Нормативные документы по АОП
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 19.12.2023 № 618-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации».
3. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья» (ред. от 17.02.2023).
4. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)».
5. Приказ Минпросвещения России от 08.11.2022 № 955 «О внесении изменений в некоторые
приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения
Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов
общего образования и образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
6. Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 №1025 «Об утверждении федеральной
адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья» (ред. от 17.07.2024).
7. Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 №1026 «Об утверждении федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ред. от 17.07.2024).
8. Приказ Минпросвещения России от 17.07.2024 № 495 «О внесении изменений в некоторые
приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных
адаптированных образовательных программ».
9. Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 №858 «Об утверждении федерального перечня
учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и установления предельного
срока использования исключенных учебников».
10. Приказ Минпросвещения России от 21.02.2024 №119 «О внесении изменений в приложения
№ 1 и № 2 к Приказу Минпросвещения России от 21.092022 № 858 «Об утверждении ФПУ,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного
срока использования исключенных учебников».
11. Приказ Минпросвещения России от 18.07.2024 № 499 «Об утверждении федерального
перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования».
12. Письмо Минпросвещения России от 31.08.2023 № АБ-3569/07 «О направлении разъяснений
по организации образования обучающихся с ОВЗ».
13. Письмо Минпросвещения России от 31.08.2023 № АБ-3574/07 «Об обеспечении учебниками и
учебными пособиями обучающихся с ОВЗ»
14. Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 №1678 «Об утверждении правил применения
электронного обучения, ДОТ при реализации образовательного процесса».
15. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...»).
2
Пояснительная записка
Цель изучения истории в школе образование, развитие и воспитание личности школьника,
способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе
осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески
применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в
достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации обучающихся.
Цель обучения истории – формирование у обучающихся способности изучать разнообразный
исторический материал и использовать его в своей деятельности. Для этого необходимо
систематическое руководство деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья в
процессе обучения истории с постепенным возрастанием их самостоятельности.
Основными задачами курса являются:
освоение обучающимися комплекса систематизированных знаний об истории Отечества, роли
России как активного участника и творца всемирной истории;
помощь обучающимся в развитии у них чувства национальной идентичности, патриотизма,
толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов;
развитие уобучающихся исторического мышления, под которым понимается способность
рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности;
овладение обучающимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической
информации.
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья. Особенность данной рабочей программы заключается в
том, что она модифицирована через формы занятий, методы и приемы обучения и объем
изучаемого материала, для обучения специального (коррекционного) класса VIII вида.
Одной из основных функций основного общего образования является реализация права
каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере
использующее возможности его развития. В национальной образовательной инициативе «Наша
новая школа» подчёркивается, что «особое внимание должно быть сосредоточено на создании
условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации
детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)».
Основная цель коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными
возможностями здоровья – социальная реабилитация, трудовая адаптация и интеграция в
обществе.
У детей данной категории нарушена психика, эмоционально-волевая сфера, слабо развита
мелкая моторика рук, общее интеллектуальное недоразвитие снижает процесс усвоения знаний и
им необходима педагогическая поддержка.
Основной формой организации учебного процесса является урок. Ведущей формой работы
учителя с учениками на уроке является фронтальная работа при осуществлении
дифференцированного и индивидуального подхода. В процессе обучения литературе используется
игровой и занимательный материал, наглядные и иллюстративные пособия технические и другие
дидактические средства.
Для обучения детей с умеренной умственной отсталостью от учителя требуется и специальная
работа, направленная на уточнение и расширение имеющихся представлений, умение
сформировать их в речи, в различных практических действиях на уроке.
На уроках при чтении произведений, устных высказываниях формируются общие речевые
навыки детей с ограниченными возможностями здоровья, направленные на коррекцию
недостатков звукопроизношения, развития слухового внимания и фонематического слуха. С этой
целью на каждом занятии проводится артикуляционная физминутка и даются специальные
задания.
Обучение должно реализовываться на доступном содержании, построенном по принципу от
простого к сложному с учётом возрастных и психических особенностей детей с умеренной
умственной отсталостью.
Общая характеристика учебного предмета
3
История Отечества изучается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического
материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала
наличность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с ОВЗ
к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
Необходимость разработки и значимость рабочей программы по истории обусловлена, с
одной стороны, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы
ступени основного общего образования, определенных ГОС, с другой стороны, потребностью
формирования разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитания гражданина, патриота.
