Нормативные документы по АОП
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 19.12.2023 № 618-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации».
3. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья» (ред. от 17.02.2023).
4. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)».
5. Приказ Минпросвещения России от 08.11.2022 № 955 «О внесении изменений в некоторые
приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения
Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов
общего образования и образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
6. Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 №1025 «Об утверждении федеральной
адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья» (ред. от 17.07.2024).
7. Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 №1026 «Об утверждении федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ред. от 17.07.2024).
8. Приказ Минпросвещения России от 17.07.2024 № 495 «О внесении изменений в некоторые
приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных
адаптированных образовательных программ».
9. Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 №858 «Об утверждении федерального перечня
учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и установления предельного
срока использования исключенных учебников».
10. Приказ Минпросвещения России от 21.02.2024 №119 «О внесении изменений в приложения
№ 1 и № 2 к Приказу Минпросвещения России от 21.092022 № 858 «Об утверждении ФПУ,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного
срока использования исключенных учебников».
11. Приказ Минпросвещения России от 18.07.2024 № 499 «Об утверждении федерального
перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования».
12. Письмо Минпросвещения России от 31.08.2023 № АБ-3569/07 «О направлении разъяснений
по организации образования обучающихся с ОВЗ».
13. Письмо Минпросвещения России от 31.08.2023 № АБ-3574/07 «Об обеспечении учебниками и
учебными пособиями обучающихся с ОВЗ»
14. Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 №1678 «Об утверждении правил применения
электронного обучения, ДОТ при реализации образовательного процесса».
15. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...»).
2
Пояснительная записка.
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела:
•
пояснительная записка;
•
основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса;
•
требование к уровню подготовки учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Количество часов по учебному плану - 2 часа в неделю
Количество часов в год по программе - 68
Рабочая программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом
природоведения 5 класса, в ходе которого изучались основные знания о неживой природе;
формировались представление о мире, который окружает человека.
Цель школьного курса географии – дать элементарные, но научные и систематические
сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать
особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных
народов, помочь усвоить правила поведения в природе.
География дает благодатный материал для патриотического, интернационального и
экологического воспитания учащихся.
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с
интеллектуальной недостаточностью.
Познание мира предполагает изучение
системы взаимосвязанных дисциплин,
обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с
биологией, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительным искусством, СБО и
другими предметами.
Учитывая общие и специальные задачи коррекционного класса, данная рабочая программа
предусматривает повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно
усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению
элементарных географических знаний учащимися с интеллектуальными нарушениями.
Учебный материал расположен по годам обучения следующим образом:
6 класс – «Начальный курс физической географии»;
7 класс – «География России»;
8 класс – «География материков и океанов»;
9 класс – «География материков и океанов» (продолжение), «Наш край».
В рабочей программе выделены практические работы, а также по годам обучения
сформулированы основные требования к знаниям и умениям школьников.
Предлагаемое в рабочей программе распределение часов по темам соответствует авторской
программе Т.Г. Лифановой «География 6-9 классы».
Содержание рабочей программы и требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
1.Введение
Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия. Коррекция пространственной
ориентировки. Активизация мыслительных процессов: анализ, синтез. Коррекция мыслительных
процессов: обобщения и исключения.
Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия. Коррекция процесса
запоминания и воспроизведения учебного материала. Коррекция связной устной речи при
составлении устных рассказов. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.
Знать: что изучает география.
3
2.Ориентирование на местности
Коррекция внимания (объем и переключение). Коррекция пространственного восприятия
(ориентирование на плане).
Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря.
Коррекция и развитие наглядно-образного мышления. Коррекция мыслительных процессов:
обобщения и исключения. Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия.
Знать: горизонт, линию и стороны горизонта;
Уметь: определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным
признакам природы.
3.Формы поверхности Земли
Коррекция познавательной деятельности обучающихся. Развитие наблюдательности, умения
сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану. Коррекция и развитие способности
понимать главное в воспринимаемом учебном материале.
Коррекция пространственной ориентировки. Развитие умения соотносить и находить объекты
физической и контурной карты.
Коррекция восприятия времени.
Знать: основные формы земной поверхности;
Уметь: выявлять на местности особенности рельефа.
4.Вода на Земле
Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты. Развитие
мыслительных процессов анализа, синтеза.
Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала. Развитие умения
отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя. Коррекция устойчивости
внимания. Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости.
Знать: виды водоёмов, их различия; меры по охране воды от загрязнений; правила поведения
в природе;
Уметь: выявлять на местности особенности водоёмов.
5.План и карта
Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение.
Развитие способности обобщать и делать выводы. Развитие слуховой, зрительной памяти, умения
использовать приемы запоминания и припоминания.
Коррекция и развитие наглядно-образного мышления. Развитие наблюдательности, умения
сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану. Развитие пространственного восприятия.
Знать: отличие плана от рисунка и географической карты; основные направления на плане,
географической карте; условные цвета и основные знаки географической карты; распределение суши
и воды на Земле; материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;
Уметь: делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности.
6.Земной шар
Дать представление о распределении суши и воды на Земле, о материках и океанах;
познакомить детей с картой полушарий.
Коррекция внимания (объем и переключение). Коррекция зрительного и слухового
восприятия. Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на
карте). Коррекция процессов запоминания и воспроизведения учебной информации. Развитие и
коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря. Развитие способности
обобщать и делать выводы. Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости.
Знать: Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;
кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли; значение запусков в космос
искусственных спутников Земли и полётов людей в космос; имена первых космонавтов; различия в
нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;
4
7.Карта России
Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение.
Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания.
Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию). Коррекция и развитие
умения работать в группе. Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного
географического словаря. Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия. Коррекция
пространственного восприятия, восприятия физической карты. Развитие мыслительных процессов
анализа, синтеза. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы
учителя. Коррекция познавательной деятельности обучающихся.
