
преобразовывать её.
Удалять слово, предложение в таблице.
Набирать текст без ошибок.
Редактировать текст в таблице.

Развитие навыков
группировки и
классификации

16

17
18

19

Редактирование текста. Практическая
работа.
Создание таблицы в текстовом
документе.

2

Создание таблицы в текстовом документе

12

20

Панель меню, вкладка Вставка. Таблица
(преобразование, сохранение).

21

Панель меню, вкладка Вставка. Таблица
(преобразование, сохранение).
Таблица. Вставка таблицы в документ
или рисование таблицы в документе.

22

2

Создавать документ, называть, сохранять его.
Создавать таблицу, сохранять,
преобразовывать её.
Удалять слово, предложение в таблице.
Набирать текст без ошибок.
Редактировать текст в таблице.

Развитие навыков
группировки и
классификации

2

Создавать документ, называть, сохранять его.
Создавать таблицу, сохранять,
преобразовывать её.

Развитие навыков
группировки и
классификации

2

Удалять слово, предложение в таблице.
Набирать текст без ошибок.
Редактировать текст в таблице

Развитие навыков
группировки и
классификации
Формирование
умения
ориентироваться в
задании
Умение работать
по словесной и
письменной
инструкции,
алгоритму
Развитие навыков
группировки и
классификации
Развитие умения
работать по
словесной и
письменной

23

Таблица. Вставка таблицы в документ
или рисование таблицы в документе.

24

Параметры таблицы. Заполнение ячеек
таблицы.

25
26

Параметры таблицы. Заполнение ячеек
таблицы.
Вкладка Конструктор.

1

Набирать текст без ошибок.
Редактировать текст в таблице

27

Вкладка Макет.

1

Набирать текст без ошибок.
Редактировать текст в таблице

28

Корректировка созданной таблицы.

1

29

Таблица (удаление).

1

Удалять слово, предложение в таблице.
Набирать текст без ошибок.
Редактировать текст в таблице.
Создавать документ, называть, сохранять его.
Создавать таблицу, сохранять,
преобразовывать её.
Удалять слово, предложение в таблице.
13

30

Информация, её сбор, анализ и
систематизация.

31

Информация, её сбор, анализ и
систематизация.
Способы получения, хранения,
переработки информации.

32

33
34

Способы получения, хранения,
переработки информации.
Поиск информации внутри компьютера,
на съёмном носителе.

Набирать текст без ошибок.
Редактировать текст в таблице.
Искать информацию в компьютере и в сети
Интернет, на съёмном носителе (флешке).
Переносить информацию в документ,
систематизировать и анализировать
найденную информацию.

инструкции,
алгоритму
Развитие навыков
группировки и
классификации

2

Искать информацию в компьютере и в сети
Интернет, на съёмном носителе (флешке).
Переносить информацию в документ,
систематизировать
и
анализировать
найденную информацию.

Коррекция
индивидуальных
пробелов в
знаниях

1

Искать информацию в компьютере и в сети
Интернет, на съёмном носителе (флешке).
Переносить информацию в документ,
систематизировать
и
анализировать
найденную информацию.

Умение работать
по словесной и
письменной
инструкции,
алгоритму

2

Всего 34 часа

14

№

1

2

Календарно-тематическое планирование 9 класс (35 часов)
Кол.
Дата
Требования к уровню подготовки
часов

Тема урока

Компьютер и информация
Правила техники безопасности в кабинете
информатике.
История
развития
вычислительной техники. Поколения
ЭВМ.
Устройство компьютера. Основные и
дополнительные устройства. Устройства
ввода/вывода.

1

1

3

Основные компоненты системного блока.
Назначение.

1

4

Тест по теме "Устройство компьютера".

1

5

Рабочий стол Windows. Объекты Рабочего
стола. Настройка параметров Рабочего
стола.

1

6

Файлы.
Типы
файлов.
структура. Адрес файла..

Файловая

1

7

Копирование, удаление, переименование
документов. Поиск файлов и папок.

1

8

Контрольная работа по теме
рационная система Windows»

«Опе-

1

Обработка текстовой информации
MS Word. Оформление текста различными
шрифтами и эффектами.

2

9
10

Знать правила поведения в кабинете; иметь
представление об этапах развития ЭВМ.
Иметь
навыки
самоконтроля
при
обращении с компьютером
Знать из чего состоит компьютер,
предназначение
основных
устройств.
Уметь различать главные компоненты
системного блока от второстепенных
Знать из чего состоит компьютер,
предназначение
основных
устройств.
Уметь различать главные компоненты
системного блока от второстепенных
Знать примерную схему устройства и
работы компьютера. Уметь выбирать
правильный ответ из нескольких
Знать типы основных объектов рабочего
стола. Уметь отличать один объект от
другого по пиктограмме

Примечание, практика

Пр.: Соединение блоков и
устройств
компьютера,
подключение внешних устройств,
включение, выключение.