В рабочей программе предусмотрено развитие ключевых компетенций обучающихся,
представленных в программах для начального общего образования, обусловленных предметным
содержанием и психологическими и возрастными особенностями пятиклассников.
Структура и содержание программы соответствует образовательному стандарту и принципам
развития системы российского образования.
Отличительными особенностями данной программы являются:
• минимальный объём дидактических единиц с целью защиты обучающихся в специальнокоррекционных классах от перегрузок и сохранения их психического и физического здоровья;
• соответствие основным направлениям модернизации образования, поскольку делается акцент
на роль человеческого фактора, цивилизационную составляющую исторического процесса.
Объектом изучения истории являются крупные исторические события отечественной истории,
жизнь и быт людей с древности до наших дней. Даётся отчетливый образ наиболее яркого события и
выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории:
«История нашей страны
древнейшего периода», «Киевская Русь», «Распад Киевской Руси», «Борьба Руси с иноземными
завоевателями», «Начало объединения русских земель», «Единая Россия (конец XV века —XVII
век)», «Великие преобразования России в XVIII веке», «История нашей страны в XІX веке», «Россия
в начале XX века», «Россия в 1917-1920 годах», «Советская Россия – СССР в 20-30-е годы», «СССР
во Второй мировой и Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», «Советский Союз в 1945-1991
годах», «Новая Россия в 1991-2013 годах».
Весь исторический материал представлен отечественной историей, историей региональной и
краеведческой с древности до настоящего времени.
Цель изучения истории в школе образование, развитие и воспитание личности школьника,
способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе
осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески
применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в
достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Цель изучения курса «История Отечества»:
• усвоение основных событий отечественной истории, свершений выдающихся личностей,
олицетворяющих основные периоды истории России;
• формирование умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь
исторических событий, давать им элементарную оценку;
• развитие познавательных интересов;
• формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением
интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в обществе.
Общие задачи изучения предмета «История Отечества»:
Образовательные задачи:
• усвоить важнейшие факты истории;
• создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого;
• усвоить доступные для обучающихся исторические понятия, понимание некоторых
закономерностей общественного развития;
• овладеть умением применять знания по истории в жизни;
• выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.
Воспитательные задачи:
• гражданское и патриотическое воспитание обучающихся;
• воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей;
• нравственное воспитание;
4
• эстетическое воспитание;
• трудовое воспитание;
• экологическое воспитание;
• правовое воспитание;
• формирование мировоззрения учащихся.
Коррекционно – развивающие задачи:
• развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи,
эмоционально – волевой сферы;
• учить анализировать, понимать причинно-следственные зависимости;
• содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение;
• расширять лексический запас, развивать связную речь.
Изучение истории в 7 классе начинается с «Введения», назначение которого состоит в том, чтобы
познакомить обучающихся с новым предметом, источниками, по которым ученые – историки узнают
о жизни людей в прошлом, а также научить работать с учебником истории, исторической картой,
«лентой времени».
Фактический исторический материал, изучаемый в 7 классе, охватывает период с древних времен до
конца XV века и представлен 6 темами:
1. Введение в историю.
2. История нашей страны древнейшего периода.
3. Киевская Русь.
4. Распад Киевской Руси.
5. Борьба Руси с иноземными завоевателями.
6. Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества.
Материал интересный и разнообразный по содержанию, он помогает ученикам представить жизнь,
быт, занятия людей в далеком прошлом, культурные достижения, процесс развития государства и
борьбу народа за свою независимость, обладает большим воспитательным потенциалом.
В 8 классе обучающиеся знакомятся с событиями истории с конца XV в. до конца XIX в. Этот
материал представлен следующими 3 темами:
1. Единая Россия (конец XV – начало XVII вв.).
2. Великие преобразования России в XVIII в.
3. История страны в период XIX в.
Изучаемый материал дает возможность увидеть процесс развития единого Российского государства,
его укрепления и изменения в связи с проводившейся внутренней и внешней политикой, победным
завершением для России Северной войны, русско–турецких войн и Отечественной войны 1812 года,
знакомит со множеством имен выдающихся исторических деятелей.
В 9 классе обучающиеся изучают события, происходившие в истории страны в XX - XXI вв.
Материал представлен 6 темами:
1. Россия в началеXX в.
2. Россия в 1917 – 1920 гг.
3. Советская Россия – СССР в 20 – 30-е годы.
4. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.
5. Советский Союз в 1945 – 1991 гг.
6. Новая Россия в 1991 – 2013 гг.