Знать: географическое положение нашей страны на карте России и карте полушарий;
названия географических объектов, обозначенных в программе по теме «Карта России» (по атласу,
специально разработанному для коррекционной школы VIII вида);
Уметь: читать географическую карту (условные цвета и основные знаки) по атласамприложениям к учебнику; составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;
показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их при помощи учителя на
контурной карте из рабочей тетради на печатной основе.
Содержание рабочей программы и требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
1.Западная Европа
Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия. Коррекция пространственной
ориентировки. Активизация мыслительных процессов: анализ, синтез. Коррекция мыслительных
процессов: обобщения и исключения. Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия.
Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала.
Коррекция связной устной речи при составлении устных рассказов. Коррекция и развитие
наглядно-образного мышления.
Знать: географическое положение, столицы и характерные особенности государства;
Уметь: находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы в
атласах, специально разработанных для коррекционных школ VIII вида.
2.Южная Европа
Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение.
Развитие способности обобщать и делать выводы. Развитие слуховой, зрительной памяти, умения
использовать приемы запоминания и припоминания. Развитие умения устанавливать причинноследственные зависимости. Коррекция и развитие словесно-логического мышления.
Знать: географическое положение, столицы и характерные особенности государства;
Уметь: находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы в
атласах, специально разработанных для коррекционных школ VIII вида.
3.Северная Европа
Коррекция внимания (объем и переключение). Коррекция пространственного восприятия
(расположение предметов, объектов на карте). Развитие и коррекция грамматического строя речи,
расширение и обогащение словаря.
Знать: географическое положение, столицы и характерные особенности государства;
Уметь: находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы в
атласах, специально разработанных для коррекционных школ VIII вида.
4.Восточная Европа
Коррекция познавательной деятельности обучающихся. Развитие наблюдательности, умения
сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану. Коррекция и развитие способности
понимать главное в воспринимаемом учебном материале. Коррекция пространственной
ориентировки. Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты.
Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию). Коррекция и
5
развитие умения работать в группе.
Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря.
Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия. Коррекция восприятия времени.
Знать: географическое положение, столицы и характерные особенности государства;
Уметь: находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы в
атласах, специально разработанных для коррекционных школ VIII вида.
5.Центральная Азия
Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты. Развитие
мыслительных процессов анализа, синтеза.
Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала. Развитие умения
отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя. Коррекция устойчивости
внимания.
Знать: географическое положение, столицы и характерные особенности государства;
Уметь: находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы в
атласах, специально разработанных для коррекционных школ VIII вида.
6.Юго-Западная Азия
Коррекция внимания (объем и переключение). Коррекция зрительного и слухового
восприятия. Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на
карте). Коррекция процессов запоминания и воспроизведения учебной информации. Развитие и
коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря.
Знать: географическое положение, столицы и характерные особенности государства;
Уметь: находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы в
атласах, специально разработанных для коррекционных школ VIII вида.
7.Южная Азия
Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение.
Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания.
Знать: географическое положение, столицы и характерные особенности государства;
Уметь: находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы в
атласах, специально разработанных для коррекционных школ VIII вида.
8.Восточная Азия
Развитие способности обобщать и делать выводы. Развитие умения устанавливать причинноследственные зависимости.
Коррекция и развитие словесно-логического мышления.
Знать: географическое положение, столицы и характерные особенности государства;
Уметь: находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы в
атласах, специально разработанных для коррекционных школ VIII вида.
9.Юго-Восточная Азия
Развитие способности обобщать и делать выводы. Развитие умения устанавливать причинноследственные зависимости.
Коррекция и развитие словесно-логического мышления.
Знать: географическое положение, столицы и характерные особенности государства;
Уметь: находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы в
атласах, специально разработанных для коррекционных школ VIII вида.
10.Россия
Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты. Развитие
мыслительных процессов анализа, синтеза.
Коррекция эмоционально-волевой сферы (проявления негативизма, развитие положительной
мотивации учения). Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала. Развитие
6
умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя. Коррекция
устойчивости внимания. Коррекция и развитие словесно-логического мышления.
Знать: границы, государственный строй и символику России;
Уметь: показывать Россию на политических картах мира и Евразии.
11.Свой Край
Коррекция познавательной деятельности обучающихся. Развитие умения отвечать полными,
развернутыми высказываниями на вопросы учителя. Развитие наблюдательности, умения сравнивать
предметы, объекты по данному учителем плану. Коррекция осмысленного восприятия
географических карт (сравнение и соотнесение физической карты и контурной карты). Развитие
умения заносить информацию в контурную карту самостоятельно или с незначительной помощью
учителя. Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном
материале. Коррекция пространственной ориентировки.
Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты. Коррекция
эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию). Коррекция и развитие умения
работать в группе. Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического
словаря. Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия. Коррекция восприятия времени.
Коррекция и развитие словесно-логического мышления.
Знать: особенности географического положения своей местности, типичных представителей
растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей области,
правила поведения в природе, меры безопасности при стихийные бедствиях; медицинские
учреждения и отделы социальной защиты своей местности;
Уметь: находить свою местность на карте России (политико-административной, физической
и карте природных зон); давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных
ресурсов своей местности, давать краткую историческую справку о прошлом своего края; называть и
показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области;
правильно вести себя в природе; выполнять задания в «Рабочей тетради по географии материков и
океанов» для 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида (количество заданий и время
заполнения определяет учитель с учётом индивидуальных особенностей учащихся
7
№
I
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Календарно-тематическое планирование в 7 классе
(2 часа в неделю, 68 часов в год)
Тема урока.
Д/з
Час
Дата
Основные понятия, словарь.
Выполнение
ы
практической части
программы.
Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика) (12 часов)
Географическое
с. 4-6
1
Особенности геогр. положения.
Обозначение границ
положение России
прочита
Границы и приграничные территории и России на контурной
на карте мира.
ть
государства.
карте П.р.
Европейская и
с. 6-9
1
Граница между Европой и Азией.
Азиатская части
ответить
Территориальное деление
России.