Тест

Пр.: Планирование собственного
информационного пространства.
Сохранение, удаление, перенос
объектов.
Знать основные типы файлов. Уметь Пр.: Работа с файлами и папками
находить файл по адресу; определять тип
файла по расширению
Знать способы работы с папками и . Пр.: Работа с файлами и папками
файлами. Уметь копировать, вырезать,
удалять файлы различными способами
Иметь представление об операционной Тест
системе Windows.
Уметь
выбирать
правильный ответ из нескольких
Знать
возможности
использования Пр.: Работа
шрифтов. Уметь изменять шрифт текста, текста
применять спецэффекты
15

по

оформлению

11
12

Развитие печатных способностей.

2

13
14

2

15
16

Редактирование текста. Специальные
клавиши: Shift, BackSpace, Delete,
CapsLock
Форматирование текста. Разбиение на
колонки. Орфография. Создание списков.

17
18

Печать текста по образцу (текст на
русском и английском языке)

2

19

Творческая работа. Сочинение рассказа по
заданным рисункам.

1

20
21

Вставка рисунка в документ. Изменение
параметров рисунка.

2

22

Практическая работа – создание открытки
с использованием объектов WordArt,
заливки фона и изменения шрифтов.

1

2

25
26

Создание презентаций
Презентация Power Point. Слайды.
Шаблоны.
Сохранение
созданной
презентации.
Настройка анимации текста и рисунка в
презентации.

27
28

Творческая
работа
по
созданию
презентации по заданной теме.

2

29

Самостоятельная работа по созданию
презентации.

2

23
24

2

2

Знать расположение клавиш на клавиатур. Пр.: Отработка навыков ввода
Уметь быстро набирать текст с клавиатуры информации
с
помощью
клавиатуры
Знать клавиши редактирования, их Пр.: Создание и редактирование
функции, способы их применения. Уметь текста.
пользоваться клавишами редактирования
Знать основные приёмы редактирования Пр.: Форматирование текста,
части теста. Уметь исправлять ошибки в разбиение на колонки. Проверка
тексте, форматировать текст
орфографии
Знать расположение клавиш на клавиатуре. Пр.:
Создание
текстового
Уметь набирать текст с клавиатуры, документа по образцу.
переключать раскладку
Знать способы работы с готовым
документом. Уметь сочинять связный
рассказ по предложенным иллюстрациям
Знать возможности работы с рисунками в Пр.:
Создание рисунков в
документе. Уметь вставлять изображения в текстовом документе.
документ, настраивать параметры
Знать способы украшения документа с
помощью различных средств Word. Уметь
использовать готовые шаблоны, редактируя
их под конкретный случай
Знать и понимать структуру презентации.
Уметь применять различные шаблоны;
добавлять новый слайд
Знать
о
возможностях
применять
различные эффекты анимации. Уметь
применять эффекты анимации к тексту
Знать меню программы, горячие клавиши.
Уметь
самостоятельно
применять
полученные знания на практике
Знать меню программы, горячие клавиши.
Уметь
самостоятельно
применять
полученные знания на практике
16

Пр.: Создание презентации по
образцу.
Пр.: Настроить
презентации

анимацию

в

Пр.: Создание мультимедийной
презентации

30

Локальная сеть и Internet
Понятие сети. Локальная сеть.

1

31

Доступ к папкам. Обмен документами.
Учётная запись и пароль.

1

32

Глобальные сети. Понятие браузера,
сайта, электронной почты. IP-адрес.

1

33

Создание электронного почтового ящика,
поиск информации в интернете.
Обобщение темы «Введение в Интернет»

1

34

1

Знать
о
возможностях
соединения
компьютеров.
Уметь
передавать
сообщения и файлы с одного компьютера
на другой
Знать систему входа в сетевое окружение.
Уметь находить нужный компьютер в сети,
открывать доступ к своей папке
Знать возможности Интернета. Уметь
заходить на сайт, открывать электронную
почту
Знать систему работы Интернета. Уметь
пользоваться поисковыми системами
Знать основные понятия из области
Интернет. Уметь выбирать правильный
ответ из нескольких

Всего 34 часа

17

Пр.: Пересылка сообщений
одного компьютера на другой.

с

Пр.: Предоставление доступа к
папкам
на
компьютере,
подключенном к локальной сети
Пр.: Путешествие по всемирной
паутине
Пр: Работа с электронной Webпочтой
Тест.

Учебно-методическое обеспечение.
Название

№

Автор

Издательство

Год издания

Босова Л.Л.

Бином

2011

Босова Л.Л.

Бином

2010

И нформатика и ИКТ. учебник.

Макарова

СПб.: Питер

2010

Начальный уровень

Н.В.

п/п
Учебники, учебные пособия.
1. Уроки информатики в 5–7
2.
3.
4.
5.

классах: методическое пособие. –
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний
И нформатика: учебник для 7
класса

Электронные образовательные ресурсы
http://school.edu.ru/catalog.asp - Российский общеобразовательный портал
http://metodist.lbz.ru/ - Методическая служба. БИНОМ. Лаборатория знаний
http://videouroki.net/ - Сайт учителя для учителей
http://metod-kopilka.ru/ - Методическая копилка учителя информатики

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».