Материал в основном посвящен сложным процессам внутриполитического и экономического
развития дореволюционной России, Советского Союза, современной России. Изучаются крупные
войны XX века, особенно подробно – Великая Отечественная война СССР. Изучение послевоенного
периода с 1945 г. по настоящее время в условиях специальной (коррекционной) школы носит
обзорный характер, но позволяет на доступном для учеников уровне ввести их в круг проблем
современного общества.
Требования к результатам освоения курса
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Личностные результаты изучения курса «История Отечества» включают в себя:
5
•
воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за историческое прошлое многонационального народа России;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к
определению своей позиции.
Предметные результаты изучения курса «История Отечества» включают в себя:
• формирование уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и
неделимого многонационального государства;
• формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и
познания современного общества на основе изучения исторического опыта России;
• формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности
современных общественных явлений,
жизни в современном поликультурном,
полиэтническом и многоконфессиональном мире;
• развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в
различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего;
способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
Метапредметные результаты изучения курса «История Отечества» включают в себя:
• способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную,
общественную и другую;
• овладение обучающимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической
информации;
• использовать современные источники информацию, в том числе материалы на электронных
носителях и Интернет-ресурсы;
• готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе;
• владение умениями работать в группе, слушать партнёра, формулировать и аргументировать
своё мнение, отстаивать свою позицию.
Межпредметные связи: обществознание, география, ИЗО, музыка, МХК.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Принципы:
• принцип коррекционной направленности в обучении;
• принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения;
• принцип научности и доступности обучения;
• принцип систематичности и последовательности в обучении;
• принцип наглядности в обучении;
• принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Методы:
• словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
• наглядные – наблюдение, демонстрация;
• практические – упражнения, работа с исторической картой.
Типы уроков:
• Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала);
• Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок);
• Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
• Комбинированный урок.
Применяются
ТСО: фрагменты кино (видео, DVD),
мультфильмов, мультимедиа,
музыкальные фрагменты. Применение многообразных наглядных средств формирует умение
представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт
представителей разных классов. Создание точных зрительных образов - важный элемент обучения
истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса
6
фактов из одной эпохи в другую.
При изучении истории ведется специальная работа по использованию хронологии. Этому
помогают игры, викторины с использованием исторических дат.
Основные формы и средства контроля:
• Устный опрос
• Тестирование
• Исторические диктанты
• Контрольная работа
• Составление рассказа по сюжетным картинкам, пересказ
• Тематический кроссворд
• Работа с контурными картами
Тексты контрольно-измерительные материалы создаются учителем в соответствии с
психофизическим особенностями каждого обучающегося.
7
Календарно-тематическое планирование 7 класс
(2 часа в неделю, 68 часов в год)
№ п/п Разделы программы
Колво
часов
1
Древняя Русь
Происхождение славян
с. 8 – 12 прочитать
1
2
Славяне и соседние народы
с. 12 – 16 пересказ
1
3
Облик славян и черты их
характера
Хозяйство и уклад жизни
восточных славян
Жилища, одежда, семейные
обычаи восточных славян.
с. 16 -20 ответить
на вопросы
с. 21 – 27пересказ
1
4
5
6
7
Обобщающий урок по
темеДревняя Русь
Дата
1
с. 27 – 30 прочитать 2
с. 30 – 33 ответить
на вопросы
нет д/з
1
9
10
11
12
13
14
Как возникло Древнерусское
государство
Об Аскольде, Дир и их походах
в Византию
Князь Игорь из рода
Рюриковичей(913 – 945)
с. 38 – 43 пересказ
1
с. 43- 44 прочитать
с. 45 – 47 пересказ
с. 49 – 53 ответить
на вопросы
2
Как княгиня Ольга Отомстила
древлянам
Сын князя Игоря и Ольги –
Святослав
с. 54 – 58 пересказ
1
с. 59 – 61 пересказ
с. 62 – 66 пересказ
2
Ожидаемые результаты
Славяне, славянские
народы, Хазарский
каганат, варяги,
норманны, Византия,
Константинополь,
меновая торговля, купец,
земледелие,
скотоводство,
рыболовство, община,
соседская община,
племя, род, племенные
союзы, языческие боги и
союзы
Уметь объяснять значение новых
слов и понятий.
Уметь устанавливать причины
возникновения общин и племенных
союзов.
Проводить сравнения, находить
признаки сходства и различия
между родовой и соседской
общиной.
Уметь объяснять причины
появления в общине сословных
групп.