на
вопросы
Административное
с. 9-11
1
Российская Федерация. Субъекты
деление России.
пересказ
Федерации
Разнообразие
с. 11-13 1
Горы и равнины России.
рельефа.
пересказ
Полезные
с. 14-16 1
Природные ресурсы. Месторождения
Изготовление из бумаги
ископаемые, их
ответить
ПИ. Условные знаки ПИ.
условных знаков
основные
на
полезных ископаемых П.р.
месторождения.
вопросы
Климат России.
с. 17-19 1
Климатические пояса. Климат Севера,
Работа с физической
пересказ
Европейской части, Сибири, юга
картой России.
России.
Водные ресурсы
с. 19-23 1
Понятие «водные ресурсы», реки и
Работа с физической
России, их
пересказ
озёра России. Решение экологических
картой России.
использование.
проблем.
Население России.
с. 23-25 1
Многонациональность России.
Работа с картой плотности
Народы России.
ответить
Вероисповедания народов России.
населения России
на
Городское и сельское население.
вопросы
Промышленность – с. 25-27 1
Отрасли промышленности.
основа хозяйства, её пересказ
Выпускаемая продукция.
отрасли.
Коррекционная
работа.
Коррекция и
развитие
зрительного и
слухового
восприятия.
Коррекция
пространственной
ориентировки.
Активизация
мыслительных
процессов: анализ,
синтез. Коррекция
мыслительных
процессов:
обобщения и
исключения.
Коррекция и
развитие точности и
осмысленности
восприятия.
Коррекция
процесса
запоминания и
воспроизведения
учебного
материала.
Коррекция связной
устной речи при
10
11
Сельское хозяйство,
его отрасли
Транспорт.
Экономическое
развития
Европейской и
Азиатской частей
России.
Природные зоны
России. Размещение
природных зон на
территории России.
с. 27-30 1
ответить
на
вопросы
с. 30-32 1
пересказ
Ведущие отрасли сельского хозяйства
России. Продукция сельского
хозяйства. Экологические проблемы и
их решения.
Развитие Европейской и Азиатской
частей России. Решение Экологических
проблем РФ.
составлении устных
рассказов.
Коррекция и
развитие нагляднообразного
мышления.
с. 33 –
1
35
ответить
на
вопросы
Карта природных
с. 35-36 1
зон России.
прочита
ть
ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ (6 часов)
Положение на карте. с. 37-39 1
пересказ
Понятие природной зоны,
климатические пояса России. Значение
знаний о прир. зонах для развития с\х,
жизни людей.
Работа с физ. картой и
картой природных зон
России
Легенда карты, чтение карты.
Работа с картой
природных зон России
Географическое положение. Клим.
пояс. Арктика.
Обозначение границ
природной зоны на
контурной картеП.р.
15
Климат.
Особенности климатических условий
зоны арктических пустынь.
16,
Растительный и
17
Животный мир.
с. 40-41 1
ответить
на
вопросы
с. 41 –
1
43
пересказ
с. 43-45 1
18
Население и его
основные занятия.
с. 45-46
19
Северный морской
с. 47 - 48 1
Коренное население тундры: якуты,
ненцы, чукчи. Основные занятия
населения
Морской путь
12
13
II
14
1
Особенности растительности и жив.
мира Арктики.
9
Коррекция и
развития
устойчивости
внимания и умения
осуществлять его
переключение.
Развитие
способности
Составление таблицы
«Животный мир Арктики» обобщать и делать
выводы. Развитие
слуховой,
Составление таблицы
зрительной памяти,
«Растительный мир
умения
Арктики».
использовать
приемы
запоминания и
припоминания.
III
20
21
путь.
ЗОНА ТУНДРЫ (7часов)
Положение на карте. с. 49-51
Рельеф и полезные
ископаемые.
Климат. Водоёмы
51-53
тундры.
1
1
Работа с легендой карты. Названия
островов и полуостровов тундры.
Рельеф, полезные ископаемые
Суровый край, полярная ночь,
полярный день, вечная мерзлота.
Болота. Водоемы зоны тундры.
Влияние клим. условий на
растительный. мир тундры.
22
Растительный мир.
с. 53-55
1
23
Животные тундры.
с. 56-58
1
24
Хозяйство.
Население и его
основные занятия.
с. 58-61
1
Влияние клим. условий на животный
мир тундры.
Малые народы, населяющие зону
тундры. Основные занятия коренных
народов Севера.
25
Города: Мурманск,
Нарьян–Мар.
с. 61-63
1
Инфраструктура городов,
промышленность.
26
Города:Салехард,
Норильск, Анадырь.
с. 63-65
1
Инфраструктура городов,
промышленность.
Заповедные места тундры. Меры,
принимаемые человеком для
сохранения хрупкой природы тундры.
27
Экологические
проблемы Севера.
Охрана природы
тундры.
с. 65-66
1
ЛЕСНАЯ ЗОНА. (17 часов)
Положение на карте. с. 67-70
1
IV
28
Местоположение лесной зоны. Рельеф.
10
Работа с к\картой,
обозначение границ
природной зоныП.р.
Запись и зарисовка в
тетрадь типичных для
тундры растенийП.р.
Запись в тетрадь
животных тундры.
Составление таблицы
«Основные занятия
населения зоны
тундры».П.р.
Нанесение на к\карту
городов: Мурманск,
АрхангельскП.р.
Нанесение на к\карту
городов: Нарьян–Мар,
НорильскП.р.
Обозначение условных
Коррекция и
развитие
зрительного и
слухового
восприятия.Коррек
ция
пространственной
ориентировки.Акти
визация
мыслительных
процессов: анализ,
синтез.Коррекция
мыслительных
процессов:
обобщения и
исключения.Коррек
ция и развитие
точности и
осмысленности
восприятия.Коррек
ция процесса
запоминания и
воспроизведения
учебного
материала.Коррекц
ия связной устной
речи при
составлении устных
рассказов.Коррекци
я и развитие
наглядно-образного
мышления.