Уметь работать с картой, лентой
времени, учебником и тетрадью
самостоятельно или под
руководством учителя
Уметь работать с контурной картой,
соотносить век с датой.
Уметь устанавливать причины и
признаки возникновения
государства.
Уметь описывать первых князей, их
вклад в развитие государства – Русь
Государство, княжеский
род Рюриковичей, бояре,
холопы, дружина,
полюдье
Древнерусское государство
8
Исторические понятия,
словарь
1
8
15
Обобщающий урок по
теме«Древнерусское
государство»
Крещение Древней Руси.
Расцвет Русского государства.
1
16
Сыновья князя Святослава
с.70 - 73
1
17
18
19
Князь Владимир Красное
Солнышко
73 – 74
75 – 77
77- 79
3
17
18
Расцвет Русского государства
при Ярославе Мудром (1019 –
1054)
Русь после смерти Ярослава
Мудрого
79 – 82
82 - 85
2
85 – 86
87 -88
88 - 90
3
22
23
Распад Руси на отдельные
княжества в XII(12) веке
91 – 94
94 - 98
2
24
25
26
27
Ростово – Суздальское
княжество в XII(12) веке.
99 – 102
102 -108
109 - 111
3
19
20
21
28
29
Обобщающий урок по
теме«Крещение Древней Руси.
Расцвет Русского государства»
1
Русь в борьбе с завоевателями
Образование монгольского
государства
14
2
114 – 117
Крещение, христианство,
священник, Корсунь
(Херсонес)
Названия древнерусских
городов, свод законов,
казна, название
государств Европы:
Франция, Норвегия,
Германия
Мономах, венчание на
царство, царь,
Новгородская
республика, вече,
вотчины, посадник,
иконописец,
благословение
Монголы-завоеватели,
Чингисхан, тяжелая
9
Объяснять причины выбора
христианской веры, а также
значение заповедей о любви, добре,
справедливости.
Уметь описывать события по итогам
чтения текстов, уметь
самостоятельно выполнять задания
по учебнику и тетради
Уметь находить на карте и называть
3–5 древних городов Руси.
Знать название первого свода
законов Ярослава Мудрого, уметь
объяснять смысл и значение законов
в жизни русского государства.
Уметь самостоятельно составлять
рассказ по плану в учебнике
Уметь объяснять значение новых
слов и понятий.
Уметь по описанию событий
устанавливать век, обозначать его на
ленте времени.
Знать значение символов: держава,
скипетр, шапка Мономаха.
Называть сословия людей по
описанию рода их занятий.
Уметь работать с контурной и
исторической картой при
обозначении границ и названий
княжеств Руси в XII (12) в.
Знать дату основания Москвы
Объяснять причины возникновения
Монгольского государства и
покорения монголами других
конница, река Калка, хан
Батый, «злой город»
Козельск, новгородский
князь Александр
Невский, Золотая Орда,
ярлыки
117 - 119
30
31
32
33
34
Нашествие монголов на Русь
35
36
37
Объединение русских земель
против Золотой Орды
38
39
40
41
46
47
48
49
50
Московский князь Дмитрий
Иванович (1350 – 1389)
51
52
120 – 123
123 - 125
125 – 128
128 – 130
130 - 133
2
134 – 136
136 – 139
140 - 141
3
141 – 143
143 – 145
145 - 151
Наследники Дмитрия Донского
152 – 154
154 – 157
157 – 159
160 – 163
163 - 166
Обобщающий урок по теме«Русь нет д/з
в борьбе с завоевателями»
3
Новгородский князь Александр
Невский (1236 – 1263)
Единое Московское
государство
Русь в XV (16)I веке. Царь Иван
Грозный (1533- 1584)
172- 175
178 - 180
3
Княжества СевероВосточной Руси, ярлык
на княжество, Сергей
Радонежский, Мамай,
ратники, Дмитрий
Донской, Куликовская
битва, «признательное
потомство», культурные
памятники (иконопись,
рукописные книги,
архитектура, др.)
5
1
Подъем хозяйства,
ремесленники,
промыслы, Земский
2
10
племён и народов.
Знать имена монгольских ханов
периода нашествия на Русь
(Чингисхан, Батый, др.).
Уметь описывать события на реке
Калке, рассказывать о
сопротивлении русских в Рязани, в
Козельске, в Киеве.
Уметь соотносить даты с
историческими событиями.
Знать причины покорения Руси
Золотой Ордой.
Знать имена русских князей –
защитников Руси от монголов
Знать границы княжеств СевероВосточной Руси, названия городов,
уметь находить их на карте и
обозначать на контурной карте.
Знать причины и факторы
возвышения Москвы и Московского
княжества.
Уметь объяснять изменения в
Золотой Орде, положившие начало
ее распаду.
Понимать и объяснять историческое
влияние личности Сергия
Радонежского на самосознание и
ратные подвиги русского народа в
борьбе с Ордой.
Уметь описывать события на
Куликовом поле
Уметь самостоятельно работать с
лентой времени, историческими и
географическими картами,
учебником, рабочей тетрадью.
Уметь по плану и иллюстрациям
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Итого:
Войны Ивана Грозного
Россия после Ивана Грозного
Воцарение династии Романовых
180 – 183
183 – 186
186 – 188
188 - 192
193- 195
195 -197
197 – 198
199 – 200
200 - 203
203 – 205
205 – 208
208 – 210
210 -213
213 – 217
218 - 220
собор, реформы
Избранной рады,
Судебник, Казанское
ханство, ливонские
рыцари, опричнина,
Сибирское ханство
Смутное время,
самозванцы,
Семибоярщина,
народное ополчение,
воцарение династии,
Соборное уложение,
крепостное право,
барщина, раскол,
старообрядцы
Типография, печатный
станок, Иван Федоров,
Успенский,
Архангельский соборы,
центры ремесел
4
4
6
Обобщающий урок по
теме«Единое Московское
государство»
68
11
описывать личность Ивана
Грозного, обобщать черты его
характера.
Объяснять причины реформ,
проводимых Иваном IV, называть
органы управления государством.
Объяснять причины и итоги войн в
период правления Ивана Грозного.
Знать исторические места своего
региона, связанные с именем Ивана
Грозного (при их наличии)
Знать причины возникновения
смутного времени, появления
самозванцев и польско-литовской
экспансии.
Объяснять значение Русской церкви
в деле сплочения народа против
польско-шведских завоевателей.
Знать имена исторических деятелей
периода Смутного времени.
Знать даты исторических событий.
Уметь самостоятельно
устанавливать прямые и обратные
связи между датами и событиями.
Уметь самостоятельно излагать
контекст исторических событий по
иллюстрациям, плану, ленте
времени, картам
Календарно-тематическое планирование 9 класс
(2 часа в неделю, 68 часов в год)
№
п/п
1
2
3
Разделы
программы
Великая
российская
революция и
Гражданская
война
Великая
российская
революция:
февраль
4
5
6
7
8
Великая
российская
революция:
октябрь
9
10
11
Установление
советской
власти
12
Гражданская
Д/з
6 – 8 прочитать
9 – 10ответить
на вопросы
10 – 17
пересказ
17 - 18
пересказ
18 – 20
ответить на
вопросы
20 – 21
пересказ
22 – 26
прочитать
26 – 29
пересказ
31 – 34
ответить на
вопросы
34 – 37
пересказ
38 – 43
ответить на
вопросы
44 – 46
Дата
Исторические
понятия, словарь
Анархия,
Учредительное
собрание, эмиграция,
эсеры, меньшевики,
кадеты, большевики,
революция
Ожидаемые результаты
Знать причины, ход, участников революции 1917 года.
Уметь объяснять и приводить примеры общественных настроений и
запросов разных слоёв общества в борьбе с правительством и
императором Николаем II.
Уметь характеризировать особенности влияния различных партий на
возникновение двоевластия в Петрограде в феврале 1917 года.
Уметь объяснять цель и действия В. И. Ленина и партии большевиков в
борьбе за власть с Временным правительством и с другими партиями.
Знать значения новых слов и понятий.
Уметь работать с лентой времени, отмечать наиболее важные события
периода 1914–1920 годов.
Уметь объяснять причины гражданской войны.
Знать имена исторических деятелей: сторонников Белого движения и их
противников – руководителей советской власти, военачальников РККА.
Уметь рассказывать о деятельности коммунистов в борьбе с
неграмотностью; о создании пролетарской культуры.
Знать некоторые имена деятелей русской культуры и героев Гражданской
войны.
Знать памятные места, их названия, а также события, отражающие
историю революции и Гражданской войны в регионе (крае, области,
городе).
Уметь высказывать своё отношение к изучаемым событиям: революции,
Гражданской войне, действиям исторических персон и др.