Коррекция
29
Рельеф и полезные
ископаемые.
Климат.
с. 70-72
1
30
Реки, озёра, каналы.
с. 72-75
1
31
Растительный мир.
Хвойные леса. (
Тайга)
Смешанные и
лиственные леса.
с. 75-77
1
с. 78-81
1
Животный мир.
с. 81-85 1
34
Пушные звери.
85-88
35
Значение леса
с. 88-89 1
32
33
1
Месторождения полезных ископаемых.
Решение экологических проблем.
Климатические особенности,
европейской и азиатской частей лес.
зоны.
Реки, протекающие по территории
лесной зоны. Особенности рек, озёр.
Использование их человеком. Решение
экологических проблем.
Сравнительная характеристика
растительности тундры и лесной зоны.
Виды лесов. Виды растений.
Растения смешанных лесов. Сравнение
европейской и азиатской части зоны.
Сравнительная характеристика
животных лесной зоны и тундры.
Травоядные, всеядные, хищники.
Особенности пушных животных.
Разведение пушных зверей.
Роль леса в жизни людей. Польза леса
для населения. Охрана лесов.
36
37
38
Промышленность и
сельское хозяйство
Центральной
России.
Города Центральной
России.
90-92
1
Особенности развития
промышленности и с\х Центральных
областей РФ.
93-96
1
Особенности
развития хозяйства
Северо–Западной
России.
96-98
1
Инфраструктура городов,
промышленность, занятия населения.
Ёё влияние на занятия населения.
Особенности развития
промышленности и с\х СевероЗападных областей РФ.
11
границ природной зоны на пространственного
контурной карте П.р.
восприятия
(расположение
предметов,
объектов на карте).
Развитие умения
отвечать полными,
развернутыми
высказываниями на
вопросы учителя.
Запись в тетради
типичных растений зоны
тайги П.р.
Запись в тетради
типичных растений
смешанных лесов.
Запись и зарисовка в
тетради животных зоны
лесов. П.р.
Запись и зарисовка в
Коррекция
тетради пушных зверей
внимания (объем и
зоны лесов П.р.
переключение).
Коррекция
пространственного
восприятия
(расположение
предметов,
объектов на карте).
Развитие и
коррекция
грамматического
строя речи,
расширение и
обогащение
Составление схемы
словаря.
«Особенности развития
Коррекция
хозяйства Северо–
пространственного
Западной России» П.р.
98-101
1
Инфраструктура городов,
промышленность, занятия населения.
Ёё влияние на занятия населения.
40
Города: Санкт –
Петербург,
Новгород, Псков,
Калининград.
Западная Сибирь.
101103
1
41
Восточная Сибирь.
с. 103106
42
Дальний Восток.
106109
1
43
Заповедники и
заказники лесной
зоны. Охрана леса.
109112
1
Инфраструктура городов,
промышленность, занятия населения.
Ёё влияние на занятия населения.
Инфраструктура городов,
промышленность, занятия населения.
Ёё влияние на занятия населения.
Инфраструктура городов,
промышленность, занятия населения.
Ёё влияние на занятия населения.
Значение леса в жизни человека.
Охрана лесов. Заповедники.
39
45
ЗОНА СТЕПЕЙ. (9часов)
Положение на карте. 113-115 1
Поверхность и
полезные
ископаемые.
Климат. Реки.
Растительный мир.
116-117 1
46
Животный мир.
118-119 1
Особенности фауны степной зоны.
Влияние климата на животный мир.
47
Хозяйство.
Население и его
основные занятия
Города лесостепной
и степной зон:
Воронеж, Курск,
Оренбург, Омск.
119-121 1
Промышленность и с\х зоны степей.
Особенности ведения с\х.
121-124 1
Народы, проживающие на территории
зоны степей, малые народы,
особенности жизнедеятельности.
V
44
48
49
.
Составление схемы
«Заповедники и заказники
лесной зоны»
П.р.
Общая характеристика зоны степей.
Рельеф, полезные ископаемые. Клим.
условия. Особенности рек. Проблемы
региона.
Нанесение условных
границ природной зоны на
к\карту.
П.р.
Виды растений. Особенности флоры.
Заполнение таблицы:
«Растения зоны степей».
П.р.
Заполнение таблиц
«Животный мир степей»
П.р.
12
Составление таблицы
«Население и его
основные занятия»
П.р.
восприятия,
восприятия
физической карты.
Коррекция
мыслительных
процессов
обобщения
изучаемого
материала.
Развитие умения
отвечать полными,
развернутыми
высказываниями на
вопросы учителя.
Коррекция
познавательной
деятельности
обучающихся.
Развитие
наблюдательности,
умения сравнивать
предметы, объекты
по данному
учителем плану.
Коррекция и
развитие
способности
понимать главное в
воспринимаемом
учебном материале.
Коррекция
пространственной
50
51
52
VI
Города степной
зоны: Самара,
Саратов, Волгоград.
Города степной
зоны: Ростов–наДону, Ставрополь,
Краснодар.
Охрана природы
зоны степей.
с124126
1
126-128 1
129-130 1
Инфраструктура городов,
промышленность, занятия населения.
Ёё влияние на занятия населения.
Инфраструктура городов,
промышленность, занятия населения.
Ёё влияние на занятия населения.
ориентировки.
Развитие умения
соотносить и
находить объекты
физической и
контурной карты.
Коррекция и
развитие умения
работать в группе..
Заповедники и заказники зоны степей.
Экологические проблемы и пути их
решения.
IVчетверть. (16ч)
ПОЛУПУСТЫНИ И ПУСТЫНИ. (6 часов)
53
Положение на карте. 131-132
Рельеф и полезные
ископаемые.
1
Общая характеристика зоны пустынь и
полупустынь. Рельеф, полезные
ископаемые. Клим. условия.
Особенности рек. Проблемы региона.
Характеристика клим. условий
(континентальный климат). Реки:
Волга, Ахтуба, характеристика,
значение в жизни человека. Солёные
озёра: Эльтон, Баскунчак.