Уметь работать с картой, объяснять значения новых слов и понятий
Комуч,
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
война 1918–
1920 годов
Советское
государство в
1920–1930-е
годы
Советская
Россия в
первой
половине 1920х годов
Новая
экономическая
политика (нэп)
Образование
Союза
Советских
Социалистичес
ких Республик
(СССР)
пересказ
46 – 48
ответить на
вопросы
48 – 49
пересказ
50 – 52
ответить на
вопросы
53 – 59
59 - 66
66 - 65
Добровольческая
армия, Белая армия,
Рабоче-крестьянская
Красная армия
(РККА), интервенты,
военный коммунизм,
террор, плакат,
пролеткульт
70 – 71
71 – 72
72 - 75
Коминтерн,
конференция,
конгресс,
принудительный труд,
нэп, финансовая
реформа, кооперация,
ГОЭЛРО, Высший
совет народного
хозяйства
76 – 78
78 – 81
81 - 85
86 – 88
88 – 89
92 - 97
Знать причины возникновения крестьянских бунтов и выступлений
против власти большевиков в 1920–1922 годы.
Знать причины, ход, участников восстания в Кронштадте и его итоги.
Уметь находить в тексте примеры, разъясняющие причины
противостояния стран Европы с большевистской Россией.
Уметь показывать на карте страны, которые поддерживали торговые и
дипломатические отношения с Россией в 1920-х годах.
Уметь самостоятельно рассказывать об изменениях в промышленности и
сельском хозяйстве в период нэпа.
Уметь делать выводы о значении плана ГОЭЛРО для экономической,
социальной и культурной жизни Советской России в 1920-е годы.
Знать год основания СССР, обозначать дату на ленте времени, правильно
объяснять смысл понятий в аббревиатуре СССР и в других сокращенных
Союз Советских
словах.
Социалистических
Знать причины создания СССР в контексте экономики, государственнореспублик (СССР),
индустриализация, ЦК территориального устройства, культурных связей между автономными
республиками.
РКП(б), Политбюро,
Уметь показывать на карте и называть РСФСР, другие республики в
пионеры, комсомол,
составе СССР.
автономия,
Знать краткие биографические сведения о В. И. Ленине, И. В. Сталине,
Совнарком
13
28
29
30
31
Индустриализа
ция в СССР
99 -100
100 – 103
104 – 106
107 - 114
Пятилетний план,
социалистическое
соревнование,
ударники труда,
колхоз, совхоз,
раскулачивание,
Сталинская
Конституция,
колхозник, крестьянеколлективисты
32
33
34
35
36
СССР накануне
Второй
мировой войны
(обзорно)
115 – 116
117 – 119
122 – 125
125 – 128
128 – 132
Советское общество,
ГУЛАГ, «враги
народа», НКВД,
фашизм
Л. Д. Троцком – руководителях партии и государства в период
возникновения СССР.
Уметь объяснять влияние культуры на развитие национальных окраин,
приводить примеры оказания помощи народам, ранее не имевшим
доступа к благам цивилизации
Знать историю и особенности культуры родного региона в досоветский
период (народы, традиции, состояние культуры и образования).
Уметь объяснять роль личности В. И. Ленина в истории СССР.
Уметь устно и письменно описывать памятные места города (поселка),
сохранивших в названии символы (события, героев советского периода)
Уметь объяснять причины возникновения разногласий в руководстве
партии в последние годы жизни В. И. Ленина.
Знать причины укрепления и возникновения власти И. В. Сталина после
смерти Ленина.
Уметь ориентироваться в направлениях развития плана
индустриализации СССР.
Уметь объяснять и приводить
примеры трудовых достижений советских людей при выполнении
пятилетних планов.
Понимать смысл и содержание коллективных трудовых движений
ударничества, соцсоревнования и др. Приводить примеры трудовых
инициатив.
Уметь сравнивать и делать самостоятельные выводы о промышленной
революции и коллективизации.
Принимать участие в обсуждении вопросов, касающихся участия
молодёжи в улучшении жизни села, города, их стремления к учебе,
спорту, труду.
Уметь составлять краткие рассказы-описания к иллюстрациям в
учебнике, передавать в устной речи эмоциональный контекст
изображений.
Уметь показывать на карте великие стройки первых пятилеток, указывать
на их значение для экономики страны, для улучшения жизни людей.
Знать причины возникновения принудительного труда в СССР в 1930-е
годы.
СССР в
14
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
Великой
Отечественно
й войне(1941–
1945)
Накануне
Великой
Отечественной
войны
140 - 142
142 - 145
Договор о
ненападении,
германизация,
союзники,
мобилизация,
оккупация
Начало
Великой
Отечественной
(июнь 1941 –
осень 1942
года)
Всё для
фронта, всё для
Победы
146 – 152
152 - 161
161 – 164
165 – 167
167 - 171
Дезертирство,
подпольщики,
диверсия, катюши
Коренной
перелом в ходе
войны (осень
1942 – 1943
год)
Освобождение
СССР и
Европы от
фашизма (1944
– сентябрь 1945
года)
173 – 178
178 – 186
186 - 192
Контрнаступление,
форсировать,
эвакуация
193 – 197
197 – 200
200 – 203
203 - 211
Оккупанты, десант,
капитуляция,
Нюрнбергский
процесс, Парад
Победы, День
Победы,
«Бессмертный полк»
Знать дату нападения Германии на Польшу.
Уметь рассказывать о действиях правительства СССР по укреплению
западных границ.
Объяснять причины сближения Англии и США с СССР в
противостоянии фашистской Германии.
Знать причины неготовности Красной Армии к войне с Германией.
Уметь сравнивать и делать выводы по данным о боевой, технической,
кадровой подготовке в армии СССР и Германии накануне войны.
Знать и называть имена, фамилии руководителей СССР, США, Англии,
Германии в период 1941–1945 годов, узнавать их на фотоснимках
Знать и обозначать на ленте времени дату нападения Германии на СССР,
объяснять замыслы Гитлера по разгрому СССР и преимуществах его
армии в начале войны.
Знать о действиях руководства СССР по мобилизации населения страны.
Уметь показывать на карте основные направления фронтов Красной
Армии в начале войны.
Уметь рассказывать об обороне и защите Москвы, приводить примеры
подвигов защитников Москвы.
Уметь делать самостоятельные выводы о важности провала планов
Гитлера по захвату столицы СССР, об укреплении авторитета Красной
Армии и всего советского народа после разгрома немцев под Москвой
Уметь показывать на карте регионы эвакуации промышленных
предприятий, культурных ценностей, населения и др.
Самостоятельно рассказывать об условиях жизни и работы людей на
военных и гражданских предприятиях, приводить примеры,
иллюстрирующие призыв «Всё для фронта, всё для победы!».
Давать нравственные оценки труженикам тыла, участникам подполья,
примерам военных и гражданских подвигов в тылу и на фронтах
Знать героическую историю обороны Севастополя, ход боевых действий
Сталинградской битвы и её итоги.
Знать имена защитников и военачальников Сталинградской битвы,
условия и причины исторической победы, ее влияние на дальнейший ход
15
войны.
Уметь описывать своими словами наиболее яркие события боевых
действий Советской Армии в войне с Германией.
Уметь давать оценку преступлениям фашистов, а также оценивать героев
– защитников Отечества
Знать карту движения советских войск при освобождении стран Европы
от немецких оккупантов.
Знать и отмечать на ленте времени:
● дату освобождения Ленинграда;
● дату освобождения Сталинграда;
● дату освобождения Крыма и Севастополя.
Уметь самостоятельно делать выводы об историческом значении
освобождения этих территорий от захватчиков.
Уметь объяснить значение открытия второго фронта в Европе и решений
Ялтинской конференции в реализации интересов СССР, Англии, США по
итогам войны.
Знать дату взятия Берлина, имена и фамилии советских бойцов,
водрузивших флаг Победы над Рейхстагом.
Знать 3–5 имен выдающихся советских полководцев (Жуков,
Рокоссовский, Баграмян и др.).
Знать итоги войны и значение Нюрнбергского процесса.
Знать дату Великого Парада Победы, уметь описать это событие.
Знать дату празднования Дня Победы в России, объяснять значение
движения «Бессмертный Полк»
51
52
53
Послевоенное
развитие
СССР.
Российская
Федерация в
конце XX –
начале XXI
века
СССР после
войны
216 – 220
220 – 227
228 - 231
Держава, устройство
мира, атомная бомба,
СЭВ, холодная война,
«железный занавес»,
Уметь объяснять и приводить примеры усиления авторитета СССР в
мире после окончания войны.
Знать причины противостояния двух общественно-политических систем:
социалистической и капиталистической.
16
идеологическая война
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Пора
«оттепели»
(середина 1950х – первая
половина 1960х годов)
(обзорно)
Советский
Союз в
середине 1960
– 1980-е годы:
от
стабильности к
кризису
(обзорно)
Распад СССР.