Астраханский заповедник.
Флора пустынь и полупустынь
(саксаул, типчак, солянка, перекатиполе, верб. колючка). Особенности
растений, приспособление к клим.
условиям.
Особенности фауны, приспособление
животных к клим. условиям.
54
Климат. Реки.
133-135
1
55
Растительный мир.
135-137
1
56
Животный мир.
138-140
1
57
Хозяйство.
Население и его
основные занятия.
140-142
1
Народы, населяющие зону. Основные
занятия населения. Особенности
промышленности и с\х.
58
Города зоны
полупустынь и
142-143
1
Инфраструктура городов,
промышленность, занятия населения.
13
Обозначение условных
границ природной зоны на
контурной карте
П.р.
Работа с физической
картой России.
Запись и зарисовка в
тетрадь типичных
растений зоны пустынь и
полупустынь.
Запись и зарисовка в
тетради животных зоны
пустынь и полупустынь
Вычерчивание схемы,
устанавливающей
причинно-следственные
связи «Пустыня». П.р.
Коррекция
пространственного
восприятия,
восприятия
физической карты.
Развитие
мыслительных
процессов анализа,
синтеза.
Коррекция
мыслительных
процессов
обобщения
изучаемого
материала.
Развитие умения
отвечать полными,
развернутыми
высказываниями на
вопросы учителя.
Коррекция
устойчивости
внимания.
VII
59
60,
61,
VIII
62
63
64
65
66,
пустынь.
СУБТРОПИКИ. (3 часа)
Положение на карте. 144-148
Климат.и природа
субтропиков.
Охрана природы.
Ёё влияние на занятия населения.
Общая характеристика зоны
субтропиков. Рельеф, полезные
ископаемые. Клим. условия.
Особенности рек. Проблемы региона.
Особенности флоры и фауны, влияние
климата на животный и растительный
мир.
Население и его
148-150 2
Инфраструктура городов,
основные занятия.
промышленность, занятия населения.
Города.
Ёё влияние на занятия населения.
Традиции, культура, быт,
национальный состав. Основные
занятия.
ВЫСОТНАЯ ПОЯСНОСТЬ В ГОРАХ. (7 часов).
Положение на карте 151-155 1
Общая характеристика природной
Рельеф. Полезные
зоны. Рельеф, полезные ископаемые.
ископаемые.
Климатические условия.
Климат.
Особенности
156-159 1
Инфраструктура городов,
природы и хозяйства
промышленность, занятия населения.
Северного Кавказа.
Ёё влияние на занятия населения.
Города и
экологические
проблемы Урала
Алтайские горы.
Хозяйство.
Население и его
основные занятия.
Города.
Горы Восточной
Сибири.
159-162 1
163-165 1
166-167 2
Инфраструктура городов,
промышленность, занятия населения.
Ёё влияние на занятия населения.
Инфраструктура городов,
промышленность, занятия населения.
Ёё влияние на занятия населения.
Инфраструктура городов,
промышленность, занятия населения.
Ёё влияние на занятия населения.
14
Обозначение условных
Коррекция
границ природной зоны на внимания (объем и
контурной картеП.р.
переключение).
Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия.
Коррекция
Составление таблицы
процессов
«Курортное хозяйство
запоминания и
зоны субтропиков»
воспроизведения
П.р.
учебной
информации.
Обозначение условных
границ природной зоны на
контурной карте
П.р.
Запись и зарисовка в
тетради представителей
животного и
растительного мира П.р.
Заполнение таблицы
«Экологические проблемы
Урала» П.р.
Коррекция и
развития
устойчивости
внимания и умения
осуществлять его
переключение.
Развитие слуховой,
зрительной памяти,
умения
использовать
приемы
запоминания и
припоминания.
Развитие
способности
обобщать и делать
выводы.
Развитие умения
устанавливать
67
68
Хозяйство.
Население и его
основные занятия.
Города.
Обобщающий урок
по географии
России.
с. 168 169
причинноследственные
зависимости.
Коррекция и
развитие словеснологического
мышления.
1
15
№
Тема урока
1
.Политическая карта Евразии.
2
ЕВРОПА
ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА (6 часов)
Великобритания
географическое
положение,
природа, экономика.
3
Великобритания: население,
культура, обычаи и традиции.
4
Франция
Республика):
положение,
экономика.
(Французская
географическое
природа,
Календарно-тематическое планирование в 9 классе
(2 часа в неделю, 68 часов в год)
Д/З
Дата
Основные понятия.
Словарь.
с. 3-4
пересказ
с.5-10
пересказ
с. 11-14
ответить на
вопросы
с. 15-18
пересказ
Франция: население, культура,
обычаи и традиции.
с. 18-22
пересказ
6
Германия
(Федеративная
Республика Германия).
с. 22-26
пересказ
7
Австрия
Республика).
5
(Австрийская
с. 27-30
ответить на
вопросы
Ожидаемый
Экологические
результат.
проблемы.Охран
ЗУН
а природы.
Работа
с
политической Уметь
показывать
на
картой
Евразии.
Обзор политической карте материк
государств континента.
Евразия.
Островное
государство.,
бухты,
названия
частей
Соединённого Королевства,
монархия,
Европейский
союз.
Британцы,
Тауэр,
резиденция,
гвардейцы,
папахи, названия
др.
достопримечательностей.
Знать
географическое
положение,
столицу
Великобритании.
Уметь
находить на политической карте
Евразии Великобританию, ее
столицу.
Уметь
называть
англичан.
обычаи Охрана природы.
Альпы, Пиренеи,Сена, Ла- Знать
географическое
манш,
«Рено»,
«Пежо», положение, столицу Франции.
названия областей.
Уметь находить на политической
карте Евразии Францию, ее
Прованс,
бретонцы,собор столицу.
Парижской
Богоматери, Уметь
называть
обычаи
Эйфелева
башня, французов.
средневековье, католики.
Географическое положение. Знать
географическое
Столица. Крупные города. положение, столицу Германии.
Политическое
устройство. Уметь находить на политической
Население.