Россия в 1990-е
годы
233 – 236
236 – 242
242 - 250
Оттепель, коммунизм,
целина, мирное
сосуществование,
спутник, космос,
космонавты
250 – 254
254 – 256
256 - 263
«Развитой
социализм», кризис,
застой, диссиденты,
дефицит
263 – 265
265 – 270
270 – 277
277 – 280
280 - 284 -
Перестройка,
гласность, свобода
слова и мнений,
президент, ГКЧП,
распад СССР,
коррупция,
приватизация,
национализм,
терроризм
Высшие органы
власти РФ,
законодательная
власть,
исполнительная
власть, губернаторы,
федеральные округа,
выборы, референдум
Россия в начале 285 – 287
XXI века
287 – 289
289 – 291
294 – 298
Уметь называть и показывать на карте страны СЭВ и ведущие страны
НАТО.
Уметь описывать трудности и проблемы жизни советских людей в
послевоенный период и задачи руководства СССР по восстановлению
экономики, промышленности, сельского хозяйства
Уметь объяснять причины усиления культа личности Сталина и
нагнетания репрессивных методов в конце 1940-х – начале 1950-х годов.
Знать и уметь приводить примеры изменений в общественной, научной,
культурной жизни советских людей к началу 1950-х годов (литература,
кино, научные достижения и др.).
Понимать смысл и значение развенчивания культа личности Сталина для
дальнейшего развития советского общества.
Уметь анализировать и делать выводы о хозяйственно-экологической
деятельности правительства Н. С. Хрущева (успехи и ошибки).
Уметь объяснять значение идей о мирном сосуществовании государств с
разным социально-политическим устройством.
Знать об исторических успехах СССР в науке, в освоении космоса,
оттепели в искусстве, а также о качестве жизни советских людей в конце
1950-х – начале 1960-х годов.
Знать об основных направлениях развития СССР в период правления Л.
И. Брежнева: путь к «развитому социализму», реформы в
промышленности и сельском хозяйстве, зависимость от добычи нефти и
газа.
Знать о причинах ухудшения общественного настроения и жизни людей в
«эпоху застоя».
Знать о достижениях СССР в спорте, культуре, уметь приводить примеры
на основе учебных текстов.
Иметь общие представления о начальных этапах перестройки, попытках
экономических реформ и их кризисе.
Понимать значение политики гласности и перестройки в процессах
окончания холодной войны и отказа от противостояния с Западом.
Личность М. С. Горбачева и Б. Н. Ельцина.
Знать причины распада СССР и смены политической системы.
Знать и уметь объяснять причины ухудшения жизни людей в условиях
рыночных реформ, нестабильности в управлении государством, потери
авторитета лидеров.
17
Уметь объяснять значения новых слов и понятий.
Знать дату образования Российской Федерации, её государственные
символы.
Знать о смене президентов 2000, 2004, 2008, 2012 гг. (личность
В. В. Путина).
Понимать значение проводимых реформ: соблюдение конституционных
норм на территории РФ, стабилизация и улучшение жизни населения,
подъём экономики, поддержка малого и среднего бизнеса, развитие
технологий и др.
Знать примеры реализации национальных проектов.
Уметь приводить примеры духовного, нравственного, культурного
возрождения России в период с 2000 по 2014 г.
Уметь самостоятельно выполнять все виды заданий учебника.
Уметь объяснять значение понятий: патриот России, народное единство,
благополучие и процветание Отечества, духовные ценности
Всего
68
18
Учебно – методическое обеспечение
1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы :
И. М. Бгажнокова, Л. В. Смирнова. - М.: Просвещение, 2014 г., 290с.
2. История Отечества. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы. И. М. Бгажнокова, Л. В.
Смирнова. М.: Просвещение, 2020 год., 223с.
3. История Отечества. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы. И. М. Бгажнокова, Л. В.
Смирнова. М.: Просвещение, 2020 год., 303с.
4. .История Отечества. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы. И. М. Бгажнокова, Л. В.
Смирнова. М.: Просвещение, 2020 год., 302с.
«История Отечества» Е.Ф. Пуля – книга для учителя спец.(корр.) общеобразовательной
школы VIII вида. – М.: Классик Стиль, 2010г., 169с.
6. «Методика преподавания истории в начальной школе» М.Т.Студеникин. М.: Владос – 2001г.,
270с.
7. «Задачник по истории России» С.Г.Горяйнов, Ростов – на – Дону.: Феникс, 1996. – 320с.
8. «Наглядность на уроках истории» М.В. Короткова, М.: Владос, 2000 -176с.
9. Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы. Русский язык. Чтение. Мир
истории. История Отечества / Э.В. Якубовская, М. И. Шишкова, И.М. Бгажнокова. - М.,
«Просвещение», 2018., 230 с.
5.
19