карте Евразии Германию, ее
столицу.
Географическое положение. Знать
географическое
Столица. Крупные города. положение, столицу Австрии.
Политическое устройство.
Знать
географическое
16
Природоохраняем
ые территории.
Создание
Мин.
окружающей
среды, улучшение
эк. обстановки.
Австрия- страна
заповедников.
Охрана природы.
8
Швейцария
(Швейцарская
Конфедерация).
9
ЮЖНАЯ ЕВРОПА (4 часа)
Испания
(Королевство
Испания).
10
Португалия
Республика)
(Португальская
11
Италия
Республика):
положение,
экономика.
(Итальянская
географическое
природа,
12
Италия: население, культура,
обычаи и традиции.
13
Греция
Республика).
III
14
СЕВЕРНАЯ ЕВРОПА (3 часа)
Норвегия
(Королевство
Норвегия).
15
Швеция
Швеция).
(Греческая
(Королевство
с. 31- 33
пересказ
Географическое положение. положение, столицу Швейцарии.
Столица. Крупные города.
Политическое устройство.
с. 36-38
ответить на
вопросы
с. 39 – 41
пересказ
Миндаль, оливки, коррида, Знать
географическое
сиеста,
кастаньеты, положение, столицу Испании и
пробковый дуб.
Португалии. Уметь находить на
политической карте Евразии
Испанию и Португалию, их
столицы.
Апеннинский
полуостров, Знать
географическое
вулканы, маслины, концерн положение, столицу Италии.
«Фиат»,Ватикан,
Папа Уметь находить на политической
Римский.
карте Евразии Италию, ее
столицу.
Карнавал,
паста, пицца, Уметь
по
иллюстрациям
Колизей,
гладиаторы, характерных
Флоренция, Венеция, Пиза.
достопримечательностей
узнавать
отдельные
города
Италии.
Олимп,
македонцы, Знать
географическое
Олимпийские
игры, положение, столицу Греции.
античные, Акрополь.
Уметь находить на политической
карте Евразии Грецию, ее
столицу.
с. 42-44
сообщение об
Италии
с. 44-48
пересказ
с. 48-52
ответить на
вопросы
с. 55-58
пересказ
с. 58-61
ответить на
вопросы
Сокращение лесов
в
результате
пожаров.
Сокращение
лесов.
Географическое положение. Знать
географическое
Столица. Крупные города. положение, столицу Норвегии.
Политическое устройство.
Уметь находить на политической
карте Евразии Норвегию, ее
столицу.
Фьорд, королевство, ратуша, Знать
географическое Движение
за
Нобелевская премия.
положение, столицу Швеции. чистоту
Уметь находить на политической Балтийского моря.
карте Евразии Швецию, ее
столицу.
17
16
Финляндия
Республика).
(Финляндская
с. 62-65
пересказ
IV
17
ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА (11 часов)
Польша (Республика Польша). с. 68-70
18
Чехия (Чешская Республика). с. 71 - 74
Словакия
(Словацкая
Республика).
19
Венгрия
Республика).
(Венгерская
с. 74-77
20
Румыния
(Республика
Румыния)
Болгария
(Республика Болгария).
с. 78-81
21
Сербия и Черногория.
с. 82-84
22
Страны Балтии Эстония
(Эстонская Республика).
с. 84-87
Суоми,
сауна.
росомаха,
саами, Знать
географическое Восстановление
положение, столицу Финляндии. лесов.
Уметь находить на политической
карте Евразии Финляндию, ее
столицу.
Географическое положение. Знать
географическое
Столица. Крупные города. положение, столицу Польши.
Политическое устройство.
Уметь находить на политической
карте Евразии Польшу, Чехию,
Словакию, их столицы.
«Икарус»,
Буда,
Пешт, Знать
географическое
подземные пещеры, паприка, положение, столицу Венгрии.
чардаш.
Уметь находить на политической
карте Евразии Венгрию, ее
столицу.
Карпаты, Дунай, дельта, Знать
географическое Заповедники,
Бухарест. Кириллица
положение, столицу Румынии и Долина роз.
Блгарии.
Уметь
по
иллюстрациям
характерных
достопримечательностей
узнавать
отдельные
города
Евразии.
Югославия,
Косово, Знать
географическое
Воеводина,
албанцы, положение, столицу Сербии и
мусульмане,
гражданская Черногории.
война. Белград.
Уметь
по
иллюстрациям
характерных
достопримечательностей
узнавать
отдельные
города
Евразии.
Страны Балтии, валуны, Знать
географическое
Нарва, корабельные сосны, положение, столицу Эстонии.
18
«Старый Томас», хутор.
23
Латвия
Республика).
(Латвийская
с. 87-91
Даугава, дюны, Домский
собор,
этнографический
музей, янтарь.
24
Литва
Республика).
(Литовская
с. 91-94
Неман, Вильнюс, Паланга,
Тракай, Куршская коса.
25
Республика Беларусь.
с. 95-98
Поозёрье,
бульба.
Украина.
с. 99-102
Бук,
названия полезных
ископаемых,
тяжёлая
промышленность, импорт.
с. 103-105
Кодры,
виноградарство,
цимбалы.
26
27
Молдавия
Молдова).
28
Обобщающий урок по теме
«Страны Европы».
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ (6 с. 108-111
часов) Казахстан (Республика
Казахстан).
29
(Республика
самосвал БелАЗ,
фазаны,
гагаузы,
Уметь находить на политической
карте Евразии Эстонию, ее
столицу.
Знать
географическое
положение, столицу Латвии.
Уметь находить на политической
карте Евразии Латвию, ее
столицу.
Знать
географическое
положение,
столицу Литвы.
Уметь находить на политической
карте Евразии Литву, ее столицу.
Знать
географическое
положение, столицу Белоруссии.
Уметь находить на политической
карте Евразии Белоруссию, ее
столицу.
Знать
географическое
положение, столицу Украины.
Уметь
по
иллюстрациям
характерных
достопримечательностей
узнавать
отдельные
города
Евразии.
Знать
географическое
положение,
столицу
Молдавии.Уметь находить на
политической карте Евразии
Молдавию, ее столицу.
Знать
географическое
Тянь-Шань, отары, кумыс, положение,
столицу
арык,
чабан,
юрта, Казахстана.Уметь находить на
Байконур, «Медео».
политической карте Евразии
Казахстан, его столицу.
19
Заповедник
«Гауя».
«Беловежская
пуща»,
Березинский
заповедник.
Последствия
Чернобыльской
аварии.
30
Узбекистан
Узбекистан).
31
Туркменистан (Туркмения).
с. 116-119
32
Киргизия
Республика).
(Кыргызская
с. 120-123
33
Таджикистан
Таджикистан).
(Республика
с. 123-127
34
Экологические
проблемы
Центральной Азии.
VI
35
ЮГО-ЗАПАДНАЯ АЗИЯ (7 часов)
Грузия
с. 127-132
36
(Республика
Азербайджан
(Азербайджанская
Республика)
с. 112-115
с. 133-136
Туранская
низменность, Знать
географическое
каракуль,
шелководство, положение,
столицу
мечеть, медресе, изразцы.
Узбекистана.Уметь находить на
политической карте Евразии
Узбекистан, его столицу.
Географическое положение. Знать
географическое
Столица. Крупные города. положение,
столицу
Политическое устройство.
Туркмении.Уметь находить на
политической карте Евразии
Туркмению, ее столицу.
Иссык-Куль, зубры, лани, Знать
географическое
кочевники,
бешбармак, положение, столицу Киргизии.
осман.
Уметь находить на политической
карте Евразии Киргизию, ее
столицу.
Сырдарья,
Амударья, Знать
географическое
кишлак,
сейсмоопасная положение,
столицу
зона, чайхана.
Таджикистана.
Уметь находить на политической
карте Евразии Таджикистан, его
столицу.
Арал
Знать причины экологических
проблем,
природоохранные
мероприятия
Географическое положение.
Столица. Крупные города.
Политическое
устройство.
Население. Природные усл.
Закавказье,
вышки,
нафталан, зебу.
20
Проблемы Арала.
Бадхызский
,
Гасан-Кулийский
заповедники.
Заповедники.
Растения
и
животные
Красной книги.
Экологические
проблемы
Центральной
Азии.
Знать
географическое
положение,
столицу
Грузии.Уметь
находить
на
политической карте Евразии
Грузию, ее столицу.
нефтяные Знать
географическое Заповедник
резервуары, положение,
столицу Кизил-Агач.
Азербайджана. Уметь находить
на политической карте Евразии
37
Армения
Армения).
(Республика
с. 136-139
38
Турция (Республика Турция).
с. 140-143
39
Ирак (Республика Ирак).
с. 144-146
40
Иран (Исламская Республика
Иран).
с. 147-149
41
Афганистан
(Исламская
республика Афганистан).
с. 149-151
VII
42
ЮЖНАЯ АЗИЯ (2 часа)
Индия (Республика Индия):
географическое
положение,
природа, экономика.
43
Индия: население, культура,
обычаи и традиции.
с. 154-157
с. 157-161
Азербайджан, его столицу.
Минеральные
источники, Знать
географическое
террасы, туф, долма.
положение, столицу Армении.
Уметь находить на политической
карте Евразии Армению, ее
столицу.
Малая Азия,
ангорская Знать
географическое
порода,
мохер,
ислам, положение, столицу Турции.
Стамбул, туризм.
Уметь находить на политической
карте Евразии Турцию, ее
столицу.
Нефтяные месторождения, Знать
географическое Вред, наносимый
Кувейт, курды, война в положение,
столицу
Ирака. природе добычей
Персидском заливе.
Уметь находить на политической полезных ископ.
карте Евразии Ирак, его столицу.
Персия,
чадра,
ислам, Знать
географическое
глинобитный дом.
положение,
столицу
Ирана.
Уметь находить на политической
карте Евразии Иран, его столицу.
Иранское нагорье, пуштуны, Знать
географическое
каракуль,
намаз, положение,
столицу
гражданские войны, участие Афганистана.
советских
войск,
вывод Уметь находить на политической
войск.
карте Евразии Афганистан, его
столицу.
Географическое
положение.
Столица.
Крупные
города.
Политическое
устройство.
Население. Природные условия.
Полезные
ископаемые.
Развитие промышленности и
с\х.
Население,
культура,
обычаи и традиции.
21
Знать
географическое
положение, столицу Индии.
Уметь
находить
на
политической карте Евразии
Индию, ее столицу.
Уметь
называть обычаи
индийцев.
Сокращение
естественных мест
обитания
диких
животных.
Национальные
парки.
VIII
44
ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ (6 часов)
Китай (Китайская Народная с. 162-166
Республика): географическое
положение,
природа,
экономика.
45
Китай: население, культура, с.167-170
обычаи и традиции.
46
Монголия
с. 171-174
47
КореяКорейская
НародноДемократическая Республика
(КНДР)
Республика Корея
с. 175-176
49
Япония:
положение,
экономика.
с. 179-182
50
Япония: население, культура,
обычаи и традиции.
48
IX.
географическое
природа,
177 - 179
183-185
Географическое
положение.
Столица.
Крупные
города.
Политическое
устройство.
Население. Природные условия.
Полезные
ископаемые.
Развитие промышленности и
с\х.
Знать
географическое
положение, столицу Китая.
Уметь
находить
на
политической карте Евразии
Китай, его столицу.
Уметь
называть обычаи
китайцев.
Гобийский медведь, лошадь Знать
географическое
Пржевальского, як, кумыс, положение,
столицу
буддизм, монголо-татары.
Монголии.
Уметь
находить
на
политической карте Евразии
Монголию, ее столицу.
Северная и Южная Корея, Знать
географическое
различия
уровня
жизни, положение, столицу Кореи.
генеральный
секретарь, Уметь
находить
на
названия торговых марок.
политической карте Евразии
Корею, ее столицу.
Географическое
положение. Знать
географическое
Столица.
Крупные
города. положение, столицу Японии.
Политическое
устройство. Уметь
находить
на
Население. Природные условия. политической карте Евразии
Полезные
ископаемые. Японию, ее столицу.
Развитие промышленности и Уметь
называть обычаи
с\х. Население, культура.
японцев.
Охрана
уникальных
растений
животных.
и
Центры спасения
вымирающих
животных.
Землетрясения.
Авария
на
а/с
«Фукусима».
Закон об охране
окружающей
среды.
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ (3 часа)
51
Таиланд
Таиланд).
(Королевство
52
Вьетнам (Социалистическая
Республика Вьетнам).
с.188 - 190
190-191
Полуостров Индокитай, Сиам, Знать
географическое
плавучие рынки, война во положение,
столицу
Вьетнаме, Сайгон, пагоды.
Вьетнама.
Уметь
находить
на
политической карте Евразии
Вьетнам, его столицу.
22
Вырубка
лесов.
Сокращение
численности диких
животных
53
Индонезия
Индонезия)
54
Обобщающий урок по теме
«Государства Азии» (Брейнринг)
X
55
РОССИЯ (5 часов).
Границы России.
56
Россия
(Российская
Федерация) – крупнейшее
государство Евразии.
Административное
деление
России.
Столица, крупные города
России.
Обобщающий урок. По теме
«Россия»
57
58
59.
(Республика
XI
СВОЙ КРАЙ (14 часов)
60
История
нашего края.
возникновения
с. 191-193
Островное
государство,
сейсмическая активность, Ява,
Суматра, Бали, раффлезия,
вараны.
с. 194 -195
Географическое
положение. Знать государственный строй Заповедники
Столица.Политическое
и символику России.
заказники.
устройство. Население.
Уметь показывать Россию на
политических картах мира и
Евразии.
«Путешествие» по карте по Знать границы России.
сухопутным
и
морским
границам России.
Субъекты РФ (области, округа, Знать
составные
части
республики).
России.
«Заочное путешествие» по Знать столицу и крупные
городам РФ.
города России.
Защита
проекта
«Широка Уметь
показывать
на
страна моя родная…»
географической
карте
столицу и крупные города
страны.
с. 196 - 198
с. 199- 200
с. 200-202
Знать
географическое Вырубка
положение
Индонезии, тропического леса.
входящие в её состав
острова.
Уметь находить Индонезию
на
политической
карте
Евразии.
Знать
географическое
положение,
столицы
изученных государств.
Уметь
находить
на
политической карте Евразии
их столицы.
История
возникновения. Знать
Первые поселенцы.
сведения
местности.
23
исторические
о
нашей
и
61
Положение на карте области.
Границы. Поверхность.
62
Климат. Предсказания погоды
по
местным
признакам.
Народные приметы.
Полезные
ископаемые
и
почвы нашей местности.
63
64
65
Реки, пруды, озёра, каналы
нашей
местности.
Водоснабжение нашего края
питьевой
водой.
Охрана
водоёмов.
Растительный мир нашего
края.
66
Животный
местности.
мир
нашей
68
Население нашей области. Его
состав. Национальные обычаи,
традиции,
костюмы,
фольклорные песни и танцы,
национальная кухня.
Географическое
положение Знать
географическое
области.
Пограничные положение
Рязанской
территории. Рельеф.
области.
Уметь находить на карте
России
Рязанскую
область.
Климатические
особенности Уметь давать несложную
Рязанской области. Народные характеристику климату
приметы погоды.
Рязанской области.
Месторождения
полезных Знать
полезные
ископаемых,
группы
пол. ископаемые и почвы своей
ископаемых и почв .
местности.
Названия водоёмов.
Особенности
мира.
Вред,
наносимый
природе
нерац.
добычей
полезных
ископаемых.
Знать реки и озера своей Охрана водоёмов.
местности.
растительного Знать
типичных
представителей
растительного
мира
своего
края.
Уметь
называть растения нашей
местности.
Особенности животного мира.
Знать
типичных
представителей
животного мира своего
края. Уметь называть
животных
нашей
местности.
Особенности
национального Уметь составлять рассказ
состава Рязанской
области. о занятиях населения.
Народные традиции.
24
Образование оврагов.
Охрана растительного
мира.
Растения
Красной книги.
Животные
Красной
книги.
Вред,
наносимый природе
браконьерами.
Заповедник. Помощь
зимующим птицам.
68
Промышленность
нашей
местности.
Ближайшее
промышленное предприятие,
где
могут
работать
выпускники школы.
Особенности
развития Знать
крупнейшие
промышленности
нашего промышленные
города.
Перспективы предприятия
Рязанской
трудоустройства.
области.
25
Вред,
наносимый
природе
промышленными
предприятиями.
Очистные
сооружения.
Учебно-методический комплекс.
Базовое обеспечение:
1. Учебник для 6 класса . Т.М.Лифанова, Е. Н. Соломина «География» Москва
«Просвещение» 2020 год.
2. Учебник для 7 класса. Т.М.Лифанова, Е. Н. Соломина «География» Москва
«Просвещение» 2020 год.
«Рабочая тетрадь по географии»~ для 7 класса. Т.М.Лифанова, Е. Н. Соломина. Москва
«Просвещение» 2020 год.
4. Учебник для 9 класса. Т.М.Лифанова, Е. Н. Соломина «География» Москва
«Просвещение» 2020 год.
«Рабочая тетрадь по географии»~ для 9 класса. Т.М.Лифанова, Е. Н. Соломина. Москва
«Просвещение» 2020 год
Методические пособия.
1. Е.А.Жижина «Поурочные разработки по географии». Ростов-на-Дону.2007
2. В.Н.Андреева «Предметная неделя географии». Ростов- на-Дону.2007
3. Энциклопедии:
-Энциклопедии географии.
-4000увлекательных фактов.
-Страны мира.
-Города России
4. Интернет ресурсы.